Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема тревожности сегодня не перестает быть актуальной, поскольку общеизвестно, что она оказывает влияние как на здоровье, так и поведение человека, на продуктивность его деятельности. Повышенный уровень тревожности негативно сказывается и на качестве социального функционирования личности, снижает уверенность человека в своих силах и возможностях, создает проблемы в межличностном общении и способствует развитию конфликтных отношений. В этой связи вполне закономерно, что вопросы тревожности находятся в сфере внимания как зарубежных, так и отечественных психологов.
Сегодня тревожность трактуется как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения ; как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черта личности или темперамента ; эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания тревоги с выделением шести уровней состояния тревоги ; переживание, в основе которого лежит неудовлетворенность ведущих потребностей человека. Определяя тревожность в процессе обучения, различают «школьную тревожность» ; «тревожность выпускника».
Несмотря на то, что на сегодняшний день в психологической литературе содержится огромное количество самых разных определений тревожности, единой теории тревожности нет, что объясняется множеством различных подходов к данной проблеме как в психологии, так и в таких областях знаний, как психиатрия, физиология, клиническая фармакология и др. Причем, интерес отечественных психологов к данному феномену значительно вырос в связи с кардинальными изменениями в жизни современного общества, достаточно неожиданными политическими событиями во всем мире, что порождает неопределенность и непредсказуемость будущего и, как итог, повышение эмоциональной напряженности, тревоги подавляющего большинства населения.
Под тревожностью будем понимать «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» . А. М. Прихожан , Р. С. Немов , А. О. Прохоров , Е. И. Рогов выделяют также самооценочную, школьную, личностную и межличностную, оценочную (экзаменационную) тревожность. Следует подчеркнуть, что, по мнению исследователей, в частности, А. М. Прихожан, определенный уровень тревожности не только присущ каждому человеку, но и необходим ему для «оптимального приспособления человека к действительности» . Состояние тревожности устойчиво и очень заразительно. К. Изард в своей теории дифференциальных эмоций объясняет различие терминов «страх» и «тревога», таким образом: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них .
По мнению А. В. Микляева и П. В. Румянцева: «в отличие от тревоги, тревожность следует рассматривать как психическое свойство и определять как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» .
В. И. Евдокимов трактует тревогу как реакцию на потенциальную опасность, реальную или воображаемую, как «эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы» , тогда как страх является реакцией на конкретную опасность. По мнению К. Роджерса, источник тревожности заключается именно во встрече человека с таким опытом, когда возникает тревожное чувство без осознания причины . Впечатление и ощущения предполагают собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Всевозможные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, неприятности, влечения и др.) образуют в совокупности чувствительную сферу человека .
Выделяют такие виды эмоций, как нравственные, умственные и эстетические. Есть впечатления фундаментальные и производные.
Из соединения базовых впечатлений возникает такое всеохватывающее эмоциональное состояние, как беспокойство, которая имеет возможность соединять в себе и испуг, и злость, и вину, и интерес-возбуждение.
Целью данной работы является рассмотрение темы тревожности в современном обществе.
Задачи:
- описать сущность и виды тревожности с точки зрения психоанализа;
- изучить особенности детской тревожности;
- проанализировать методы профилактики тревожности младших школьников.
Объект исследования – тревожность, с точки зрения психолого-педагогической точки зрения. Предмет исследования – способы профилактики детской тревожности.
1 Теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии: психоаналитический подход
1.1 З. Фрейд и трактовка тревожности
Впервые понятие тревоги было введено в научный оборот З. Фрейдом, который не отождествлял понятия «страх» и «тревога», понимая под страхом «...конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный трах − тревогу, носящую... внутренний характер (нем. Angst)» . Фрейд говорил и о сепарационной тревоге.
Осознание тревожности было внесено в психологию психотерапевтами и психиатрами. Почти все представители психоанализа оценили беспокойность как прирожденное свойство личности, как изначально свойственное человеку состояние. Слово тревожность в переводе с английского «anxiety» – волнение, беспокойство, тревога .
Прежде всего, о природе волнения следует сказать следующие: тревожность – это положение, в котором бытие понимается вероятность собственного небытия. Тревожность – это экзистенциальное понимание небытия. Тревожность – это конечность, переживаемая человеком как его личная конечность. Такая прирожденная тревожность, присущая человеку как человеку и всем живым созданиям. Это беспокойство небытия, понимание личной конечности как конечности .
М. Кляйн говорит о том, что с рождения ребенку доступны функции Эго, переживания тревожности, применение защитных механизмов, способность формировать объектные отношения и бессознательная фантазия.
