- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Возможности использования компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Возможности использования компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками"?42 страницы
32 источника
Добавлена 22.06.2023 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......…3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ…..………...….5
1.1. Индивидуальная образовательная работа с дошкольниками: понятие и сущность……………………………………………………………………..…….5
1.2. Опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников………………………………………………………….…….…..13
1.3. Возможности использования компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками…………………………………….20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ………………………………………………………….26
2.1.Содержание диагностической работы по использованию компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками………………………………………….………………………..26
2.2. Игровая компьютерная программа как средство индивидуализации дошкольника………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………...………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….….39
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...43
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность работы. В современной образовательной среде одной из ведущих тенденций является его информатизация. Процесс информатизации сегодня внедряется во все сферы жизни социума, но в системе образования это наблюдается особо ярко, поскольку различного рода мультимедиа являются достаточно серьёзным подспорьем в работе учителя и каждого педагога. Сегодня нет тех, кто бы не использовал в своей работе компьютер. Универсальность компьютерных средств обусловливает их развивающий эффект в образовании.
Всеобщая компьютеризация не обошла и образовательную практику, которая имеет отношение к дошкольному образованию. На данной ступени образовательной системы также существует предостаточно средств ИКТ, которые, несомненно, при правильном их применении принесут детям большую пользу. Очевидно, что современные информационные технологии открывают перед педагогами совершенно новые возможности. Вероятно, можно с уверенностью говорить о том, что без компьютера сегодня не обходится ни один процесс и это имеет отношение не только к образованию. Именно компьютер является самым современным инструментом для обработки информации. Он сегодня служит мощным техническим средством обучения и развития субъекта независимо от его возраста.
Объект исследования: индивидуальная образовательная работа с дошкольниками.
Предмет исследования: использование компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками.
Гипотеза исследования: Использование компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками будет успешным и продуктивным, при условии, что они подобраны специальным образом и учтены возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Цель работы: изучить и практически обосновать возможности использования компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками.
Задачи:
1.Изучить процессы индивидуальной образовательной работы с дошкольниками при использовании компьютерных игр.
2. Выявить новые возможности использования компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками.
3. Описать содержание работы по использованию компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками.
4. Предложить игровую компьютерную программу как средство индивидуализации дошкольников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
1.1. Индивидуальная образовательная работа с дошкольниками: понятие и сущность
В современной образовательной среде использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе компьютерных игр, связанных с образовательным процессом – достаточно распространённая практика. В дошкольных образовательных организациях достаточно часто используют обучающие компьютерные игры непосредственно в воспитательном процессе. Знакомство дошкольников с компьютером начинается дома с родителями и в дошкольной образовательной организации с воспитателями. Для данной категории детей всегда существовал большой выбор игр и обучающих программ, которые имеют развивающую направленность и учитывают возраст детей.
Очевидно, что при соответствующем подходе к информационно-коммуникационным технологиям для дошкольников можно за счёт развивающих компьютерных игр обеспечить продуктивный воспитательный процесс. Для дошкольников более старшего возраста это к тому же имеет достаточно большое значение при подготовке к школьному обучению. В подобных условиях компьютер может рассматриваться как универсальная информационная система, которая является составной частью целостного образовательного процесса, где обеспечено развитие и воспитание в комплексе. В данном направлении работали и продолжают работать многие отечественные и зарубежные исследователи [9].
Автор С.М. Новосёлова убедительно доказывает особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребёнка. В практике дошкольных образовательных организаций используется достаточно много методических рекомендательных материалов по организации и оснащению компьютерно - игрового комплекса в детском саду. Определено значение и роль компьютера в системе развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации. Компьютер может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста в случае неукоснительного соблюдения гигиенических, эргономических и психологических разрешающих норм, и рекомендаций. Сегодня много можно говорить о функциях компьютера, но, если речь идёт о каком-либо образовательном или воспитательном процессе – здесь основной функцией компьютера будет развивающая функция.
