Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Вопросы эколого-биологического направления в современном образовании всегда имели большое значение. Происходит это от того, что речь идёт о сохранении окружающей среды и выживании человечества. И сейчас подобного рода вопросы стоят на повестке дня. Грамотная работа людей в этом направлении позволит людям выжить и сохранить природу со средой обитания, как людей, так и животного мира. В социуме все отдают себе отчёт, насколько необходимо экологическое и биологическое образование и воспитание подрастающего поколения, чтобы подобного рода вопросы решались компетентно и грамотно. Чтобы осуществить это наилучшим образом в школе должны формировать у воспитанников экологическое мышление. Экология от биологии неотделима.
Бережное отношение ко всему живому начинает формироваться с раннего детства, при условии, что современная образовательная среда начиная с дошкольного образования качественно реализует подобного рода обучение и воспитания школьников. В связи с чем, можно говорить о том, что эколого-биологическое образование школьников сегодня может быть отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: кружок как форма эколого-биологического образования младших школьников.
Гипотеза исследования: проведение кружковых занятий с младшими школьниками в процессе внеурочной деятельности будет способствовать повышению уровня их эколого-биологических знаний и умений.
Цель работы: Изучить особенности организации кружковой деятельности по эколого-биологическому направлению в начальной школе.
Задачи:
1. Рассмотреть кружок как перспективную форму эколого-биологического образования.
2. Изучить содержание понятия эколого - биологического образование и обосновать его необходимость.
3. Описать характеристику условий для проведения диагностики особенностей работы эколого-биологического кружка.
4. Обосновать предположение о том, что кружок является перспективной формой эколого-биологического образования младших школьников.
Методы исследования, теоретические и практические, анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, наблюдение, диагностика.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.Кружок как перспективная форма эколого-биологического образования
В современной образовательной среде помимо урочной деятельности школьников, обязательной также является внеурочная деятельность. Эта деятельность является обязательной и регламентируется требованиями ФГОС. По большей части внеурочная деятельность в школах реализуется через кружковую работу. Кружковая работа в школе регулируется нормативно-правовыми документами и реализуется через программно-планирующее обеспечение, также как и урочная деятельность. Ряд исследователей отмечают, что в современных условиях эколого-биологическое направление реализуется в школе не комплексно. Чаще это происходит односторонне и без использования всех имеющихся возможностей [12].
Школьники не всегда понимают суть экологических и биологических проблем. Развития многоплановой деятельности человека в области природообразования обусловило в мире возникновение многочисленных социально-экологических вопросов, решать которые предстоит нынешним школьникам. Одна из задач современного образования – это подготовка экологически грамотного жителя планеты, который будет способен внести вклад в решение сложных задач по сохранению и обеспечению гармонии в природной среде. Личность школьника развивается всесторонне и процесс этот начинается ещё до школы. Особое место на пути развития личности ученика принадлежит этапу обучения в начальной школе. Школа всегда формировала осознанное отношение к природе и природным процессам.
В младшем школьном возрасте ребенок доверчив и впечатлителен. У него всегда отмечается повышенная любознательность и он близок к природе. В зависимости от возраста ребёнка, задача педагогов сегодня в этой области обеспечить высокий интерес школьников и учебную мотивацию к проблемам окружающей среды. По мнению специалистов в младшем школьном возрасте это направление может обеспечить кружковая работа в школе. Урочная деятельность достаточно жёстко ограничена учебными программами и перспективно-тематическим планированием. Что касается кружковой работы – это направление сегодня активно развивается и имеет большие перспективы. Направлений кружковой деятельности сегодня достаточно много и любой ребёнок может выбрать себе внеурочные занятия по душе. Таким же образом в рамках внеурочной деятельности реализуется работа эколого-биологического направления в кружке.
Младший школьник, общаясь с природой, постепенно постигает мир, в котором живет.
