Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Один из наиболее распространенных и изучаемых вопросов в логопедии – это нарушение фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Исследование данного вопроса опирается на методики таких педагогов и исследователей, как Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина и других. Одна из главных проблем у детей с ОНР – это недоразвитие фонематического восприятия. Проблемой развития фонематических функций в онтогенезе занимались такие исследователи как В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюков и другие.
Проблемами фонематического восприятия, фонематического слуха занимались такие ученые, как А.Р. Лурия, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Л.А. Пиотровская, Т.Б. Филичева и многие другие. Формированию четкого слухового восприятия препятствует смазанная и нечеткая речь. Для полноценного развития фонетической стороны речи дети должны обладать хорошим слухом, артикуляционным аппаратом, и что очень важно – умением различать правильную и неправильную речь. Звукопроизношение быстрее усваивается и развивается у детей, когда развитие фонематического слуха сопровождают специально предназначенными для этого артикуляционными упражнениями.
Важным предстает различие «обычного» или биологического слуха у детей (это умение в принципе слышать чью-то речь) и фонематического слуха (способности различать фонемы в слове и понимать смысл слов). Начальное развитие фонематического восприятия начинается у детей в раннем возрасте, так как они постоянно находятся в окружении различных звуков, учатся их воспринимать, а затем и воспроизводить. Что касается детей с ОНР, для них нужно создавать условия для возникновения подобных предпосылок. Детям с общим недоразвитием речи часто диагностируют звукопроизносительные дефекты, которые могут быть обусловлены несформированностью фонематического восприятия.
Исходя из этого, актуальность работы обусловлена тем, что развитие фонематической стороны речи у детей с ОНР – это сложный процесс, поэтому крайне важно изучать фонематическую систему в целом, особенности ее развития и формирования.
Целью исследования является изучение фонематической системы у дошкольников с ОНР.
Данная цель позволяет поставить следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие фонематического слуха и фонематической системы языка.
2. Изучить формирование фонематических функций в онтогенезе.
3. Дать характеристику общего недоразвития речи.
4. Описать методологию и методы эмпирического исследования фонематических функций у дошкольников с ОНР
5. Проанализировать особенности нарушений фонематических функций у детей с ОНР.
6. Подготовить рекомендации по развитию фонематических функций у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: строится на предположении о том, что нарушение фонематических функций проявляется у дошкольников с общим недоразвитием речи.
База и выборка исследования:
Методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение и систематизация литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155); с изм. и доп. от 21 января 2019 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.07.2021).
2. Акименко, В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников /
В.М. Акименко // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 4-13.
3. Александрова, Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 48 с.
4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2001. – 280 с.
5. Бабина, Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. / Г.В. Бабина, Н.А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – С.174-192.
6. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР: автореф. канд. дисс. М., 1995. – 16 с.
7. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
8. Барабанов, Р.Е. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы речи. Монография / Р.Е.Барабанов. – М.: Другое Решение, 2018. 69 с.
9. Безрукова, О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. М.: Каисса, 2008. 95 с.
10. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
11. Ванюхина, Г.А. Воспитание фонетико-фонематического восприятия: (биоадекватные технологии учебно-методического комплекса «Речецветик») / Г.А. Ванюхина // Логопед : научно-методический журнал. – М., 2007. – № 4. – С. 4-15.
12. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е.Н. Винарская. // Язык и человек. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – 232 с.
13. Воеводина, Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте : (рекомендации для родителей) / Е.С. Воеводина // Школьный логопед : научно-методический журнал. – М., 2006. – № 6. – С. 61-68.
14. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду / А.И. Воскресенская. – М.: Просвещение, 1965. – 74 с.
15. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 270 с.
16. Горбунова, Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. – 2016. – №8. – С. 62-67.
17. Гуровец, Г.В. Детская невропатология: естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики : учебное пособие / Г.В. Гуровец ; под ред. В.И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 303 с.
18. Егоров, Т.Г. Очерки психологии усвоения грамоты / Т.Г. Егоров. – М.: Учпедгиз, 1956. – 108 с.
19. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.Н., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: «Литур», 2004. – 320 с.
20. Казанская, В.Л., Шматко, Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казанская, Н.Д. Шматко. // Дефектология. 2002. – №5. – С. 75-88.
21. Комаров, К.В. Обучение слабослышащих грамоте / К.В. Комаров. – М.: Просвещение, 1983. – 99 с.
22. Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. – 213 с.
23. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебряков. – Спб. : Союз, 2000. – 192 с.
24. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия. – М.: АПН РФСР, 1956. – 93 с.
25. Максаков, А.И. Восприятие детьми дефектов произношения в своей и чужой речи: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1970. – 19 с.
26. Основные принципы и методы логопедической работы [Электронный источник] – Режим доступа: https://bykm.ru/scenarii/osnovnye-principy-i-metody-logopedicheskoi-raboty-osnovnye/ (дата обращения: 30.03.2021).
27. Пиотровская, Л.А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха / Л.А. Пиотровская. // Речевая деятельность в норме и патологии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 44-49.
28. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400 с.
29. Протоколы логопедического обследования дошкольников: метод. рекоендации / под ред. А.В. Мамаевой. – Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. – 44 с.
30. Смирнова, И.А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников / И.А. Смирнова. // Дошкольная педагогика. – 2016. – №5. – С. 16-18.
31. Сохин, Ф.А. Обогащение речи старшего дошкольника / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова // Подготовка детей к школе в семье. – М.: Просвещение, 1986. – С. 64-83.
32. Труве, Э.И. К формированию представления о звуковой действительности речи у дошкольника. / Э.И. Труве. // Психологические исследования. – №5. – 1975. – С. 51-57.
33. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1981.
34. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. // Известия АПП РСФСР, вып.13. – 1948. – С.101-133.
35. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной – М., 2003. – 240 с.
36. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. – 1957. – С.107-110.