Фрагмент для ознакомления
2
Системный подход в образовательной деятельности предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся как основной цели и системообразующего компонента образования .
Для понимания сущности системного подхода к образованию имеет принципиальное значение тот факт, что в познании явлений реальной действительности существуют три аспекта. Это – познание явления, взятого самого по себе; рассмотрение явления в определенной системе, в подчинении ее закономерностям; рассмотрение явления и его закономерностей как продукта всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних.
А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, С.А. Минюкова, А.И. Мищенко, Э.П. Юдин сущность системного подхода раскрывают через составляющие его принципы [16]:
1) целостность – несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения от его места, функций внутри целого;
2) структурность – возможность описания системы лишь через установление ее структуры, то есть связей и отношений системы;
3) взаимозависимость системы и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия;
4) иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться в свою очередь как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы.
Связь, обеспечивающая целостность отдельных подсистем и всего, в нашем случае, педагогического процесса, является системообразующей, приводя компоненты его в систему, она выделяет ее из окружающей среды, обеспечивает, закрепляет упорядоченность частей и структуры. Целостность восп процесса повышается при возрастающей роли системообразующей связи и значимой роли педагога.
Системный подход в работе педагога проявляется при условии, что воспитание и образование организуется и исследуется как системный объект, и именно на основе такого его понимания делаются научные и практические выводы [53]. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
Реализация системного подхода предполагает единство педагогической теории, эксперимента и практики в работе педагога. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится источником возникновения новых фундаментальных проблем образования.
Системный подход предполагает выяснение роли отдельных компонентов системы, процессов в развитии личности как системного целого. В этом отношении системный подход очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность, как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности [53].
Использование системного подхода в работе педагогов позволило выделить основные признаки, раскрывающие целостность педагогического процесса [53]:
- взаимодействие биологического и социального, индивидуального и общественного; внутренняя сторона взаимодействия педагога и воспитанника (В.П. Каптерев);
- организация разнообразной, целеустремленной жизнедеятельности -детского коллектива, создающй условия для развития активности, инициативы, творчества детей (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линский);
- целостная личность формируется только в целостном педагогическом процессе (В.С. Ильин);
- единство деятельности учителя и учащихся как главное условие реализации целостности педагогического процесса (В.Е. Гмурман, И.П. Подласый);
- единство обучения, воспитания и развития личности как важнейшая закономерность, отражающая целостность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А.Данилов, Э.И. Моносзон и др.);
- единство содержательной и процессуальной сторон педагогического процесса (В.В. Краевский);
- целостность как внутреннее единство его компонентов (В.А. Сластенин);
- основа целостности педагогического процесса есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей (Ш.Амонашвили, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Хмель, Г.Н. Филонов и др.).
Таким образом, системный подход как один из методологических основ педагогических исследований позволяет обосновать сущность целостного педагогического процесса как системы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешкина, О. В. Дистанционные образовательные технологии – ключ к массовому образованию ХХI века / О. В. Алешина, М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 63- 65.
2. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 72 с.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Мзд-во МГУ, 2015. – 280 с.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика): Учебное пособие: В 2 кн. М.: МЭСИ, 2000. Кн. 1. 141 с.
5. Ахметова, Д. З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д. З. Ахметова. – Казань : Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 176 с..
6. Бардина Т. А. Использование сервисов Web 2.0 в работе учителя [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www. Docme.ru/doc/26021/ ispol._zovanie-social._nyh-servisov-web.2-v-rabote-uchitelya(дата обращения: 01.06.2022).
7. Бершадский, А. М. Актуальные проблемы контроля знаний /. А. М. Бершадский, А. А. Белов, Р. И. Вергазов // Вестник компьютерных и информационных технологий № 1, 2013. – С. 40-48.
8. Бим, И. Л. Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы / И. Л. Бим / М.: Просвещение, 2007. — 168 с.
9. Болотов, В. А. Дистанционное обучение. Сборник статей / В. А. Болотов. – М.: Логос, 2002. – 208 с.
10. Вайсбурд М. Л. Теоретические основы методики обучения в средней школе. – М.: Просвещение, 2001 г. – 278 с.