При правильно организованных занятиях с использованием ИКТ средств у детей развиваются мышление и память. Большое значение в данном случае будет иметь развитие моторики детей, не говоря о развитии интеллекта. При любой игре необходимо уметь правильно нажимать пальцами на определённые клавиши. Если соблюдены все требования при работе ребёнка на компьютере, постепенно развиваются такие его личностные качества как сосредоточенность и усидчивость. Игра для ребёнка продолжает оставаться самым привлекательным видом деятельности. Любые игры позволяют совмещать приятное с полезным и при этом всегда расширяют кругозор ребёнка. В игровом процессе развиваются память и внимание, закрепляются полученные ранее знания и усиливается наблюдательность. В этом возрасте игра продолжает оставаться ведущей деятельностью дошкольника. В процессе игровой деятельности развиваются многие индивидуальные способности дошкольника, что в свою очередь обеспечивает развитие всех сторон психики ребёнка.
В процессе игры дети знакомятся с различными видами деятельности взрослых. Игра была и остаётся одним из важнейших средств познания окружающего мира и способствует развитию воображения, речи и мышления. Вероятно, именно в этот период у дошкольника закладывается основа для будущего творчества. Можно говорить о том, что игра является эффективным и продуктивным средством обучения. В условиях игры усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка форме. Исследователи пишут о том, что компьютерные игры обладают психотерапевтическим эффектом. Через игровые действия ребенок получает возможность ощутить радость своей маленькой победы и при этом он имеет возможность непроизвольно выплеснуть негативные переживания. В дошкольном возрасте ребенок приобретает первичные знания об окружающей его жизни. Постепенно начинает формироваться определённое отношение к окружающему миру, происходящим вокруг событиям и др. При правильной организации воспитательного процесса у ребёнка начинают вырабатываться привычки и навыки правильного поведения в социуме. Основным назначением любой детской игры является подготовка к дальнейшей деятельности [14].
Основной задачей педагога в данном случае является формирование у детей необходимых игровых умений и навыков, в данном случае компьютерных. Игра будет носить развивающий характер лишь в том случае, если педагог организует процесс в виде решения игровой задачи. Освоение компьютера всегда идёт от простого к сложному, соответственно любые игровые задачи в данной области будут также организованы от простого к сложному, но в полном соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Дети, как правило, сами ищут решение поставленной задачи. Любая игра всегда тесно связана с воображением, что всегда используется воспитателем при работе с ребёнком.
В современной системе образования существует эффективный способ выравнивания стартовых возможностей дошкольников. Всё это происходит с целью продуктивной подготовки детей к будущей учёбе. Дошкольное воспитание часто называют предшкольным образованием. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развивающее обучение. Педагог находится в поиске новых технологий, при которых бы синтезировались элементы познавательного, игрового и поискового взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников [13].
Развитие детей предполагает формирования у них способности уметь действовать в мысленном плане. Использование ИК технологий помогает развивать предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации. Работа на компьютере обеспечивает полноту развития личности ребенка в разнообразных видах деятельности. Это способствует развитию у ребенка умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Усиливаются его мыслительные операции и гибкость мышления. Исследователи подтверждают усиление подобного рода процессов у дошкольников при системном и грамотном использовании игровых компьютерных технологий. Они способствуют стимулированию дальнейшей познавательной активности детей. Специалисты уверены, что во многих компьютерных игровых программах для детей дошкольного возраста заложен развивающий потенциал. Но реализован в достаточном объёме он может быть лишь в том случае, если будет обеспечено грамотное методическое обеспечение, сопровождающее компьютерные игровые технологии.
Исследователь С.Л. Новосёлова отмечает, что сегодня компьютер является интеллектуальным орудием человека, которое позволяет субъекту выйти на новый информационный уровень. При игровой деятельности дошкольника компьютер тоже может быть современным средством деятельности дошкольника [5]. Психологи считают, что ребенок в дошкольном возрасте способен осознанно выбирать способ действия и принимать особые условия, которые предлагает компьютерная технология. У детей к пяти годам практически в полной мере развивается функция наглядно-образного мышления. Это служит основной характеристикой достижений умственного развития в дошкольном возрасте. Педагоги дошкольных организаций организуют процесс развития дошкольника таким образом, что содержание обычных дидактических и развивающих игр и электронных игр взаимно обогащает друг друга.
