Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность методов опроса, интервью и беседы достаточно высока, так как это один их самых распространённых способов получения информации. Таким образом, интервью − вид опроса, использующий непосредственное социально − психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом, направленный на получение информации.
Журналист должен уметь найти подход даже к стеснительному, закрытому человеку, если это необходимо. А расположить к себе собеседника интервьюеру помогают различные методики и приёмы, с которыми мне удалось познакомиться в процессе исследования данной темы .
Опрос в социально-психологическом исследовании применяется для получения информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (это может быть мнение, настроение, оценка и др). Чаще всего последних обозначают как «респонденты».
В социальной психологии опросы делятся на два основных типа:
1) Очный (когда опрос реализуется «лицом к лицу») – это может быть опрос-интервью или беседа.
2) Заочный опрос – социально-психологическая анкета.
Как и наблюдение, опрос в социально-психологическом исследовании может быть применим:
1) на раннем этапе с целью уточнить гипотезы;
2) на основном этапе для сбора первичной информации;
3) на последнем этапе для уточнения, масштабирования и контроля данных, которые были получены при помощи других методов.
Выделяют следующие этапы составления вопросника:
1) Конкретизация (уточнение) характера информации, которую важно получить.
2) Трансформация проблемы в практические референты.
3) Составление приблизительного ряда вопросов, которые соответствуют референтам.
4) Уточнение формулировок вопросов и вариантов ответов.
5) Апробирование вопросника при помощи проведения пробного интервью.
6) Окончательное редактирование вопросника.
Интервью − вид опроса, построенный на социально-психологическом взаимодействие между журналистом и респондентом, а также имеющий определённую цель и задачи.
Целью данной работы является рассмотрение психологических приемов в интервью Ларри Кинга.
Задачи:
- описать виды и особенности интервью как опроса;
- рассмотреть роль интервьюера как психолога;
- изучить психологические приемы в интервью;
- изучить личность Ларри Кинга как интервьюера;
- описать психологические приемы в интервью Ларри Кинга В. Путина.
Объект исследования – психологические приемы в интервью. Объект исследования – психологические приемы интервью Л. Кинга.
Глава 1 Теоретические основы применения психологических приемов в интервью
1.1 Виды и особенности интервью как вида опроса
Существуют разнообразные техники проведения интервью. Они различаются по степени стандартизации, то есть жесткости форм проведения беседы.
Формализованное (или стандартизованное) интервью − это некое анкетирование, только интервьюер читает вопросы и сам заполняет ответы. В неформализованных интервью вместо чётко сформулированных вопросов и возможности выбрать ответ, есть только области, темы, по которым строится беседа. Неформализированные интервью требуют профессиональную подготовку интервьюера, потому что он, по сути, импровизирует, обозначив изначально темы и продумав некоторые вопросы .
Из неформализированных интервью можно выделить:
1) глубинное – сохраняется свобода беседы, присутствуют многочисленные вопросы на разные темы, внимание интервьюера акцентируется на деталях, задаются максимально открытые вопросы;
2) свободное интервью, заключается в длительной беседе, которая подразумевает собой импровизацию, основанную на предварительном определении темы беседы;
3) фокусированное интервью включает в себя список важных вопросов, который продуман заранее. Интервьюером затрагивается конкретная тема или ситуация, которая разворачивается в процессе диалога.
Существует несколько видов интервью. Интервью может делиться на виды по количеству опрашиваемых людей: индивидуальное, групповое и массовое.
Также вид интервью зависит от цели:
Информационное интервью
Информационное интервью подходит, например, для новостей, когда нужно узнать всё быстро и точно о какой-либо ситуации. Вопросы будут такого типа: кто? когда? как? зачем? Часто журналисты начинают такое интервью с вопроса, который сможет быстро расположить к себе человека и дальше уже собирают факты.
Оперативное
Здесь такая же задача, что и у информационного интервью, но оно более сжатое и по более узкой теме.
Интервью-блиц
Это короткое интервью, которое чаще всего проводят на улице. Задача опроса − сбор ответов на одни и те же вопросы у разных людей (чем больше, тем лучше) .
Расследование
К такому виду интервью обычно заранее и долго готовятся, собирая самую скрытую информации по теме. Расследование подразумевает собой провокационные вопросы и глубокое изучение темы.
Интервью-портрет
Интервью-портрет направлено на раскрытие личности. Здесь уже не подойдут обыденные вопросы. К такому интервью журналист готовится заранее: узнает информацию о человеке (биография, наличие конфликтов, интересные жизненные ситуации, взаимоотношения с другими людьми); готовит примерный список вопросов, причем вопросы должны быть открытыми и интересными.
Перед интервьюером стоит большое количество задач, так как для качественного интервью важно учитывать множество факторов. На интервью влияет всё: обстановка, технические условия, расположенность респондента к журналисту, подготовленность вопросов, опыт и навыки интервьюера. Журналист должен уметь не только найти подход к респонденту, но и заинтересовать зрителя, потому что никто не захочет смотреть интервью с самыми скучными вопросами. Зрителю, прежде всего, нужна новая информация, нужны интриги .
Сложность есть в каждом виде интервью. И если интервью-портрет − это детальная работа с человеком, поиск нужных вопросов, то, например, блиц включает в себя навык быстрой реакции и генерирования вопросов по ходу диалога, работа с большим количеством людей. Интервью всегда подразумевает тонкую работу с людьми, значит, важную роль в интервью играет психология.
Существуют некие правила проведение интервью:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2019
2) Барабанщиков В. А., Жегалло А. В., Королькова О. А. Перцептивная категоризация выражений лица. М.: Когито-Центр, 2020.
3) Грехнёва Г.М.Основы культуры речи и стилистики: метод.указ. для студентов-заочников филол. фак-тов гос. ун-тов. – М.: Изд-во МГУ, 2019.
4) Журналистика XXI века: навстречу человеку — Санкт-Петербург, 2020.
5) Интервью Владимира Путина Ларри Кингу. Полный текст//https://ria.ru/20101202/303390492.html (дата обращения 03.06.2022)
6) Интервью ведущему телеканала Си-эн-эн Ларри Кингу// http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21558/videos (дата обращения 03.06.2022)
7) Кинг Л., Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2016. — 203 с.
8) Криницын, Е. Как брать интервью. 8 мастер-классов от лучших журналистов России / Е. Криницын. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 164 c.
9) Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста / Л. Е. Кройчик / [под ред. С. Г. Корконосенко]. – Санкт-Петербург, 2019.
10) Медведева А. Р., Медиаэстетические функции интерфейса в культурно-просветительской журналистике : специальность 10.01.10 Журналистика : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Екатеринбург, 2021. — 24 с.
11) Нигматуллина К. Р., Профессиональная культура журналиста: поиск общих подходов в западных и российских исследованиях // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2019. — № 3. — С. 84-104
12) Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста : материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17-18 мая 2018 года. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. — 244, [1] с.
13) Речевые жанры современного общения : сборник докладов международной конференции одиннадцатые Шмелевские чтения (23-25 февраля 2015 г.). Русский язык сегодня Вып. 6. — Москва : ФЛИНТА : Наука, 2015. — 380, [1] с.
14) Что нового привнес на ТВ Ларри Кинг и что отличало его от других ведущих// https://rg.ru/2021/01/23/chto-novogo-privnes-na-tv-larri-king-i-chto-otlichalo-ego-ot-drugih-vedushchih.html (дата обращения 03.06.2022)
15) Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. — Спб: Питер, 2019