11. Васина, Е. В. Особенности психофизиологического развития и адаптации старшеклассников к разным профилям обучения : автореферат дис. ... кандидата биологических наук : 03.03.01 / Васина Евгения Владимировна; [Место защиты: Том. гос. ун-т]. - Томск, 2010. - 22 с.
12. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие/ Е. В. Бордюкова, Я. С. Быховский, А. В. Коровко и др.; под ред. Я. С. Быховского. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
13. Воронкова, И. А. Применение сетевых образовательных ресурсов и сервисов в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sanremo.ito.edu.ru/2014/section/229/92624/ (дата обращения: 01.06.2022).
14. Воронкова, И. А. Применение сетевых образовательных ресурсов и сервисов в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sanremo.ito.edu.ru/2014/section/229/92624/ (дата обращения: 01.06.2022).
15. Громова Т.В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения Текст: монография / Т.В. Громова. - Самара: Глагол, 2007. - 268 с.
16. Денисова О.П. Психологическая и профессиональная готовность специалистов к аттестации вуза // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №3. - 2011. - с.105-110
17. Дмитриенко В.А. Методологические проблемы науковедения. Томск, 2017. – 246 с.
18. Загвязинский В.П. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 2017. – С. 3-9.
19. Евдокимова, М. Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения / М. Г. Евдокимова. - М., 2004. – 312 с.
20. Елухина, Н. В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. – 2005. – №2. – 25 с.
21. Еремеева Г. Р. Обучение через систему Moodle / Г. Р. Елухина, О. К. Мельникова // КПЖ. 2018. №1 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/angliyskiy-yazyk-cherez-sistemu-moodle (дата обращения: 01.06.2022).
22. Джусубалиева, Д. М. Электронное и дистанционное обучение его реализация в языковом вузе / Д. М. Джусубалиева // «Достижения и перспективы экономической науки нового столетия: практико-ориентированный аспект»: материалы Международной научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 70-летию Великой Победы. – 30 октября 2015. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. – С. 130-144; Захарова И.Г. информационные технологии в образовании : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ и. г. Захарова. – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Фкадемия»,2007. – С.192.
23. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения: Пособие для учителя / Н. Д, — 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
24. Ильяхов, М. О. Методические основы организации интерактивного обучения в сотрудничестве на базе технологии вики: автореф. Дис…канд. Пед. Наук: 13.00.02 / Ильяхов Максим Олегович. – М.: 2013. - С.30.
25. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Проект «Информатизация системы образования». - URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html (дата обращения 01.06.2022).
26. Клековкина, Е. Е. Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку / Е. Е. Клековкина. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 100 с.
27. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. – М. : Дом педагогики, 2006. — 231 с.
28. Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова. Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf. (дата обращения 01.06.2022).
29. Кондик, Л. А. Использование информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе / Л. А. Кондик // Использование Интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы / Под ред. А.А. Шаталова. – Орехово-Зуево, 2006. - С. 26 - 30;
30. Коновалова Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информации // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №3. - 2010. - с. 67-71
31. Коваленко, Н. С. Использование современных интернет-ресурсов / Н. С. Коваленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2010. – № 3. – С. 90-93;
32. Коротенков, Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю. Г. Коротенков. — М. : Академия АйТи., 2013. - URL: http://eor.it.ru/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf. (дата обращения: 01.06.2022).
33. Кузьмина, Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Л. В. Кузьмина // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 01.06.2022).
34. Лапенок, М. В. Школьная информационная среда дистанционного обучения / М. В. Лапенок, И. В. Рожина // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе: материалы ежегод. Всерос. Науч. – практ. Конф. С междунар. Участием (Нижний Тагил, 24 января 2010 г.). – Нижний Тагил, 2010. – С. 60 – 71.
35. Леонтьев В.П. Мобильный Интернет. Компьютерная академия на дому. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2008. – С.149.
36. Лебедева, М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
37. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара, 2015. – 346 с.
38. Макаревич, И. Г. Первые шаги в Интернете / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. - М. : Просвещение, 2007. - № 6. - С. 26;
39. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под редакцией Атутова P.P., Скаткина М.Н. М.: Педагогика, 2008. – 284 с.