При помощи компьютера возможности педагога значительно расширяются. Работа ребёнка с помощью компьютера изначально является индивидуальной и специфичной для каждого дошкольника. Дети в дошкольном возрасте, как правило, хорошо осознают, какой именно им вид занятий нравится в детском саду больше или меньше. К примеру, те дошкольники, которые любят работать с различными арифметическими действиями, достаточно хорошо справляются с теми игровыми заданиями, которые можно использовать в математических компьютерных играх. Аналогично можно говорить про любые направления развития ребёнка, языковое, эстетическое и др. на примере развития математических способностей ребёнка можно говорить про любое развитие, при условии, что сам процесс полностью отвечает всем психолого-педагогическим и методическим требованиям.
Использование компьютера как средства воспитания и развития математических, и не только, способностей ребенка позволяют значительно расширить возможности педагога. использование педагогом детских компьютерных обучающих программ способствует развитию активного словаря ребёнка. Он в игровой форме получает достаточные представления о предметах и явлениях в том, или ином направлении деятельности. Любая обучающая компьютерная программа представляет собой программную оболочку, заполненную конкретным предметным содержанием. В методике принято к обучающим программам относить весь широкий круг компьютерных программ. если речь не идёт о дошкольниках, практически все ИК продукты относятся к развивающим материалам, электронные УМК, учебники, образовательные сайты, онлайн моделирование и др. Для дошкольников спектр электронных ресурсов в основном сводятся к дидактическим предметным играм и при их системном и правильном использовании у дошкольников развиваются конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные и др. творческие способности.
Компьютерные развивающие программы повышают самооценку ребенка. Овладение многими операциями и приёмами при игре на компьютере у ребёнка возникает иной уровень притязаний и увеличивает уверенность в себе. Игры устроены таким образом. что если всё выполнять внимательно и последовательно. Результат всегда будет положительным и именно этот фактор помогает дошкольнику стать более уверенным в себе. [16]. Игровые компьютерные программы классифицируются на всевозможные подгруппы.
Они в обязательном порядке учитывают:
-возраст детей;
-сюжетную тематику;
-уровень сложности игровой задачи;
-процесс управления задачей;
-учёт развития умственных способностей и др.
По разновидностям игр все образовательные компьютерные программы для детей дошкольного возраста классифицируются следующим образом:
-развивающие игры;
-обучающие игры;
- игры-эксперименты;
-игры-забавы;
-компьютерные диагностические игры.
По мнению автора Н. О. Дроговцовой, все развивающие игры и программы для детей дошкольного возраста являются компьютерными программами открытого типа. Их основная цель формировать и развивать умственные способности. Педагоги должны обращать внимание на то, чтобы дети мысленно соотносили свои действия по управлению игрой с возникающими изображениями на экране и при этом имели возможность обдумать то, что именно им предлагают решить, как задачу.
Здесь у ребёнка должно работать сразу несколько механизмов, где учитывается наглядность, логика, последовательность действий, скорость выполнения действий и др. в процессе игры развивается фантазия и воображение дошкольника [3]. Компьютерная игра является прежде всего, инструментом для творчества и для самовыражения дошкольника. Педагоги владеют множеством педагогических методик, которые непосредственно связаны с компьютерными дидактическими играми. Практически в каждой такой игре ребёнку предложено в игровой форме решить одну или несколько задач. Нет необходимости говорить о том, что стартовые возможности каждого из детей являются разными. Некоторые дети уже дома сталкивались с подобного рода играми.
Способности и наклонности детей также все разные и если один ребёнок будет без проблем выполнять действие арифметического характера, другому ребёнку здесь понадобится помощь педагога. Лишь при учёте всех этих особенностей можно будет говорить о том, что педагог учитывает индивидуальные возможности детей в процессе дидактических компьютерных игр. Наиболее часто встречаются компьютерные игры, связанные с формированием начальных математических представлений и с обучением азбуке. Достаточно много существует игр, связанных с словами и слогообразованием, родным и иностранным языком и др. Есть игры, вязанные с формированием представлений по ориентации в пространстве и на плоскости. Разработана серия развивающих игр, связанных с эстетическим, нравственным и экологическим воспитанием.
