Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………......…3
Глава 1: Теоретический анализ проблемы адаптивного
физического воспитания в специализированных
дошкольных учреждениях для глухих…………………………..….6
1.1. Особенности психофизического развития глухих
детей дошкольного возраста………………………………………..….6
1.2. Особенности адаптивного физического воспитания
в специализированных дошкольных учреждениях для глухих…....17
Глава 2. Методы и организация исследования…………….……...25
2.1.Задачи, методы и организация исследования…………….………25
2.2.Анализ результатов исследования и разработка комплексной
программы адаптивного физического воспитания неслышащих
детей дошкольного возраста…………………………………………....32
Заключение………...…………………………………………………..…37
Список использованных источников……………………………….….38
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста всегда актуальны, поскольку наблюдается некоторое ухудшение социально-экономических, экологических, психологических и др. условий. Всё это так или иначе сказывается на состоянии здоровья детей. Сегодня на учете в сурдологических кабинетах состоят более 150 тысяч детей на один миллион (2012). Исследователи считают, что проблема физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особую актуальность и это связано с демографической обстановкой, которая негативно сказалсь на состоянии здоровья детского населения. Данная проблема вызвана противоречием между тем, что существует много разрозненных методических и специальных материалов, посвящённых данной проблеме и отсутствуют специализированные комплексные программы, которые могли бы решать эту проблему системно.
Программы существуют, но необходимо их совершенствовать путём комплексного и мультидисциплинарного подходов. Поражение слуха у детей сказывается на развитии их речи. Это задерживает формирование мышления, памяти и других познавательных процессов. В связи с этим необходимо говорить о применении особых методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Подобные методы основаны на использовании системы сохранных
анализаторов и направлены на коррекцию последствий нарушенного
психофизического развития ребёнка. Исследователи отмечают, что целенаправленные и дозированные физические нагрузки, при соответствующем подборе средств и методов будут являться мощным фактором компенсации недостатков в физической подготовленности детей с потерей слуха. Разный уровень здоровья лимитирует двигательную активность детей, имеющих нарушение в работе анализаторных систем. И это требует комплексного подхода в выборе средств и методов адаптивной физической культуры. Всё это поможет решению коррекционных и компенсаторных задач, сопряжённых с процессом физического воспитания неслышащих детей.
Объект исследования: адаптивное физическое воспитание неслышащих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: физическое развитие неслышащих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: разработанная комплексная программа адаптивного физического воспитания в специализированных дошкольных учреждениях для неслышащих детей положительно повлияет на
физическое развитие детей данной категории.
Цель работы: повышение уровня физического развития неслышащих детей при адаптивно физическом воспитании в специализированных дошкольных учреждениях.
Задачи:
1.Изучить особенности психофизического развития глухих детей дошкольного возраста.
2.Определить особенности адаптивного физического воспитания в специализированных дошкольных учреждениях для глухих детей.
3. Определить уровень физического развития и физической подготовленности неслышащих детей старшего дошкольного возраста.
4. Теоретически обосновать и разработать комплексную программу
адаптивного физического воспитания неслышащих детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы. Результаты исследования позволят
улучшить уровень развития физических качеств у неслышащих дошкольников. Комплекс подвижных игр программы может быть рекомендован для использования на занятиях в коррекционных детских садах и садах общеразвивающего типа у неслышащих детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апарина, М. В. Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Апарина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/371/82954/ (дата обращения: 11.06.2022).
2. Абашкина, Р. А. Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями / Р. А. Абашкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51878/ (дата обращения: 11.06.2022).
3. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст]/ Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. – Москва: Владос, 2018. – 400 c.
4. Беличенко, О.И. Адаптивная физическая культура и ее роль в
формировании здорового образа жизни лиц с ограниченными возможностями [Текст]/ О.И. Беличенко, А.А. Бабаева, А.В. Смоленский // Вестник новых медицинских технологий, электронный журнал. – 2017. – No4. – С.274-278.
5. Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. [Текст]/ Т.П. Бегидова. - М.: Юрайт, 2019. — 192 с.
6. Дмитриев, В.С. Адаптивная физическая реабилитация / В.С. Дмитриев //Оздоровление населения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.06.2022).
7. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в России - становление, развитие, перспективы [Текст]/ С.П. Евсеев // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2017. – No6. – С.15-25.
8. Изаак, С.И. Развитие адаптивной физической культуры и спорта в
современной ситуации общественного развития / С.И. Изаак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – No 9 (151). – С.104- 110. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.06.2022).
9. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. [Текст]/ Н.Л. Литош. - М.: Юрайт, 2020. — 170 с.
10. Межман, И. Ф. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры [Текст]/ И. Ф. Межман, Н. В. Ухина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (98). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/98/19946/ (дата обращения: 10.06.2022).
11. Николаева, Е.В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях адаптивной физической культуры в условиях вспомогательной школы [Текст]/ Е.В. Николаева. - Физическая культура и спорт – основы здоровой нации. – 2017. –С.208-212.
12. Опарий, Н. А. Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://son-net.info/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-sredstvo-reabilitacii-i-socialnoj-integracii-detej-invalidov-i-detej-s-ovz/ (дата обращения: 11.06.2022).
13. Особенности адаптивного физического воспитания детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://onlymama.ru/motornye-narusheniya/zmr/adaptivnoe-fizicheskoe-vospitanie-detej/ (дата обращения: 11.06.2022).
14. Потапова, А. З. Игра как средство расширения двигательного опыта
и укрепления здоровья детей с нарушениями слуха [Текст]/ А.З. Потапова. - Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 235–240.
15. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития. [Текст]/ Л.Н. Ростомашвили. - М.: Спорт, 2020. — 164 с.
16. Семенова, Е.В. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных
подходов в помощь реабилитационным центрам [Текст] / Е.В. Семѐнова,
Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачѐва, Е.О.Заблоцкис. –
Москва: Лепта Книга, 2018. – 584с.
17. Токарская, Л.В. Физическая культура. Методика преподавания
детям и подросткам с умственной отсталостью [Текст]/ Л.В.Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. - Учебное пособие для вузов // Москва: Юрайт, Издательство Уральского Университета. – 2017. - 192с.
18. Филимонова, М. О. Адаптивная физкультура: новые горизонты / М. О. Филимонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55013/ (дата обращения: 11.06.2022).
19. Шипова, Н.С. Психологическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой / Н.С. Шипова // Коррекционная психология и педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.06.2022).