Задача учителя передать ребёнку понимание следующих вопросов:
-какие существуют сегодня проблемы в окружающей среде;
-развитие критического отношения и мышления у школьников к результатам деятельности человека;
- развитие умения анализировать собственное поведение в природе;
-формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
Проблемы содержания и методики эколого-биологического образования связаны с достаточно большим количеством вопросов. По мнению автора И. Д. Зверева, младший школьник занимаясь в эколого-биологическом кружке открывает для себя удивительное многообразие растений и животных, предметов и явлений неживой природы. У ребёнка постепенно формируется понимание роли природы в жизни человека. Задача педагога обеспечить соответствующий отбор содержания форм и методов обучения школьника, который позволил бы организовать непосредственное общение ребенка с природой.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического
воспитания [Текст] /Л.Д. Бобылева. - Биология в школе, 2008. – No 3. – С. 57-59.
2. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание школьников: проблемы и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Академия, 2012. - 842 с.
3. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст] /Н.Ф. Виноградова. - Начальная школа, 2009. – No 4. – С.20-24.
4. Гирусов, Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Текст] / Э.В. Гирусов. - Философия и общество, 2009. – No 4(56). – С. 56-72.
5. Голубев, И.Р. Окружающая среда и ее охрана [Текст] / И.Р. Голубев - М.: Наука, 2012. - 488 с.
6. Деребко, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Деребко - СПб.: Феникс, 2012. - 632 с.
7. Ефремов, К.М. Теория и практика экологизации образования [Текст] / К. М. Ефремовмов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 672 с.
8. Захлебный, А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование [Текст] / А.Н. Захлебный - М.: Дельта, 2011. - 559 с.
9. Захлебный, А.Н. Непрерывное экологическое образование. [Текст] / А.Н. Захлебный. - М.: Прогресс, 2012. - 598 с.
10. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный - М.: Академия, 2011. - 456 с.
11. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников [Текст] / А.Н. Захлебный - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 558 с.
12. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования [Текст] / И.Д. Зверев - М.: Высшая школа, 2011. - 499 с.
13. Зверев, Н.Д. Экология в школьном обучении [Текст] / Н.Д. Зверев - СПб.: Феникс, 2010. - 555 с.
14. Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе [Текст] / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2007. – 128 с.
15. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу [Текст] / Н.Н. Исаева - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 525 с.
16. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников [Текст] / Г.Н. Каропа - М.: Геотар-Медиа, 2012. - 529 с.
17. Квасцова, Л.С. О некоторых аспектах экологического образования школьников [Текст] / Л.С. Квасцова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 569 с.
18. Коржова, С. А. Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / С. А. Коржова, С. В. Петров. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2820/ (дата обращения: 06.06.2022).
19. Коробкин, В.И. Экология [Текст] / В.И. Коробкин - М.: Юнити, 2012. - 574 с.
20. Куприянова, С. Г. Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы / С. Г. Куприянова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2762/
(дата обращения: 06.06.2022).
21. Лихачев, Б.Т. Экология личности [Текст] / Б.Т. Лихачев - М.: Прогресс, 2012. - 474 с.
22. Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] / Л.В. Моисеева - М.: Просвещение, 2012. - 430 с.
23. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н. Николаева - М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
24. Охлопкова, Ю. И. Кругосветка для начальных классов «Экологическая тропинка» / Ю. И. Охлопкова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2839/ (дата обращения: 06.06.2022).
25. Пасечник, В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений [Текст] / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141 с.
26. Печко, Л.П. Экологическое воспитание школьников [Текст] / Л.П. Печко - М.: Академия, 2013. - 490 с.
27. Суравегина, И.Т. Экологическое образование в школе [Текст] / И.Т. Суравегина - СПб.: Питер. - 2011. - 544 с.
28. Шевчук, Н.А. Мир вокруг нас [Текст] / Н.А. Шевчук - М.: Юнити-Дана, 2012. - 731 с.
29. Шкарбан, И.В. Экологические проблемы в системе образования [Текст] / И.В. Шкарбан - М.: Юнити, 2011. - 547 с.