Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит: занимательным развивающим играм, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность
Степень научной разработанности проблемы. Исследованиям в данной области посвящены работы таких педагогов как Я.Л. Пономарев, В. Л. Крутецкий, Б. Л. Кордемский, А. Насыров, 3.А. Михайлова, 3.А. Грачева и др.
Объект исследования – процесс математического развития детей дошкольного возраста средствами занимательного математического материала.
Предмет исследования – педагогические условия математического развития детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала.
Цель курсовой работы – рассмотреть формирование математических способностей дошкольников средствами занимательной математики.
Задачи:
-исследовать основы математических представлений в дошкольном возрасте;
-выявить особенности работы по математическому развитию детей дошкольного возраста средствами занимательного математического материала;
- опытно-экспериментальным путем апробировать и определить эффективность педагогических условий по математическому развитию детей дошкольного возраста средствами занимательного математического материала.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории, методологии и организационно-экономических аспектов в сфере педагогики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты математического развития детей дошкольного возраста
1.1. Основы математических представлений в дошкольном возрасте
Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций [1, с 124].
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [5, с 18].
Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка [9, с 206].
Усвоение математических знаний невозможно без понимания ребёнком таких основ науки, как количество, число и т.д. Однако учитывая то, что для ребенка они в течение длительного времени остаются абстрактными, понимание даже самых простых, на первый взгляд категорий, может быть существенно затруднено.
В этих случаях и можно осуществлять развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Простые дидактические игры дают ребенку возможность понять то, что такое «цифра» и «число», формируют адекватные пространственно-временные представления. Для того, чтобы игры имели максимальный эффект, необходимо строить их на основе следующих закономерностей.
Для эффективного усвоения ребенком навыков, приобретаемых в ходе игр, необходимо чтобы на занятиях применялся наглядный материал: яркие картинки, игрушки, кубики и т.д. Это объясняется тем, что произвольное внимание дошкольников развито еще недостаточно хорошо. И для его активизации необходимо, чтобы предмет отличали такие качества, как яркость, новизна и контрастность. Кроме того, любимые игрушки, используемые в процессе занятий, сделают их еще интереснее и увлекательнее. [11, с 66]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Просвещение, 2011. – 124 с.
2. Барылкина, Л.П. Формирование математических представлений: 4–7 лет / Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович. – Вако, 2008. – 207 с.
3. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание, 2012. – №11. – С. 14-23.
4. Грачева, 3.А. Значение математической игры «Танграм» для умственного развития дошкольников / З.А. Грачева // Дошкольное воспитание. 2015. – №1. – С.18-22.
5. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой / Т.И. Ерофеева. – М., 2013. – 24 с.
6. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 192 с.
7. Изотова, О.А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 551-555.
8. Козина, Л.Ю. Игры по математике для дошкольников / Л.Ю. Козина. – М.: Сфера, 2008. – 82 с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2011. – 416 с.
10. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л.Д. Комарова. – М.: Гном и Д, 2013. – 64 с.
11. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. – М.: Стрекоза, 2012. – 665 c.
12. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – Ч. I. – 191 с.
13. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец – СПб: Детство-Прес, 2012. – 94 с.
14. Михайлова, 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности / З.А. Михайлова / Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С.26-29.
15. Нищева, Н.В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 673 c.
16. Новикова, В.П. Математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 48 с.
17. Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 248 c.
18. Тарабарина, Т.И., И учеба, и игра: математика / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – М.: ИНФРА -М. 2013. – 57 с.
19. Фалькович, Т.А. Формирование математических представлений / Т.А. Фалькович. – М.: ВАКО, 2009. – 207 с.
20. Хасанова, Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – 497с.