Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XXI веке информационные технологии активно используются во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовательной. С появлением первых персональных компьютеров, преподаватели стали использовать их для интенсификации процесса обучения как средство наглядности, инструмент отработки навыков, источник дополнительной информации и т.д.
Компьютерные технологии используются в обучении иностранным языкам начиная с 80-х гг. ХХ века, что привело к появлению особого направления в методике преподавания иностранных языков, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические аспекты использования этих технологий в ходе обучения иностранному языку. В России данное направление получило название «компьютерная лингводидактика», за рубежом наиболее распространен термин CALL (Computer-assisted language learning).
С ходом технического прогресса, появлялись все более и более совершенные технические средства, обладающие значительным лингводидактическим потенциалом. Сегодня, в практике обучения иностранным языкам используется широкий спектр технических средств, как стационарных (например, компьютер, интерактивная доска), так и мобильных (планшетные компьютеры, смартфоны), которые объединены под понятием «цифровые технологии». Появление этих технических средств также повлияло на способы представления информации, которая сегодня чаще всего преподносится в мультимедийном формате, то есть в нескольких формах одновременно: текстовой, графической, видео, аудиальной, интерактивной. Таким образом, современные технологии, используемые в обучении иностранным языкам, могут быть объединены под термином «мультимедийные и цифровые технологии».
Однако, многолетняя практика использования различных подобных технологий в обучении иностранным языкам показывает, что сами по себе они не делают процесс обучения более эффективным. Для использования мультимедийных и цифровых технологий в их полном потенциале необходима разработка специальной методики.
Проблемы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на образовательный процесс и их эффективного использования в ходе обучения иностранным языкам рассматриваются в работах отечественных исследователей М.А. Бовтенко, Р.К. Потаповой, Е, П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева, С.И. Титовой, А.В. Зубова, Р.К. Пиотровской, Р.Г. Пиотровского, О.А. Усковой, С.В. Фадеева, А.В. Хуторского и др.
Тем не менее, в силу активного хода технического прогресса и появления все новых видов мультимедийных и цифровых технологий на фоне смены образовательных парадигм, практика использования этих технологий по-прежнему опережает теорию. Более того, существующие исследования в данной области в основном сфокусированы на методике обучения иностранному языку взрослых. Однако, анализ литературы в области психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) показал, что младший школьный возраст является важнейшей ступенью развития человека, на которой формируются основы сознательного познавательного интереса к обучению. Более того, эмпирический опыт авторов данного исследования доказал повышенный интерес молодого поколения к использованию мультимедийных и цифровых технологий, в т.ч. в учебных целях.
Следует отметить, что необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается и рядом государственных инициатив. В частности, требование об информатизации образования в РФ закреплено в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также отражено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется наличием противоречия между:
заданной ФГОС РФ установкой на информатизацию и компьютеризацию образования, в т. ч. основного общего;
активной практикой использования современных технологий на уроках английского языка;
недостаточной разработанностью теоретических аспектов проблемы использования мультимедийных и цифровых технологий в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Предметом нашего исследования является методика использования методика использования мультимедийных и цифровых технологий обучения произношению в английском языке для профильной школы.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения произношению в английском языке для профильной школы.
с использованием мультимедийных и цифровых технологий учащихся.
Целью нашего исследования является научно-теоретическое обоснование и разработка методики использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении произношению в английском языке для профильной школы.
Исследовательские задачи:
1. Анализ использования ИКТ при обучении английскому произношению в профильных школах.
2. Исследование эффективности применения ИКТ в обучении произношения английского языка.
Глава I Использование ИКТ при обучении английскому произношению в профильных школах
1.1.Новые информационные технологии в обучении произношению при преподавании английского языка
Центральными для нашего исследования являются понятия «мультимедийные технологии» и «цифровые технологии». Рассмотрим их подробнее.
Под мультимедийными технологиями отечественный исследователь понимают совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты Иными словами, мультимедийность предполагает представление информации в различных формах одновременно (с помощью звука, графики, видео, анимации и т.п.). Стоит отметить, что сегодня Интернет выступает как качественно новое медиа, объединяя в себе все существующие (видео, текст, аудио, графику).
Термин же «цифровые технологии» на сегодняшний день трактуется неоднозначно. Изначально, этот термин использовался для обозначения технологий, содержащих двоичный код. Однако в связи с широким распространением персональных компьютеров и мобильных устройств, слово «цифровой» перешло в широкое употребление, и стало синонимом слов «электронный» и «компьютерный». Это подтверждает онлайн-словарь Merriam Webster, который определяет слово «цифровой» («digital») как электронный («electronic») и компьютеризированный («computerized»).
Термин «цифровые технологии» в рамках теории обучения языкам обозначает все виды технологий, связанные с использованием компьютеров и портативных электронных устройств (планшетов, смартфонов и пр.). К цифровым технологиям относятся электронные инструменты, устройства, системы и ресурсы, которые производят, хранят или обрабатывают информацию в различных форматах. Таким образом, в современном мире цифровые технологии являются синонимом электронных.
Итак, в нашем исследовании, под мультимедийными и цифровыми технологиями мы понимаем широкий спектр инструментов и ресурсов, содержащих информацию, представленную в различных форматах, на базе компьютерных и мобильных технологий. При в термин «цифровые технологии» мы включаем понятия компьютерных, информационных, информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий.
Сегодня, большинство исследователей (П.В. Сысоев, М.А. Бовтенко, А.В. Зубов и др.) признают, что мультимедийные и цифровые технологии обладают огромным дидактическим и методическим потенциалом. В рамках доминирующего на сегодняшний день компетентностного подхода к обучению, основной целью изучения иностранного языка является развитие коммуникативной компетентности и ее компонентов (в частности, информационно-коммуникативной/цифровой компетентности). Средством достижения этой цели служит развитие иноязычных навыков (грамматических, лексических, фонетических) и умений (чтения, письма, говорения, аудирования, общеучебных).
Итак, к цифровым и мультимедийным ресурсам, используемым сегодня в лингводидактике принято относить:
электронные словари, в т.ч. учебные (толковые, переводные, терминологические, справочные, иллюстрированные, интерактивные);
аутентичные материалы на изучаемом языке (в текстовом, графическом, видео, аудио, игровом форматах)
специальные учебные ресурсы для обучения ИЯ (электронные учебники и напечатанные задания, созданные с помощью компьютера, программы-оболочки; интерактивные УМ)
прикладные программы (MS Word, MS PowerPoint, веб-браузеры)
средства электронной синхронной (чаты, мессенджеры, видеоконференции) и асинхронной (электронная почта, форумы, учебные группы в соц. Сетях) коммуникации;
учебные Интернет-ресурсы (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, вебквест).
Данные технологии используются в обучении языку при различных формах организации деятельности обучаемых, таких как: аудиторная работа; внеаудиторная работа; дистанционное обучение и смешанное или комбинированное обучение, содержащее элементы аудиторного и дистанционного. Стоит отметить, что смешанное обучение (blended learning) на сегодняшний день считается наиболее перспективной формой обучения иностранным языкам. При грамотном подходе, оно позволяет сочетать непосредственное общение с учителем и группой и применение цифровых технологий на аудиторных занятиях с целью организации самостоятельной работы и дополнительного общения с помощью электронных средств коммуникации. Однако в средней школе основными формами организации учебной деятельности с использованием мультимедийных и цифровых технологий будет аудиторная (прежде всего) и внеаудиторная работа.