Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
ХХI век стал эпохой глобального развития компьютерных или информационных технологий. Сегодня телефон занимает в жизни человека примерно треть времени бодрствования . Телефон сегодня нужен, чтобы оплатить покупки в магазине, совершить поездку на общественном транспорте. Даже записаться на прием к врачу, человеку сегодня нужен мобильный телефон.
Система образования не могла не отреагировать на такое развитие мобильных и компьютерных технологий. Тем более что современные дети осваивают мобильные телефоны, планшеты и ноутбуки с их приложениями гораздо быстрее своих сверстников конца ХХ века.
Сами педагоги отмечают, что красочная компьютерная презентация запоминается современными детьми намного лучше, чем подготовленный видеофильм или другие стандартные образовательные формы. Кроме этого нужно сказать, что компьютеризация образовательного процесса позволила разработать целый пакет онлайн программ, которые позволяют педагогу дистанционно оценивать уровень знаний своих учеников по той или иной дисциплине.
Сегодня такая школьная дисциплина как «Обществознание» становится довольно популярной. Школьники начинаю понимать, что обществознание – это одна из основных школьных дисциплин, которые пригодятся школьнику на остальных этапах обучения, т.е. в вузе или сузе.
Кроме этого нужно заметить, что средства компьютерного обучения, специальная графика и презентации помогают учителю более компактно и более динамично объяснить ученикам особенности взаимодействия людей в обществе, правовых основ государства и общества и т.д.
Степень изученности. В разное время занимались разные ученые, в частности, Велижанин М.И., Борисенко А.М., Аристархова Е.М. и др. Они подробно рассматривали вопросы использования инноваций в образовании. Однако дать четкие рекомендации по использованию инновационных технологий в каждом из разделов педагогики или образовательного процесса не смогли.
Цель исследования – на основании теоретического изучения инновационных педагогических технологий разработать методические материалы с их использованием при обучении обществознанию
Объект исследования – инновационные педагогические технологии.
Предмет исследования – особенности инновационных педагогических технологий в обучении обществознания.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и сущность инновационных педагогических технологий
2. Определить особенности применения инновационных педагогических технологий
3. Рассмотреть особенности обучению правовым нормам в рамках курса «Правоведение»
4. Разработать проект урока по теме «Право» в рамках курса «Правоведение» с использованием инновационных педагогических технологий
5. Сделать выводы по итогам исследования
Методологической основной работы стал системный метод, позволивший рассмотреть проблему во всей совокупности. При написании работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на два параграфа каждая, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.
1.1 Понятие об инновациях в образовательной среде
Современный этап развития общества создает ряд совершенно новых проблем для российской системы образования, обусловленных политическими, социально-экономическими, идеологическими и другими факторами, среди которых необходимо выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам – первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.
Инновации в образовании заключаются в создании, внедрении и распространении новейших идей, подходов, приемов и методов, технологий, которые направлены на обновление, модернизацию, трансформацию учебного процесса в соответствии с требованиями времени.
Информационные технологии становятся неотъемлемым инструментом в современном процессе преподавания и одной из составляющих инновационного подхода обучения . Совершенствование технических средств связи привело к значительному прогрессу в области обмена информацией. Появление новых инновационных технологий, связанных с развитием ИТ – структур и телекоммуникационных сетей, позволило создать качественно новую образовательную информационную среду как основу для развития и совершенствования системы образования .
В России формируется новая образовательная система, ориентированная на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается значительными инновациями, как в теории педагогической деятельности, так и в практике воспитательной работы. Основной движущей силой инновационного подхода к обучению является личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Инновации становятся наиболее идеальным способом повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности это обновление базируется на современных информационных технологиях и гуманистических принципах всех компонентов педагогической системы.
Инновации в образовании включают новые методы обучения. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс приводит к изменению роли его участников (рис. 1).
Рис. 1. Изменение роли участников образовательного процесса
Обучающиеся должны отталкиваться в самостоятельном поиске, независимо от основных доступных программ и методов. Затем им нужно освоить и развить новые взгляды и подходы, а также иметь возможность сформулировать свои собственные варианты понимания проблемы исследования .
В значительной степени успех этого подхода в обучении будет зависеть от профессиональной и научной компетентности самого учителя, а также от инновационных форм и методов проведения таких исследований.
Инновационные образовательные технологии представляют собой систему, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов:
1. Компетентностный подход, обеспечивающий развитие навыков школьников, передаваемых с использованием современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения: активные и интерактивные методы формирования умений и навыков, суть которых сводится к взаимодействию обучающихся в учебном процессе.
3. Современная инфраструктура обучения базируется на информационных, технологических, организационных и коммуникативных особенностях предоставления информации учащемуся школы
Таким образом, инновационные технологии сочетают в себе интерактивные формы обучения и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) .
Главная цель инновационных образовательных технологий – подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Суть данного тренинга заключается в том, чтобы направить процесс обучения на раскрытие человеческого потенциала и его реализацию. Образование должно развивать механизмы инноваций, находить творческие решения насущных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму человеческого существования.
Формируются тенденции и приоритеты инновационных подходов к обучению, в которых гуманизация современного образования играет значительную роль. Непрерывность образования и его социальная значимость являются одним из факторов устойчивого развития инноваций. Образовательный процесс все больше адаптируется к демократическим стандартам развития личности, интересам и потребностям одного человека.
Сама познавательная деятельность в процессе инновационного образования сопровождается активизацией творческого потенциала личности, использованием современных информационных технологий, создающих дополнительные возможности для самообразования и саморазвития.
