Фрагмент для ознакомления
2
обязательному стажу для начисления пенсии. Напротив, эта льгота была предложена Президентом и Правительством Российской Федерации как мера по смягчению результатов пенсионной реформы. Поэтому пенсионный возраст станет повышаться поэтапно.
На сегодняшний день вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию стоит довольно остро. Он беспокоит не только тех, кто вот-вот выйдет на пенсию, но и тех, кому до нее далеко, - молодежь. Основной причиной образовавшейся проблемы специалисты считают демографический кризис.
На принятие нового Закона о повышении пенсионного возраста существуют разные точки зрения. Например, вице-премьер российского правительства О.Ю. Голодец еще в 2017 г. уверенно заявляла, что вопрос о повышении пенсионного возраста в Правительстве Российской Федерации в настоящее время не рассматривается и пенсионный возраст повышаться не будет. Тем не менее связанные с ключевым показателем пенсионной системы изменения в законодательстве все же произошли.
Пенсионная реформа в России встретила неоднозначное восприятие в обществе. Разные мнения высказывали и эксперты. Так, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации Т.Г. Омельчук полагала, что наиболее продуктивно было бы начинать с повышения возраста для выхода на пенсию для женщин. В среднем жители страны живут около 71 года. А по прогнозам экспертов, с 2019 г. продолжительность жизни увеличится, составив 74 года. И это считается еще одним весомым основанием для того, чтобы увеличить пенсионный возраст.
Несмотря на то что страна только начинает жить в условиях повышенного пенсионного возраста и еще рано делать фундаментальные выводы, можно уже прийти к заключению о том, что повышение пенсионного возраста имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Так, к преимуществам повышения пенсионного возраста в Российской Федерации относятся:
- увеличение продолжительности жизни граждан и лиц пенсионного возраста;
- уравновешивание пропорций работающего населения к людям пенсионного возраста;
- снижение налоговой нагрузки с трудозанятого населения;
- ранний выход на пенсию приводит к исключению человека из общественной жизни и для множества означает сокращение общественных связей и в том числе и смысла жизни. Работа и активная деятельность продлевают жизнь;
- преодолевается дефицит денежных средств в национальной пенсионной системе.
Доводы против повышения пенсионного возраста:
- показатели продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами невысокие. Не все мужское население доживает до пенсии и с показателем в 60 лет. Средний возраст смертности мужской части населения в Российской Федерации низок по сопоставлению с другими государствами. Причинами являются тяжелые жизненные условия, тяжелые условия труда, повышенный травматизм и другие социальные болезни;
- разный период выхода на пенсию мужчин и женщин не соответствует Конституции. Об этом говорит часть 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;
- трудности с поиском работы, так как с уже имеющейся границей пенсионного возраста людям старшего поколения непросто решить вопросы трудоустройства;
- увеличение доли «серой», «конвертной» заработной платы.
На основании изложенного приходим к выводу о том, что целесообразнее было бы оставить неизменным прежний пенсионный возраст. Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это касается состояния физического здоровья, потому что физиологические процессы человека с годами ухудшаются (подвижность развита меньше, осознание ситуации и информации тормозится, зрение портится, что, собственно, приводит к понижению внимательности). Например, если человек до пенсии выполнял одну и ту же работу, то какое-то время он еще может после 55 и 60 лет быть полезным на своем рабочем месте, но в случае, если будет необходимо осваивать что-то новое или переучиваться на иную профессию, высоки шансы возникновения проблем. К тому же в данный момент запросы к работнику более высокие - как физические, так и интеллектуальные.
Во-вторых, новый порядок не учитывает величину отработанного стажа. Отработал человек, к примеру, 30 - 35 лет, т.е. имеет возможность выйти на пенсию в 55 - 60 лет. В некоторой степени это является выслугой. Но не хватает стажа - пенсионный возраст повышается. Больше отработал к тому времени - получи дополнительные бонусы. По мнению авторов, те, кто трудился и платил
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
5. Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ, 08.07.2019, № 27, ст. 3522.
6. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» // Собрание законодательства РФ, 23.12.2013, № 51, ст. 6673.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
8. Федеральный закон от 01.05.2019 № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика» // Собрание законодательства РФ», 06.05.2019, № 18, ст. 2200.
9. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2014. № 49 (ч. VI). Ст. 6928.
10. Федеральный закон от 28.11.2018 № 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, № 49 (часть I), ст. 7513.
11. Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации (CRPD/C/RUS/CO/1) (приняты Комитетом по правам инвалидов 09.04.2018). URL: https://rosmintrud.ru (дата обращения: 20.05.2022).
12. Федеральный закон от 29.12.2017 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, № 1 (Часть I), ст. 60.
13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.
14. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ», 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
15. Постановление Минтруда РФ № 3, Минобразования РФ № 1 от 13.01.2000 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 11, 13.03.2000.
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении Методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2014. № 9.
17. Паспорт национального проекта «Демография». Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Паспорт Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, № 17, ст. 2059.
19. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 996-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Логинова Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 7 Закона Свердловской области «О содействии занятости населения в Свердловской области» // СПС «КонсультантПлюс».
20. Абакумова Е.Б. Государственное обеспечение права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4. С. 34.
21. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. С. 281.
22. Всемирный доклад об инвалидности (WHO/NMH/VIP/11.04), 2011 г.: резюме на русском языке // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ (дата обращения: 20.05.2022).
23. Галаганов В.П., Пашкова Г.Г., Бондарева Э.С., Новикова Н.А., Назаров Е.Г., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
24. Гашенина Н.В. Перспективы модернизации системы профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 3. С. 147.
25. Зарипова А.Р., Хамитова Г.М. Пенсионная реформа в Российской Федерации: ожидания и результаты // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3. С. 34.
26. Зязин В.Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. С. 10.
27. Кирилловых А.А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. № 1. С. 25.
28. Мачульская Е.Е. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4. С. 20.
29. Напсо М.Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Современное право. 2019. № 2. С. 38 – 46.
30. Нацун Л.Н., Шабунова А.А. К вопросу об экономической цене инвалидности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 2. С. 171.
31. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 87.
32. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 396 - 403.
33. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 15.
34. Ясакова Е. Зафиксирует на шесть лет // Российская газета. 2018. 3 окт.