Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблемы развивающего обучения никогда не перестанут быть актуальными, поскольку современные ФГОС главной образовательной целью регламентируют цель – научить воспитанника самостоятельно учиться. Современная образовательная модель принципиально отличается от традиционной образовательной модели. Если в традиционной модели было достаточно освоить предметные знания, умения и навыки, то в системно - деятельностном подходе, который регламентирует современный ФГОС, требования к образовательному результату предъявляются к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающегося. Это в свою очередь предполагает в учебно-воспитательном процессе акценты делать не только на обучение школьников, но и на их развитие. Именно поэтому к системе развивающего обучения сегодня вновь все исследователи проявляют большой интерес.
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из главных проблем образовательного процесса. На различных этапах развития развивающего обучения периодически изменялись акценты на его различные аспекты, но ведущим элементом было и остаётся развитие ребёнка. Связь обучения и развития человека была и будет центральной проблемой образования.
Объект исследования: развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.
Предмет исследования: соотношение обучения и развития в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Гипотеза исследования: анализ проблем развивающего обучения по системе Л.В. Занкова будет способствовать более глубокому пониманию целей развивающего обучения, его структуры и методики обучения.
Цель работы: изучить содержание и методику реализации развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.
Задачи:
1. Определить сущность и содержание развивающего обучения в современной образовательной среде.
2. Выявить взаимосвязь роли обучения и развития в развивающем обучении по системе Л.В. Занкова.
3. Рассмотреть роль развивающего обучения в мировом и российском образовательном пространстве.
4. Проанализировать ведущие технологии и методики реализуемые при развивающем обучении Л.В. Занкова и рассмотреть опыт работы российских педагогов, реализующих систему развивающего обучения Л.В. Занкова.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артеменко, О. Н. Создание развивающей образовательной среды как актуальное и перспективное направление профессиональной деятельности учителей начальных классов // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 14. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-razvivayuschey-obrazovatelnoy-sredy-kak-aktualnoe-i-perspektivnoe-napravlenie-professionalnoy-deyatelnosti-uchiteley (дата обращения: 06.06.2022).
2. Батырева, Н.А. Технология развивающего обучения и ее разновидности применения в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» [Электронный ресурс]/ https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya-i-ee-raznovidnosti-primeneniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 06.06.2022).
3. Быкова, Е. В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника / Е. В. Быкова, Е. А. Пыльненькая, И. В. Булыгина, Н. Г. Гончарова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ (дата обращения: 06.06.2022).
4. Беляева, Т.А. Технология формирующего оценивания и система
развивающего обучения Л.В. Занкова. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / Т.А. Беляева. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017.- С.51-55.
5. Беляева, Ю. В. Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики / Ю. В. Беляева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — No 27.1 (131.1). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35947/ (дата обращения: 06.06.2022).
6. Васина, Д. М. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей / Д. М. Васина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.2 (81.2). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14714/ (дата обращения: 06.06.2022).
7. Ветлугина, Н. О. Организационно-педагогические условия использования мультимедиа технологий / Н. О. Ветлугина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. —
No 7.5 (111.5). — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28011/ (дата обращения: 06.06.2022).
8. Выготский, Л.С. Психология развития [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2020. – 330 с.
9. Гуглева, Н. М. Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации / Н. М. Гуглева, Е. А. Королевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48808/ (дата обращения: 06.06.2022).
10. Гришанин, К.Г. Занимательность, как обязательное требование к уроку в современной школе [Текст] / К.Г. Гришанин. - ЭКО. 2017- No 1. - С.93-102.
11. Денисова, И.Ю. Что мы ждем от детей, обучающихся по Занкову. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / И.Ю. Денисова. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017.- С.26-28.
12. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2018. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845 / (дата обращения: 06.06.2022).
13. Игизбаева, Е. Р. Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики /Е. Р. Игизбаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — No 15 (201). —С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49445/ (дата обращения: 06.06.2022).
14. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю. Э. Ковылева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 06.06.2022).
15. Кристинина, Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 100-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/ (дата обращения: 06.06.2022).
16. Крылова, А.С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение» [Текст] /А.С. Крылова. - Academy 2016, No 1(4). – С.28-31.
17. Лагода, О.А. Реализация принципов Л.В. Занкова в современных
условиях. Материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] /О.А. Лагода. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. - С.45-51.