Обратим внимание на основные особенности инновационного процесса:
1) объективный характер, то есть детерминация инновационного процесса актуальными потребностями исторического времени и закономерностями развития общества;
2) вероятностный характер, то есть невозможность учесть все социальные последствия его осуществления, обусловлен синергетическим характером, который проявляется в непредсказуемости, прерывности и, возможно, противоречивости новых изменений;
3) рисковый характер, который проявляется в неопределенности относительно конечных положительных результатов;
4) системный характер, характеризующийся целостностью, открытостью, мобильностью и ориентацией на конечный результат;
5) коммуникативный характер, отражающий высокий уровень управления и передачи информации и ведущий к инновационным изменениям в других социальных сферах;
6) междисциплинарный характер, который определяется взаимодействием многоуровневых организаций, включающих интегративные знания и умения .
Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе – усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике. К методам модернизации относят:
внутрипредметные обновления – переход к новым обучающим комплексам и авторским разработкам;
общеметодические новшества – внедрение нестандартных, универсальных образовательных технологий, использующихся в любой предметной отрасли образования;
управленческие инновации – решения руководителей, направленные на повышение результативности функционирования субъектов системы;
идеологические разработки – нововведения, вызванные изменениями в сознании, являющиеся фундаментальной основой для остальных инноваций, так, как только осознание необходимости нового ведет к появлению инноваций .
Задача инновационных технологий – качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ – формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.
Таким образом, инновационные процессы в образовании – сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса – генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью. Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества
На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».
Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.
Итак, внедрение новшеств – сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс. Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.
Инновации – часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. Значит, данный процесс требует руководства.
1.2 Особенности применения современных технологий в обучении обществознанию
Формирующаяся в современном постиндустриальном обществе «экономика знаний» нуждается в людях, которые, обладая достаточным багажом знаний, умеют адекватно действовать в условиях нарастающей неопределённости, решать творческие задачи, учиться в течение всей жизни и гибко реагировать на изменения социальной среды. Возрастает и роль учителя, который становится уже не транслятором и контролёром, а проводником, помогающим школьникам организовать самостоятельную учебную деятельность.
Формируется новый образ выпускника школы как функционально грамотного человека, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Разумеется, достижение новых образовательных результатов требует и новых образовательных технологий, в первую очередь проблемных.
Проблемные образовательные технологии основаны на постоянном взаимодействии обучающихся друг с другом и с учителем, обеспечивают наибольшую вовлечённость в процесс обучения всех его участников, направлены на самостоятельное приобретение и практическое применение знаний и навыков, способствуют не только усвоению информации, но и формированию ценностных установок и способов деятельности.
Рассмотрим возможности применения современных образовательных технологий в рамках учебного предмета «Обществознание». Даже в процесс объяснения нового материала можно включить интерактивные элементы, например:
– связывать изучение нового материала с актуальными для возраста обучающихся жизненными ситуациями, опираться на социальный опыт школьников;
– организовывать короткие дискуссии по ключевым вопросам темы;
– проводить командные мини-игры для усвоения главного в содержании новой темы через «проживание ситуации»;
– внедрять элементы взаимообучения в команде;
– постоянно давать и получать обратную связь для оперативной корректировки процесса обучения .
Современное состояние системы российского образования характеризуется масштабной работой по активному внедрению эффективных инновационных образовательных технологий, например кейс-технологии.
Кейс-технологии занимают в этом ряду важное место, поскольку высоко оценивается их направленность именно на организацию когнитивного процесса. В отечественной лингвистической литературе наблюдается терминологическое многообразие обозначения данного понятия: кейс-метод, case-stade, кейсовая технология и др. Это объясняется прежде всего тем, что указанная интерактивная технология пришла в Россию из Америки.
Кейс метод, воспроизводящий различные сценарии, позволяет обучающимся экспериментировать и практиковать решения задач в динамичной и безопасной среде, а преподавателям готовить их к переходу на следующий, более сложный уровень, побуждая использовать навыки и одновременно улучшать понимания содержания контекста предметной области. По мнению исследователей, кейс метод ориентирован не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать большие объемы информации, решать проблему.
И.Н. Рогозина рассматривает кейс-технологию «как метод анализа ситуаций, который включает в себя описание, выявление и группировку факторов, определяющих выбор необходимых решений, оценку аргументированности и эффективности этих решений с точки зрения текущих и перспективных последствий» . Российские ученые справедливо указывают на высокий дидактический потенциал кейс-технологий, который формируется в зависимости от их целей, функций, а также характером развивающихся умений и навыков обучающихся .
Учебными целями кейс-технологии являются:
– развитие аналитического мышления, связанного с поиском новой информации, её анализом и обобщением через систематизацию, а также с установлением выводов, сделанных на основе полученных данных;
– формирование у обучающихся практических навыков работы с информационным потоком;
– повышение уровня коммуникативной компетентности у обучающихся;
– развитие навыков конструктивной критики, которые научат обучающихся приемам исправления ошибок, а также помогут их избежать в будущем.
Помимо учебных задач кейс-технологии способны решать ряд образовательных задач и функций, среди которых необходимо выделить следующие:
–приобретение новых знаний и развитие общих представлений;
–формирование навыков оценивания сложных проблем;
– возможность осуществлять деятельность в команде;
– развитие чувства ответственности за принятое решение.
Как отмечает А. Елисеева, в результате освоения кейс-технологии у учащихся активно формируются аналитические и прогностические умения и навыки. Обучающиеся должны дифференцировать статистические данные и информационные блоки, осознанно определять пропуски информационных участков и восстанавливать их .