Фрагмент для ознакомления
2
Введение
У каждого народа испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Устное народное творчество в научной литературе именуется фольклором, устной народностью, народным творчеством, которое ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому ему была присуща устная форма выражения.
Для современной науки значение фольклора как культурного наследия бурятского народа велико, как ценного материала, важного для изучения истории, истоков народного творчества и искусства бурят, как средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Национальные истоки, заложенные в народном творчестве, следование национальным и общечеловеческим ценностям и приоритетам – все это явилось содержательной основой для развития национальной культуры Бурятии.
Анализ художественных традиций доказывает, что в культурном процессе отбирается, сохраняется, совершенствуется, трансформируется то, что может служить в качестве ценностей, норм всего сообщества, народа в определенный исторический период.
Фольклор бурят — устное народное творчество, стал складываться ещё в дочингисхановские времена, он был формой познания жизни, художественного восприятия окружающего мира. Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры — эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Содержание поэм героическое. Исполняли улигеры речитативом сказители (улигершины).
Те процессы, которые происходят в жизни народа, общества, безусловно, отражаются в самобытном устном народном творчестве, подвергая трансформации формы и функции фольклора. В рамках исследования проблемы состояния фольклора в прошлом, и изменений, происходящих в настоящем, и в рамках вопроса, что же станет с ним в будущем, представляется актуальным изучение фольклорной традиции бурятского народа на примере отдельного региона. В этом смысле региональной бурятской фольклористике, думается, повезло. Огромный фольклорный материал, накопленный усилиями не одного поколения собирателей, дает нам возможность проанализировать состояние фольклорной традиции бурят в динамике практически на протяжении почти полутора столетия.
Цель исследования: изучение развития народного творчества в Бурятии 1960-1990 годах.
Объект исследования: традиционная культура бурят.
Предмет исследования: народное творчество бурят в 1960-1990-х годах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова, А.А., Каплан, Н.И., Митлянская, Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - Москва : Высшая школа, 1984.
2. Артистам бурятской эстрады впервые вручат народную премию «Buryad_Music». URL: https://bur.aif.ru/culture/events/artistam_buryatskoy_ estrady_vpervye_vruchat_na odnuyu_premiyu_buryad_music
3. Басаева, К.Д. Семья и брак у бурят: вторая половина XIX - начала XX века. - Новосибирск : Наука, 1980
4. Батуева, И.Б. Бурятия на рубеже XIX-XX веков. - Улан-Удэ : ВСГИК Общественно-научный центр «Сибирь», 1992
5. Будаева Т. Б. Бурятское музыкальное искусство : учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2003
6. Бурятские легенды и предания: жанровая специфика, типология, художественные особенности. URL: https://pandia.ru/text/78/138/19537.php
7. Гатапова О. Певица Намгар рассказала о своем творческом и семейном союзе. URL : https://www.infpol.ru/103473-pevitsa-namgar-rasskazala-o-svoem-tvorcheskom-i-semeynomsoyuze-
8. Герасимова, К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии / Рос. акад. наук, Сиб. отдние ; Бурят, науч. центр ; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. - Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1999
9. Гончикова М. Ц. Традиции бурятской народной музыки как основа формирования профессиональной музыкальной культуры и образования в Руспублике Бурятия // Вестник Томского гос. университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 1(21). С. 94-98
10. Дамбаева И. Рэпер Алихан Dze: Бурятская музыка на весь монгольский мир. URL: https://www.baikal-daily.ru/news/16/214622
11. Дугар-Нимаев, Ц-А. Улигеры хори-бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1988.
12. Именохоев, Н.В. Погребальные памятники XVIIXVIII вв. долины р. Уды (по материалам Хоринской экспедиции 1935 года) // Региональные музеи: настоящее и будущее. - Улан-Удэ, 2003. - С. 152-157
13. Каталог выставки бурятского изобразительного искусства / М-во культуры РСФСР, М-во культуры Бурятской АССР, Оргкомитет Союза художников РСФСР, Бурятское отд-ние Союза художников РСФСР. - Москва, 1959
14. Каталог выставки из фондовых материалов Бурятского республиканского краеведческого музея имени М.Н. Хангалова и Художественного музея им. Ц.С. Сампилова / Мин-во культуры Бурятской АССР, Союз художников РСФСР, Гос. музей искусств народов Востока ; сост. Н.Б. Бадлаева, К.М. Герасимова ; [вступ. ст. К. Герасимовой, И. Соктоевой]. - Москва, 1970.
15. Кочешков, Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX века. - Москва : Наука, 1979
16. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2003
17. Песенная традиция восточных бурят. URL: https://www.culture.ru/objects/482/pesennaya-tradiciya-vostochnykh-buryat
18. Самбуева С. Б., Гончикова М. Ц. Музыка бурят: истоки и традиции : учеб. пособие. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2013
19. Соктоева, И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии / отв. ред. В. Ц. Найдаков ; АН СССР, Сиб. отд-ние, Бурят, фил., Бурят, ин-т обществ. наук. - Новосибирск : Наука, 1988
20. Соктуева Н. В Улан-Удэ выступит этно-рок-группа Shono. URL: https://www.infpol.ru/207571-v-ulan-ude-vystupit-etno-rok-gruppa-shono
21. Уланов, А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974