Независимо от того, в какую игру играет ребёнок, всё это приобщает его к сопереживанию и желанию оказать помощь героям игр. Можно говорить о том, что подобные действия будут обогащать его отношение к окружающему миру. Нельзя не отметить и того, что в данной области существует достаточно много запретов и различных противоречий. Тем не менее, использование компьютерной техники в обучении и воспитании дошкольников получает все более широкое применение. Это может означать лишь одно, что данные процессы получают своё дальнейшее развитие и совершенствование. Сегодня многие исследователи единодушны во мнении, что компьютер для дошкольников является важным средством обогащения интеллектуального и нравственного развития. Раньше или позже в дошкольной образовательной организации наступают моменты, когда начинается непосредственная подготовка ребёнка к школе. В данном случае переоценить роль компьютера именно для такой подготовки достаточно сложно. Системная работа с различного рода заданиями лишь будет усиливать интерес дошкольника к различного рода дидактическим задачам. Ресурсы ИК технологий безграничны.
Плюсом всегда будет являться то, что, управляя обучающей игровой программой, ребёнок всегда сначала думает, потом действует. Если это будет происходить иначе, ребёнок не сможет эти задачи решить. Также можно говорить о том, что работа с компьютерными играми ребёнок приобщается в том числе, к виртуальной исследовательской работе. Процесс освоения подобного рода работы побуждает ребёнка пробовать и проверять, уточнять и делать выводы. Возникают ситуации, когда дошкольнику приходится корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. В подобных случаях можно говорить о том, что активно развивается мыслительная деятельность дошкольника. Тем не менее, можно уверенно говорить о том, что несмотря на большое количество, имеющееся в данных вопросах методической литературы, нет пока возможности методически и дидактически обеспечивать все те процессы, которые происходят на практике. Это связано прежде всего с тем, что средства ИКТ изменяются очень стремительно и области методики и дидактики за этими процессами просто не успевают. Педагогам часто приходится принимать решения самостоятельно, исходя лишь из общедоступных гигиенических и методических ограничений в данной области [18].
Уже в дошкольном возрасте ребёнок, в рамках учебной программы дошкольного обучения должен:
-уметь сознательно подчинять свои действия правилу;
-уметь ориентироваться на систему правил в любой работе;
-уметь слушать и выполнять инструкции взрослого;
-уметь работать по образцу.
В данный период времени исследователями отмечено активное развитие волевых действий у дошкольника. Исследователи здесь выделяют следующие взаимосвязанные аспекты:
-целенаправленность действия;
-мотив;
-внятная речь.
От того, насколько успешно дошкольник будет решать дидактические задачи при работе с компьютером, будет зависеть его дальнейшее развитие эмоционально-волевой сферы. От этого в свою очередь будет зависеть, насколько ребёнок готов самостоятельно решать все эти задачи и возникающие в этой области проблемы.
1.2. Опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников
Исследователи отмечают, что в процессе игры на компьютере, при условии решения поставленной дидактической или развивающей задачи у дошкольников успешно развиваются многие психические процессы. Это, в свою очередь, позволяет повысить качество самого воспитательно-развивающего процесса. Компьютеры сегодня стали формой выражения активной деятельности дошкольника. В настоящее время компьютеризация используется во всех без исключения сферах деятельности человека и дошкольников эти процессы также не обошли. В дошкольных образовательных организациях с помощью ИКТ решается множество проблем. Если говорить о самом развивающем процессе ребёнка, здесь средства мультимедиа позволяют в наиболее доступной игровой форме получить новое качество знаний и компетенций дошкольника.
Массовое применение ИКТ в сфере дошкольного образования позволило сегодня педагогам изменить содержание образования многих традиционных направлений деятельности в ДОУ. Сами педагоги рассматривают использование компьютера для обучения и развития дошкольников как непосредственное и опосредованное. Под опосредованным использованием понимают:
1. Использование глобальной связи Интернет.
2. Получение дополнительной информации к ранее имеющейся информации.
3. Возможность использования дополнительного иллюстративного материала в воспитательном процессе дошкольников.
4. Распространение новых методических и дидактических идей.
Практически все без исключения педагоги используют электронный ресурс для подготовки к занятиям с детьми, с целью их индивидуального развития. При работе детей с конкретными содержательными элементами компьютерной игры имеется возможность работы с иллюстрированными словарями и сюжетными альбомами. Сеть Интернет предоставляет возможность педагогам находить любые материалы по вопросам развития и обучения детей содержательным аспектам основной образовательной программы.