Д. Винникотт описывает использование переходного объекта и стадии взаимодействия с ним для снижения сепарационной тревоги и обретения спокойствия на стадии переходного периода (зоны иллюзий) от абсолютной зависимости к относительной самостоятельности .
Прежде всего, нужно определить, в чем разница между страхами и тревогами. Тревога – это состояние неуверенности и неопределенности, ощущение, что произойдет что – то опасное и неприятное. Тревога может вызываться внешними факторами (проблемы на работе или в семье) или внутренними (все вроде бы хорошо, а на душе тревожно). Страх – это тревога по осознанному и реальному поводу (страх полетов на самолете, страх пауков, страх прогулки по ночному парку, страх солдата на войне и др.)
Фрейд утверждал, что тревога – это сигнал самосознанию, что неприемлемое желание хочет прорваться в мышление, чтобы не оставаться в подсознании. Выделялось несколько видов тревоги: «оно» или «импульсивная» тревога относится к примитивным эмоциям, когда грудной ребенок чего – то хочет и не может выразить себя. Тревога расставания, когда сталкиваются желания самовыражения и подчинения авторитетам. Тревога по поводу кастрации заключается в конфликте между желанием запрещенного (начиная с сексуальной любви к матери) и желанием себя за это наказать (самокастрация). Тревога самосознания – это самый здоровый вид тревоги, который заключается в конфликте между тем, что такое хорошо и что такое плохо в человеке. Чем более примитивный вид тревоги испытывает человек, тем боле патологической является эта тревога, вплоть до «впадения в детство». Чувство тревоги обычно сопровождается напряженностью, раздражительностью или скованностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Багдасарьян Н. Г., Страх как "онтологическое ядро" современности: российский контекст // Социальная политика и социология. — 2018. — Т. 17, № 2. — С. 161-169
2) Барг А. О., Оценка связи тревожности и заболеваемости у учащихся среднего и старшего возраста // Гигиена и санитария. — 2020. — Т. 99, № 8. — С. 829-833
3) Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988
4) Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери/Пер. с англ. Н.М. Падалко. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 80 с.
5) Гасанова О. М., Особенности проявления фрустрации у юношей и девушек с выраженной тревожностью // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 7. — С. 65-68
6) Евдокимов В. И. Проективная психодиагно стика. – СПб.: Питер, 2020. – 320 с.
7) Еремина Н., Тревожные дети : стратегия работы // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2020. — № 4. — С. 11-14 :
8) Ижванова Е.М., Детская тревожность как социальное явление современной России: Статья. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. — 6 с.
9) Изард К. Психология эмоций / пер. с англ. А. Татлыбаева. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
10) Клепиков В. Н., Способы предотвращения агрессивного поведения подростков в современной школе // Социальная педагогика. — 2020. — № 1. — С. 15-22.
11) Кляйн М. «Зависть и благодарность» /Перевод с английского А.Ф. Ускова. – СПБ, 1997.
12) Колесник Н. Т., Тревожность у детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема современного социума // Мир образования - образование в мире. — 2021. — № 1. — С. 112-118.
13) Кравченко С. В., Взаимосвязь тревожности и моторных нарушений // Теория и практика физической культуры. — 2019. — № 3. — С. 22.
14) Кулганов В. А., Тревожность и ее проявления у детей // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 3. — С. 4-6.
15) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
16) Лимонцева Г. В., Поведенческие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 8. — С. 44-46
17) Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2019. – 210 с.
18) Мокаева М. А., Социально-психологическая обусловленность детских страхов и тревожности // Начальная школа. — 2019. — № 5. — С. 23-24.
19) Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М. : Владос, 1996. - 527 с.
20) Немов Р. С. Общие основы психологии [Текст] /Р.С. Немов Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. — Т. 1.
21) Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. – 1998. – No 2. – С. 12-18.
22) Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 280 с.
23) Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,. 2009. - 352 c.
24) Прохоров А. О., Образ психического состояния // Психологический журнал. — 2013. — Т. 34, № 5. — С. 108-121
25) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.
26) Смит К., Управление тревогой : системный подход к борьбе с беспокойством на работе и в отношениях. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 219, [5] с.
27) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
28) Хендриксен Э., Социальная тревожность : как перестать избегать общения и избавиться от неловкости. — Москва : Эксмо : Бомбора, 2021. — 346, [6] с.
29) Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / пер. с англ. В. В. Старовойтова; общ. ред. Г. В. Бурменской. – СПб.: Речь, 2016. – 478 с.
30) Шарафутдинова Х. Г., Преодоление тревожности с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 1. — С. 124-127.
31) Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М., 1991. С. 72
32) Hillman J. Senex and Puer // Puer Papers. – Dallas: Spring, 1979. С. 12
33) Pauli W. Writings on Physics and Philosophy. – Berlin: Springer-Verlag, 1994. С.159