Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития любознательности в младшем школьном возрасте 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2 Особенности развития любознательности в младшем школьном возрасте 12
Глава 2 Проектная деятельность как инструмент развития любознательности в младшем школьном возрасте 18
2.1 Сущность проектной деятельности 18
2.2 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе 21
2.3 Реализация развития любознательности младших школьников средствами проектной деятельности: формы, задачи, структура проектов 26
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема любознательности является одной из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Любознательность является одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности и обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни.
Изменяющееся общество предъявляет к человеку совершенно иные требования, в отличие от прошлых лет. При этом основной задачей образовательных реформ является всестороннее развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность.
На первый план выдвигаются такие качества как предприимчивость, неординарность, оригинальность, развитие которых невозможно без переоценки собственной позиции, пассивности при взаимодействии с окружающей действительностью и при ригидности мышления. На решение данной проблемы направлены различные инновационные и развивающие программы, изменяющие не только характер обучения, но и объем получаемой информации. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность учащихся, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность.
Наиболее оптимальным периодом развития любознательности является детство, на различных этапах которого личность формирует и реализует свой творческий потенциал. В период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) особенно важно стимулировать развитие любознательности.
Одним из возможных средств решения проблемы развития любознательности у детей младшего школьного возраста является проектная деятельность.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития любознательности у младших школьников в процессе проектной деятельности.
Задачи:
- дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть особенности развития любознательности в младшем школьном возрасте;
- изучить сущность проектной деятельности;
- рассмотреть особенности организации проектной деятельности в начальной школе;
- проанализировать способы реализации развития любознательности младших школьников средствами проектной деятельности; формы, задачи, структура проектов.
Объект исследования – любознательность в младшем школьном возрасте. Предмет исследования – проектная деятельность как способ развития любознательности в младшем школьном возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бурлакова И. В., Проектно-исследовательская деятельность в работе педагогов дополнительного образования // Поем, танцуем и рисуем. — 2021. — № 11. — С. 2-12
2) Бухарова А. В., Проектная деятельность как способ формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 6. — С. 55-61
3) Воровщиков С. Г., Дидактико-методическое и управленческое обеспечение проектной и исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. — 2021. — № 8. — С. 42-48.
4) Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.
5) Дмитриева А. В., Технология проектирования культурно-досуговой деятельности в процессе развития творческой активности детей // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 1. — С. 53-58
6) Еремина Т., ИКТ и познавательное развитие : для детей 6-8 лет // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 11. — С. 74-78
7) Ершова О. В., Методические секреты организации проектной деятельности: развитие, обучение, воспитание // Иностранные языки в школе. — 2021. — № 11. — С. 53-59.
8) Иванов Д. А., Проектирование современного урока // Директор школы. — 2021. — № 5. — С. 39-47.
9) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2019.
10) Осаволюк Т., Оригинальность + любознательность = креативность. О роли воображения в решении нестандартных задач // Библиотека. — 2019. — № 11. — С. 11-12
11) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
12) Ручко Л. С., Проектирование программы: управление или воспитание? // Народное образование. — 2020. — № 1. — С. 118-125
13) Саитова Ю. Г., Проектная деятельность - путь к достижению личностных результатов образования // Классный руководитель. — 2021. — № 6. — С. 92-97
14) Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2018. - № 6. - С. 33-35
15) Сафонова О. А., Как повысить конкурентоспособность школы: проектно-ресурсное управление организационными знаниями // Школьные технологии. — 2021. — № 2. — С. 44-50
16) Сукиасян Э. Р., О любознательности. Мир системного знания, или почти о ББК // Школьная библиотека. — 2017. — № 1. — С. 42-47
17) Таф П., Как дети добиваются успеха : любознательность, оптимизм, настойчивость, сила характера. — Москва : Эксмо, 2013. — 397, [1] с.
18) Хагуров Т. А., Прагматизация или любовь? Как компетентностный подход убивает любознательность, трудолюбие и человеколюбие // Народное образование. — 2017. — № 6/7. — С. 18-23 :
19) Черницкий А. М. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. — М.: Эксмо, 2018.
20) Шереметова Н. В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников / Н. В. Шереметова//Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — N 60, вып. 24. — С. 239-242.
21) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2017.