Под непосредственным обучением при работе с персональным компьютером каждого ребёнка педагоги понимают использование развивающих компьютерных программ. Возможности компьютера позволяют увеличить объём содержательного обучающего материала и выделить из него именно то, что является необходимым. Детей привлекает светящийся экран и это позволяет на какое-то время сконцентрировать их внимание. Постепенно они приучаются к переключению восприятия на визуальное, поскольку все анимационные герои вызывают у них живой интерес. Здесь специалисты не устают напоминать о тех требованиях, которые сегодня предъявляют к подобного рода процессам [30].
Развивающие программы для детей должны отвечать следующим требованиям:
-иметь исследовательский характер;
- лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка;
-развитие широкого спектра навыков и представлений ребёнка;
-высокий технический уровень ИКТ;
- возрастное соответствие;
-занимательность используемого содержания.
На практике педагоги к обучающим компьютерным программам относят:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др. психических процессов.
2. Словари с хорошей анимацией и комментариями
3. Простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия.
5. Простейшие программы по обучению чтению, математике и др.
Рынок компьютерных игр предлагает большой выбор развивающей продукции для детей дошкольного возраста. Педагогам здесь необходимо помнить, что в данном случае – это не столько элемент для проведения досуга, сколько для реализации образовательной и развивающей функции при обучении. Педагог должен уметь отбирать именно те компьютерные программы, которые будут направлены на воспитание и развитие ребёнка. Для детей младшего школьного возраста часто используют игры-раскраски. Ребёнок нажимает на клавиши и появляются предметы, окрашенные в различные цвета. Популярны развивающие дидактические игры, где необходимо угадывать ту, или иную букву или убрать лишний предмет и др.
Сами педагоги как наиболее полезные игры выделяют следующее:
1. Развитие математических представлений. Игра – Баба Яга учится считать, Остров Арифметики, Математика для малышей.
2. Дидактические игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению, Баба Яга учится читать и Букварь.
3. Дидактические игры для музыкального развития, Щелкунчик – играем с музыкой Чайковского и др. отдельно педагоги выделяют серию игр, направленных на развитие основных психических процессов:
-звериный альбом;
-Снежная королева;
-Русалочка;
-спасем планету от мусора;
-от планеты до кометы;
-маленький искатель.
Следующая группа развивающих игр. Которые педагоги отмечают как продуктивную – это прикладные средства, которые созданы с целью художественно-творческого развития детей:
-Мышка Мия;
-юный дизайнер;
-учимся рисовать;
-волшебные превращения.
Особо стоит отметить мультимедийные презентации, которые можно использовать непосредственно на любом этапе воспитательно-развивающего процесса работы с детьми. Они позволяют представить весь имеющийся материал как систему ярких опорных образов. Презентация позволяет педагогу внести дополнение или разъяснение. Если в процессе самой игры такой возможности нет.
В такие моменты у дошкольников задействуются различные каналы восприятия и вновь можно говорить об особом развитии психических процессов дошкольника. Особо здесь выигрывает ассоциативная память ребёнка. Многократное использование ярких и красочных образов позволяет формировать систему мыслеобразов. Здесь воспитатель может учитывать, когда внимание ребёнка нужно переключить на элемент презентации, поскольку время нахождения ребёнка непосредственно нахождения перед монитором достаточно небольшое. Эти процессы позволяют сокращать время обучения и высвобождать ресурсы здоровья детей. Сам процесс обучения становится более наглядным и ярким, поскольку всегда используется много иллюстративного материала при сопровождении видеозаписи и звукового эффекта.
При работе с компьютерными дидактическими играми всегда выделяют такие компоненты как интерактивность и мультимедийность. Под интерактивностью понимают способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка. Под мультимедийностью понимают возможность одновременно использовать тексты, движущиеся изображения, воспроизводить звук и музыку. Всё это позволяет облегчить процесс запоминания необходимого материала и сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной. Ребёнок погружается в определенную обстановку и переживает иллюзию соприсутствия. Сами педагоги отмечают, что использование в воспитательно-развивающем процессе компьютерных дидактических игр способствует следующему:
-привлечение пассивных слушателей к активной деятельности;
-образовательная деятельность становится более наглядной и интенсивной;
-формирование информационной культуры детей;
-активизация познавательного интереса дошкольников;
-реализация личностно ориентированного подхода в обучении детей;
-активизация мыслительных процессов детей – синтез. Анализ, сравнение и др.
