Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Младший школьный возраст ребёнка является наиболее важным для развития всех психологических процессов, влияющих на всю дальнейшую жизнь. Речь в данном процессе является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления за поведением. Речь выражается в различных функциональных значениях следующими видами: устная речь (монолог, диалог) и письменная речь.
Уровень развития речи у детей напрямую зависит от уровня развития движения пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи также находится в пределах нормы. Если отстает развитие пальцев рук, то отстает и развитие речи, хотя общая моторика не сможет в дальнейшем повредить ребёнку. Функции кисти в данном процессе уникальны и универсальны. Рука настолько связана с нашими мыслями, опытом и работой, что является вспомогательной частью нашего языка. Посредством кисти ребенок сможет писать, соответственно, составлять синтаксически-связные словосочетания и предложения.
Историк В.А. Сухомлинский писал, что истоки детских способностей и талантов несут в себе огромный вклад. От них, образно говоря, исходят самые нежные эмоции, которые дают «пищу» для источника творческих идей. Чем увереннее и легче движение детской руки, чем тоньше взаимодействие руки и инструмента, тем ярче творческие элементы детского сознания. Процесс развития речи ребенка примерно такой же. Сначала начинают развиваться движения пальцев, а когда они достигают достаточной развитости, начинается развитие речи.
Поэтому в настоящее время существует проблема повышения и развития двигательной функции руки ребенка и ее координации. Особенно перспективным и важным в этом смысле является использование игровых упражнений, пальчиковой гимнастики и включение их в курс речевого развития во всех школьных учреждениях младших классов.
Степень научной разработанности. В современных условиях развитие речи детей младшего школьного возраста в настоящее время изучается многими учеными. Также значимость и актуальность исследования подтверждаются неослабевающим вниманием к ней со стороны следующих современных психологов: А.С. Галанов, С.Е. Корнилова, С.А. Куликова, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.
Объект работы - развитие речи как комплекс методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи.
Предмет – анализ и описание способов развития речи младших школьников на синтаксическом уровне.
Цель работы – провести анализ и дать описание способов развития речи младших школьников на синтаксическом уровне, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть теоретические особенности развития речи;
2. Изучить, как происходит развитие речи на синтаксическом уровне младших школьников;
3. Провести анализ развития речи на синтаксическом уровне младших школьников на примере учебной организации;
4. Рассмотреть и привести примеры методики проведения дидактических игр по речевому развитию младших школьников;
5. Осуществить разработку рекомендаций совершенствования уровня речевого развития учащихся.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Алябьева Е. А. «От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет», Арбекова Н. Е. «Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей», Бардышева Т. Ю. «Логопедические занятия в школе», Васькова О.Ф. «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего школьного возраста» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты развития речи на синтаксическом уровне. Во второй главе проведено эмпирическое исследование на примере учебной организации. В третьей главе приведена разработка рекомендаций совершенствования уровня речевого развития учащихся. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Теоретические основы развития речи на синтаксическом уровне
1.1 Развитие речи у детей младшего школьного возраста как психологическая проблема
Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н. Г. Комлев, «культура речевого воздействия упала до самой низкой черты». Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую «вульгарной».
В связи с этим последнее десятилетие обучение родному языку в школе существенно изменилось. Все более четкими становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников [13, с. 40-56].
По мнению Т. Г. Рамзаевой, языковое образование - это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Под развитием речи применительно к начальной школе понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.
Таким образом, повышенное внимание к речевой подготовке школьников является достоинством современного этапа обучения русскому языку, так как речь- это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочее. Также речь - это не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные, книги, рассказы, песни и др. Речь есть реализация языка.
Следовательно, можно отметить, что развитие грамотной речи очень важно и необходимо для каждого человека. Именно поэтому, для достижения лучшего результата начинать особую глубокую работу нужно в школе с самого начала, то есть начиная с младшего школьного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2021. - 128 c.
2. Арбекова, Н. Е. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2019. - 264 c.
3. Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в школе / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий, 2019. - 450 c.
4. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего школьного возраста / О.Ф. Васькова. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 222 c.
5. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий по развитию речи детей / В.Н. Волчкова. - Москва: Огни, 2016. - 483 c.
6. Гербова, В. В. Развитие речи и ее роль / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 520 c.
7. Гуськова, А. А. Речевое развитие детей на основе пересказа / А.А. Гуськова. - М.: Сфера, 2020. - 664 c.
8. Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у школьников / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2019. - 480 c.
9. Иванищина, О. Н. Развитие связной речи детей / О.Н. Иванищина. - М.: Учитель, 2021. - 196 c.
10. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей школьников 6-7 лет / С.И. Карпова. - М.: Речь, Сфера, 2018. - 144 c.
11. Коноваленко, В. В. Обучение грамоте детей школьного возраста с правильным звукопроизношением / В.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2019. - 248 c.
12. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь / О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2021. - 464 c.
13. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2021. - 416 c.
14. Миронцева, С. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития школьников / С. Миронцева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 523 c.
15. Рудик, О. С. Развитие речи детей в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: Сфера, 2021. - 176 c.
16. Русланова, Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 6-7 лет / Н.С. Русланова. - М.: АРКТИ, 2015. - 432 c.
17. Серова, Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г. Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2021. - 384 c.
18. Сидорчук, Т. А. Обучение школьников составлению логических рассказов по серии картинок / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: АРКТИ, 2019. - 28 c.
19. Созонова, Н. Грамматика для школьников / Н. Созонова, Е. Куцина. - М.: Литур-К, Литур, 2018. - 70 c.
20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).