18. Майорова, Т.С. Особенности взаимодействия педагога и ученика в
современных условиях. Материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] /Т.С. Майорова. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017.- С.12-17.
19. Минькина, Е. Н. Теория развивающего обучения / Е. Н. Минькина, А. Г. Копий. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1138-1140. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18285/ (дата обращения: 06.06.2022).
20. Мустафаева, М. А. Психологические теории обучения организации учебной деятельности / М. А. Мустафаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 880-882. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28299/ (дата обращения: 06.06.2022).
21. Муртазина, М.А. Исследование предпочтений мультфильмов в младшем школьном возрасте / М.А.Муртазина [Электронный ресурс]. URL: http:// http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55403/1/m_th_ma.murtazina_2017.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
22. Марченко, Н. В. Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ / Н. В. Марченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — No 18 (256). — С. 12-14. — [Электронный ресурс] /URL: https://moluch.ru/archive/256/58608/ (дата обращения: 06.06.2022).
23. Нагаева, О.Н. Достижение современных образовательных
результатов средствами системы Л.В. Занкова. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию
системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / под ред. О.Н. Нагаевой. - Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017.- С.5-12.
24. Николаева, Н.В. Использование в образовательной практике МОУ
«Гусевская СОШ» системы развивающего обучения Л.В. Занкова. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / Н.В. Николаева. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017.- С.24-26.
25. Петрище, С.А. Информационные технологии в преподавании математики в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 991–995.
– [Электронный ресурс] / URL: http://e-koncept.ru/2016/96113.htm. (дата обращения: 06.06.2022).
26. Родина, Л.А. Взгляд на некоторые аспекты преподавания
литературного чтения сквозь призму системы развивающего
обучения Л.В. Занкова. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] /Л.А. Родина. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – С.42-45.
27. Развивающее обучение в цифровую эпоху: Занковские чтения [Текст] / Сборник статей и методических материалов Международной научно-практической конференции. 18 марта 2021 г. / Под ред. доктора пед. наук, профессора В. Ф. Габдулхакова. Казань: Отечество, 2021. – 463 с.
28. Развивающее обучение в цифровую эпоху [Электронный ресурс] / https://kpfu.ru/portal/docs/F533207551/SBORNIK.18.03.21.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
29. Развивающие системы обучения [Электронный ресурс] / https://studopedia.ru/2_54516_razvivayushchie-sistemi-obucheniya.html (дата обращения: 06.06.2022).
30. Система Л.В. Занкова: развитие, творчество, достижения:
материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию
системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / под ред. О.Н. Нагаевой. - Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – 109 с.
31. Степанов, П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях [Текст] / П.В.Степанов // Сибирский педагогический журнал, 2017. No 2. С. 121–128.
32. Технология развивающего обучения [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2020/10/22/tehnologiya-razvivayushchego-obucheniya (дата обращения: 06.06.2022).
33. Технологии развивающего обучения и их реализация в современной начальной школе [Электронный ресурс] / https://infourok.ru/tehnologii-razvivayuschego-obucheniya-i-ih-realizaciya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole-1713327.html (дата обращения: 06.06.2022).
34. Технология развивающего обучения и её разновидности применения в современной школе [Электронный ресурс] / https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-razvivaiushchego-obucheniia-i-eio-raz.html (дата обращения: 06.06.2022).
35. Толпова, Р. С. Понятие о методической системе и ее роли в современной педагогике / Р. С. Толпова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (91). — С. 1492-1495. —[Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/91/19749/ (дата обращения: 06.06.2022).
36. Цифровизация образования [Электронный ресурс] URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 06.06.2022).
37. Шаркова, С.А. Включение учителя и учащихся в творческую
деятельность – основной путь развивающего обучения. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / С.А. Шаркова. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017.- С.28-34.
38. Шашурина, М.П. Элементы системы Л.В. Занкова в дистанционном
обучении детей с ОВЗ. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] /М.П. Шашурина. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – С.87-93.
Якушко, В.М. Современные технологии формирования познавательного интереса в учебной деятельности учащихся младших школьников// начальная школа. 2016 - No 11- С.104-110 [Электронный ресурс] http://storytelling-ru.livejournal.com/ (дата обращения: 06.06.2022).