Наиболее продуктивно всё это проявляется при индивидуальной работе с детьми. К примеру, на занятии по художественной литературе дети внимательно слушают произведения художественной литературы и при этом могут управлять движущимися картинками. Детей можно познакомить со звуками при игре в весёлую азбуку. Весёлый счёт помогает дошкольнику легче освоить простейшие действия и счет. Периодически детям необходимо работать в группе. В этом случае можно создать на компьютере несколько фрагментов и распечатать на черно-белом принтере. Дети совместно с педагогом состыковывают картинки друг с другом, и наклеивают их на бумагу и др. Ресурсы детей достаточно разные и кто-то из них быстрее лепит, а кто-то раскрашивает. Это в свою очередь позволяет формировать и развивать у детей навыки общения. Нет необходимости использовать мультимедийные технологии в ДОУ на каждом занятии [19].
Компьютер дополняет педагога, а не заменяет его. Здесь очень важно помнить, что согласно требованиям СанПин, занятия с использованием компьютера с дошкольниками рассчитаны от 10-ти до 15-ти минут и педагоги эти правила всегда соблюдают. Это время можно увеличить на 5 минут, в случае использования компьютера как экрана. Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю. Можно говорить о том, что компьютер обладает стимулом для познавательной активности детей. Подобного рода занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности. Высокая динамика занятия несомненно способствует эффективному усвоению материала, а также развитию памяти, воображения и творчества детей. Отдельно можно отметить как именно развиваются некоторые личностные качества дошкольников при работе с компьютерными играми.
Данный род работы способствует:
1. Становлению самостоятельности ребёнка. Можно говорить о свойстве личности, которое формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Это достаточно сильно зависит от особенности
деятельности ребёнка. В зависимости от того, что именно требуют от ребёнка, самостоятельность его может достигать различных уровней.
2. Становлению интеллектуальной и волевой сфер личности дошкольника. Самостоятельность способствует усилению процессов. Связанных с интеллектом и волей ребёнка.
3. Развитию самооценки дошкольника. Самооценку относят к важнейшим волевым качествам любой личности. Она обеспечивает связь с окружающим миром и регулирует поведение. Очевидно, что в дошкольном возрасте всё это достаточно противоречиво и неустойчиво и именно правильно организованы обучающие и развивающие процессы могут в этом помочь, чтобы с детства у ребёнка формировалась адекватная самооценка. При использовании компьютерных игр и их элементов у педагогов появляется возможность обучать ребёнка подчинять свои действия разным правилам. Есть возможность выстраивать и воспроизводить различного рода образцы и выполнять заданные последовательности действий [26].
Автор В.И. Селиванов отмечает, что какие-либо формируемые личностные качества ребёнка начинают проявляться в его инициативе и ответственности. Это будет говорить о том, что самостоятельность субъекта приобрела какой-либо заданный уровень развития. Исследователи отмечают, что самостоятельность – это есть способ деятельности. Многие авторы ставят самостоятельность субъекта в зависимость от уровня развития мыслительных операций ребёнка.
Автор Л.А. Порембская связывает это качество с наличием соответствующих знаний и умений. Все исследователи единодушны во мнении, что адекватную самооценку ребёнка необходимо развивать. Многие исследователи и специалисты практики считают, что главное в подобного рода процессах – это развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Возможно эта идея популярна от того, что именно интеллектуальная готовность дошкольника является главной составляющей психологической готовности к школе. Именно на этой основе в дальнейшем осуществляется обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Другие исследователи считают, что на самом деле сформированная интеллектуальная готовность ребёнка не предполагает наличия у него каких-либо определённых сформированных знаний или умений, к примеру, того же чтения. Главным они считают – о наличие у ребёнка высокого уровня психического развития. Именно оно обеспечит в дальнейшем наличие внимания, памяти и мышления.