40. Миролюбов, А. А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку / А. А. Макаревич, Л. И. Бим. – Москва, «Дрофа», 2000. – 160 с.
41. Основы деятельности тьютора в системе дистанци- онного образования: специализированный учебный курс/ С.А. Щенников. А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. – М.: ГОУ Институт развития дополнительного профессионального образования, 2005. – 608 с.
42. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е.Д. Патаракин. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009. – С.176.
43. Петрова, В. С. Особенности использования электронного обучения в образовательных организациях на примере ПРО-платформ / В. С. Петрова, И. В. Панова // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. 2019. - С. 94-98.
44. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Буханкина, М. В. Моисеева / под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2014. – 416 с.
45. Позняк, Ю. В. Возможности системы Moodle и актуальность ее применения в сфере образования/ Ю. В. Поздяк, А. С. Гаркун, А. А. Царева. - URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/3591/1/Vozmozn_ Moodle.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 01.06.2022);
46. Преподавание в сети интернет: Учеб. пособие/ отв. Редактор В.И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.
47. Пудовкина Н.Г. Развитие управленческих кадров в контексте системы повышения квалификации // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №3. - 2011. - с.260-264
48. Раицкая, Л. К. Дидактические и психологические основы применения технологий Web 2.0 в высшем профессиональном образовании: монография / Л.К. Раицкая. – М.: МГОУ, 2011. – 173 с.
49. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И, В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2012. – 140 с.;
50. Садовский В.А. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития. Москва: Наука, 2000. – 246 с.
51. Садыкова, Т. Р. Сущность обучения в старшей школе [Электронный ресурс] / Т. Р. Садыкова // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 291-295. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63157/ (дата обращения: 01.06.2022);
52. Самиков, Р. Ф. Современные технологии дистанционного обучения и онлайн – образования / Р. Ф. Самиков // Вопросы педагогики. 2021. - № 1-2. - С. 220–222.
53. Сидоркин A.M. Методология системного подхода в педагогике Самара: Глагол, 2000. – 271 с.
54. Скворцова С.А. Педагогические условия форми- рования компетентности будущих специалистов в про- цессе профессиональной подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №1. - 2011. - с.155-158
55. Сотрудничество в среде Google. Версия 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/intelworksheets/ (дата обращения: 01.06.2022).
56. Сухомлин, В. А. ИТ-образование / В.А. Сухомлин. – М. : Горячая линия - Телеком, 2005. — 175 с.;
57. Хажирокова, Ю. Ю. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения в образовательной среде / Ю. Ю. Хажирокова // Педагогическая перспектива. 2021. - № 2. – С. 42-44.
58. Титова, С.В. Технологии Web 2.0 в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс] / С. В. Титова, А. В. Филатова. – М.: ИКАР, 2014. – С.100. 52.Топ обзор: Информационный сайт по ИТ. – тематике / Обзор 10 + облачных хранилищ данных. – 2015. – Режим доступа к журналу: http://www.topobzor.com/obzor-10-oblachnyx-xranilishh-dannyx/. Html (дата обращения: 01.06.20222).
59. Фролов П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе – Воронеж, 2000. – 200 с.
60. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя – Алматы, 2017. – 218 с.
61. Широкова, Е. А. Облачные технологии / Е. А. Широкова. - Уфа: Лето, 2011.
62. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учеб. пособие для препод. и студ. 2-е изд., испр. и доп. / А. Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
63. Яковлева, И. В. Образовательное назначение сетевых социальных сервисов. / И. В. Яковлева // Вестник ПГПУ. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». – Пермь: ПГПУ,2010. – Вып.6. – С.115 – 125.
64. Chute A.G., Balthazar L.B. and Poston C.O. Learning from Teletraining. // The American Journal of Distance Education, 2 (3), p. 55-63, 1988;
65. Dudeney G., Hockly N. How to teach English with technology. Pearson Education Limited, 2008. - 292 с.;
66. Stanley G. Language Learning with Technology: Ideas for Integrating Technology in the Classroom. - Cambridge: Cambridge Handbooks for Language Teachers, 2013. - 264 с.