Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире продолжается развитие информационного
общества, что способствует поиску новых средств обучения. Растет значение
средств коммуникаций и мультимедиа продуктов.
Мультимедийные продукты долгое время имели ориентацию на такие
сферы, как культура, искусства и быт, но в последнее время мультимедиа
укрепили свои позиции в таких областях, как техника, наука и образование.
Мультимедийные материалы на сегодняшний день являются
неотъемлемой частью области образовательных технологий. Сначала
мультимедийные средства были вспомогательной частью образовательного
процесса, оказывая ему аудио и видео поддержку, но сегодня можно
утверждать, что этот контент занимает ведущие позиции и становится
основным средством обучения.
Мультимедиа-технологии являются самым перспективным
направлением информатизации учебного процесса профессионального
обучения. Они интегрируют в своем содержании необходимые
образовательные ресурсы, обеспечивая эффективное формирование
ключевых компетенций, среди которых информационная и
коммуникативная.
Мультимедиа-технологии позволяют открыть принципиально новые
методические подходы в системе профессионального образования.
Совершенствование программного и методического обеспечения,
материальной базы и обязательное повышение квалификации
преподавательского состава – это главная перспектива успешного
применения современных информационных технологий в профессиональном
образовании.
Объект исследования: образовательный процесс в СПО.
Предмет исследования: применение мультимедийных средств обучения
в СПО.
3
Цель работы: охарактеризовать мультимедийные средства
профессионального обучения.
Для достижения цели решался ряд задач:
- рассмотрение понятия средств обучения и их классификации,
- разработка мультимедийных средств профессионального обучения,
- составление плана-конспекта занятия с применением
мультимедийных средств обучения.
Гипотеза исследования: применение мультимедийных средств
обучения в СПО будет способствовать повышению качества образования.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение.
4
Глава 1. Теоретические основы применения мультимедийных средств
профессионального обучения
1.1 Сущность понятия «средства обучения»
Однозначного определения понятия «средство обучения» в педагогике
не существует, также нет единой классификации средств обучения.
По мнению В. В. Краевского и И. Я. Лернера, средствами обучения
можно назвать «...все объекты и процессы (материальные и
материализованные), которые служат источником информации и
инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного
материала, развития и воспитания учащихся»[13, с.45].
Средства обучения в качестве материальных объектов, которые
являются носителями учебной информации и используются в учебно-
воспитательном процессе, понимали авторы Т. С. Назарова и Е. С. Полат.
По мнению В. А. Сластенина, средствами обучения можно считать и
разные виды деятельности, например, игровую или трудовую деятельность, и
также предметы и разнообразные произведения материальной и духовной
культуры, которые могут быть использованы в педагогическом процессе.
Ю. К. Бабанский считал средствами обучения и формы и методы
обучения, то есть все, что позволяет достичь главной цели процесса
обучения.
По мнению П. И. Пидкасистого, средствами обучения можно считать
любой материальный или идеальный объект, используемый учителем и
учащимися в процессе усвоения знаний. Они имеют важнейшее
дидактическое назначение, которое заключается в ускорении процесса
усвоения учебного материала и повышении его эффективности [10, с.56].
В психологической и философской литературе также нельзя увидеть
единого подхода к пониманию данного термина. Можно видеть, что в
большинстве мнений, авторы видят под средством обучения все то, что стоит
между субъектом и желаемым продуктом деятельности:
5
- язык,
- материальные объекты,
- методы,
- формы процесса.
С. Л. Рубинштейн формулировал понятие «средство обучения» по-
своему, он говорил, что «конечная цель деятельности достигается в целом
ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к
конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного
действия целью»[11, с.61].
То есть можно сделать вывод о созвучности двух понятий «средство»
и «орудие деятельности». Именно такой подход встречается в работах К.
Маркса, которые анализируют трудовую деятельность: «Средство труда есть
вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и
предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его
воздействий на этот предмет».
Л. С. Выготский исследовал развитие высших психических функций,
говоря что психологическое орудие - это важнейшее средство человеческой
деятельности, под которым он понимал промежуточное звено воздействия
человека на состояние определенной психической сферы другого человека
или самого себя [5, с.98].
Можно сказать, что большая часть мнений ученых и исследователей
сходится в понимании средства обучения как особого проводника между
процессом воздействия субъекта на предмет образовательной деятельности.
Таким образом, можем сделать вывод, что средства обучения – это:
- материальные объекты,
- психологические орудия,
- методы и формы, которые созданы человеком или объективно
существующие в природе. Средства обучения адаптированы к условиям
образования, а также широко используются в учебно-воспитательном
процессе для развития личности его участников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста /
Современные психолого-педагогические проблемы СПО / Под ред. Б.Г.
Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Москва:Наука, 2015.- 345 с.
2. Бочаров Н. В.Мультимедийные пособия для студентов СПО: создание
и применение.-Москва: ЮНИТИ, 2014.- 134 с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская
психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
4. Громоковский, Я.С. Экзаменационные задачи по ПДД с
комментариями.- Москва: Издательство «Третий Рим», 2021- 234 с.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и
психол. направ. и спец. – М.: Логос, 2012. – 384 с.
6. Ильин С.В. Виды средств обучения.-Москва: Педагогика, 2018.-154 с.
7. Комарова С.Н. Информационно-коммуникационные технологии в
среднем профессиональном образовании.-Москва: Мозаика-Синтез,
2011- 213 с.
8. Кулаева А.В. ИКТ-компетентность-требование профессионального
стандарта педагога.-Москва: Педагогика, 2018.- 134 с.
9. Мамонтов М.А. Психологические особенности старшего школьного
возраста.-Москва: Психология, 2018.- 123 с.
10. ПидкасистыйП. И., Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика.-
Москва: Академия, 2014.- 345 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы психологии.-Москва: Наука, 1984.- 165 с.
12. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. –Москва: Наука, 2019.- 265 с.
13. Теоретические основы обучения в советской школе / В.В. Краевский,
И.Я. Лернер, И.К. Журавлез ; под ред.: В.В. Краевский, И.Я. Лернер ;
АПН СССР, НИИ общ. Педагогики.-М.: Педагогика, 1984 , 365 с.
14. Усова М.А. Мультимедийные средства обучения.-М.: Наука, 2015.- 154
с.
28
15. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в
подростковом возрасте: дис. … канд.псих.наук: 19.00.13/ Мария
Алексеевна Щукина.- Москва: Наука, 2015.- 134 с.
16. Интернет ресурсы: http://profesiniciative.ru/index.php/onv1/216-mackova-
si110415
17. http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/games/11348.html