Если говорить о диагностике, реализуемой в ДОУ, прежде всего необходимо проверять у детей степень развития основных психических функций. К ним специалисты относят восприятие, воображение, память, мышление, внимание, волю и др. Длительное время дошкольник может заниматься лишь тем, что вызывает его неподдельный интерес и привлекает его внимание. В этом возрасте ещё не сформировано произвольное внимание, которое обеспечивало бы сосредоточение на том, что само по себе ребёнку не интересно. Ребёнок легко и быстро запоминает лишь то, что привлекает его внимание своей яркостью и необычностью. Игры предоставляют детям возможность развлечься и осуществить поисковые действия. Дети, которые проявляют интерес к подобного рода математическим и арифметическим действиям, могут дополнительно выполнить несложные задания. Эти задания могут быть связаны с геометрическими фигурами, понятиями величины, формы и др. Уже в этом возрасте можно определить, насколько ребёнку интересна та. Или иная область деятельности, но на данном этапе не следует делать каких-либо окончательных выводов. Поскольку причин для такого интереса может быть достаточно много [18].
1.3. Возможности использования компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками
Как уже было отмечено, компьютерные средства обучения и развития детей в дошкольный период могут быть использованы в работе лишь при безусловном соблюдении гигиенических, эргономических и психологических ограничительных и разрешающих норм. Безусловно, возможности использования компьютерных игр в индивидуальной образовательной работе с дошкольниками велики, как и в любом другом направлении деятельности при любом возрасте, но в данном случае процесс необходимо начинать лишь с выполнения требований норм и ограничений СанПин. В подобного рода вопросах, зарубежные и отечественные исследователи единодушны во мнении, что использование компьютера в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывает возможность и целесообразность их продуктивного применения. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей несомненно будет оказывать большое влияние на дошкольника. Не будет преувеличением говорить о том, что на данном этапе всё будет зависеть от целей и задач педагога. Какими путями педагог будет планировать того, чтобы эти поставленные задачи были решены, а все цели были достигнуты. Сегодня всё большее количество специалистов говорят о том, что вполне допустимо использовать компьютер в работе с детьми дошкольного возраста. Но необходимо также говорить о том, что не всегда эти процессы, которые происходят сегодня в образовательной практике максимально обеспечены дидактическим и методическим сопровождением. Данный аспект нельзя игнорировать. Поскольку от этого достаточно серьёзно зависит благополучие маленьких детей [21].
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации
обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание
дошкольников; под ред. Н.Н. Поддьякова . – Москва: Академия, 2008. –528 с. - Текст непосредственный.
2. Аниськин, В.Н. Повышение дидактического потенциала
информационных технологий на основе комплексирования средств их
реализации / В. Н. Аниськин // Информатизация образования. – 2010. – No1. –С. 241 – 243. - Текст непосредственный.
3. Арсенова, М. А., Мультимедиа ресурсы как средство
математического развития детей старшего дошкольного возраста/
/М.А. Арсенова, С.С. Хотякова // Научный аспект. – 2013. – No 4. – С. 59 – 64. - Текст непосредственный.
4. Балабанова, Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7лет:
программа, развернутое планирование модели занятий / Авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград; Учитель,2012. – 175с. - Текст непосредственный.
5. Булгакова, Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду / Н.Н. Булгакова. - Информатика. – 2001. – No18. – С.16-17. - Текст непосредственный.
6. Божович, Л. И. Речь и практическая интеллектуальная
деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование)
: http://psyjournals.ru (дата обращения: 03.06.2022). – Текст: электронный.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /
/А.К. Бондаренко – Москва.: Издательский центр, 2011. – 160 с. - Текст непосредственный.
8. Быкова, Т.П. Интеллектуальные игры / /Т. П. Быкова
//Дошкольное воспитание, 2014. – No 1. – С. 30 – 32. - Текст непосредственный.
9. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е. В. Гуляева, Ю. А. Соловьева // Психологическая наука и образование. – 2012. – No2. – С. 5 – 12. - Текст непосредственный.
10. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников / Е.В. Гуляева. - Психологическая наука и образование. – 2012. - No2. –С. 5-10. - Текст непосредственный.
11. Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового
комплекса дошкольного учреждения / Г.С. Гушлевская. - Детский сад от А до Я. – 2003. – No1. – С.17-21. - Текст непосредственный.
12. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном
процессе детей дошкольного возраста /С.В. Гурьев:
http://www.rusedu.info/Article849.html (дата обращения: 03.06.2022). – Текст: электронный.
13. Данилина, В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / В.В. Данилина, Н. Н. Янкина // Молодой ученый. – 2016. – No12. – С. 31–34. - Текст непосредственный.
14. Дмитриев, Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для
обучения и развития детей дошкольного возраста детей / Ю.А. Дмитриев // Здоровьесберегающее образование – 2011. No1(13).– С. 56– 61. - Текст непосредственный.
15. Зылевич, И. А. Рабочая программа по компьютерному обучению в
детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного
возраста / И.А. зылевич. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30-38. - Текст непосредственный.
16. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. – Ярославль: «Академия развития», 2011. – 240 с. - Текст непосредственный.
17. Клопотова, Е.М. Компьютерные игры в жизни современных
дошкольников / Е.М. Клопотова //Дошкольное воспитание –2014. - No7. – с.97-104. - Текст непосредственный.
18. Коротаева, Е. В. Дидактические основы интерактивного обучения/ Е. В. Коротаева // Дошкольное воспитание. – 2013. – No 2. – С. 105 –108. - Текст непосредственный.
19. Ларских, З.П. Комплексное использование виртуальных и
реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления
старших дошкольников /З.П. Ларских // Вестник Брянского государственного
университета. 2014. No1. URL: (дата обращения: 03.06.2022). – Текст: электронный.
20. Лежнина, М.А. Готовность будущих педагогов к использованию
электронных образовательных ресурсов в развитии старших дошкольников / М.А. Лежнина // Педагогические науки. – 2014. – No7. С. 71 – 73. - Текст непосредственный.
21. Лежнина, М.А. Электронные образовательные ресурсы в
развитии детей дошкольного возраста / М.В. Лежнина //Вектор науки ТГУ. –2011. – No3(6). – С. 183 – 186. - Текст непосредственный.
22. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция
художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. – Москва: Издательский дом «Карапуз» – Творческий центр
«Сфера», 2012. – 144с. - Текст непосредственный.
23. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. Москва: Детство - Пресс, 2012. – 160 с. - Текст непосредственный.
24. Моторин, В.К. «Воспитательные возможности компьютерных игр»: https://moluch.ru/archive/46/5657/ (дата обращения: 03.06.2022). – Текст: электронный.
25. Мухина, С.Б. Опыт использования информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного
образования / С.Б. Мухина, Т.В. Лапшина //Научный поиск. – 2015. – No3. – С.5 – 8. - Текст непосредственный.
26. Новоселова, С.Л. «Компьютерный мир дошкольника»: https://infourok.ru (дата обращения: 03.06.2022). – Текст: электронный.
27. Руденко, И.В. Современные образовательные технологии в
работе с дошкольниками/ И.В. Руденко //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – No 2 (24). С. 423 – 426. - Текст непосредственный.
28. Сорока, О.Г. Определение критериев оценки качества
дидактических компьютерных игр / О.Г. Сорока // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Педагогические науки. –2010. – No 11. – С. 22 – 25. - Текст непосредственный.
29. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду /А.И. Сорокина. – Москва: Академия, 2011. – 98 с. - Текст непосредственный.
30. Федина, Ж.Р. ИКТ- компетентность педагогов ДОУ /Ж.Р. Федина: http://www.maam.ru/detskijsad (дата обращения: 03.06.2022). – Текст: электронный.
31. Физиолого-гигиенические условия подготовки дошкольников к
занятиям с применением компьютеров: Методические рекомендации
для методистов и воспитателей детских садов, студентов факультета
начальных классов / Сост. Е.А. Каралашвили (Пензенский
государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского). –
Пенза, 2006. – 28 с. - Текст непосредственный.
32. Франтасова, О.М. Готовность детей к школьному обучению / О.М. Франтасова. - Дошкольное воспитание. – 2014. - No7. – С. 48 – 51. - Текст непосредственный.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней