Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Периодом возникновения сознательного «Я» выступает дошкольный и младший школьный возраст. По мнению психологов, данный период является критическим для формирования самооценки и рассматривается как психический процесс в переходном возрасте.
Актуальность данного исследования позволяет рассмотреть особенности самосознания в младшем школьном возрасте, как важном периоде личностного развития. В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Особенности самооценки в младшем школьном возрасте».
К проблеме самоотношения и самооценки обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, К. Роджерса, Э. Эриксона,. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В. Бороздиной, Т.В. Галкиной, Т.В. Дембо, А.А. Деркач, Е.В. Зинько, Т.В. Корниловой, О.Н. Молчановой, С.Р. Пантелеева, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн, К.Р. Сидорова, В.В. Столина, А.Т. Фатуллаевой. Несмотря на различные подходы к определению самооценки учеными были рассмотрены вопросы онтогенеза самооценки, ее структура, виды, функции и закономерности развития. Объект исследования: самооценка младших школьников.
На сегодняшний день исследования самооценки представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.
Объект исследования: самооценка как психический процесс.
Предмет исследования: особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: выявить теоретические основания и изучить особенности формирования самооценки у учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие самооценки в психологии и педагогике.
2. Описать психологические особенности самооценки у младших школьников и процесс ее формирования.
3. Осуществить педагогическую диагностику самооценки у младших школьников.
Гипотезы исследования:
- Самооценка - это специальный элемент самосознания, не сводимый к другим его составляющим или к нему в целом. Назначение и роль самооценки отличны от функций иных компонентов самосознания.
- С момента своего формирования до глубокой старости человека, самооценка не остается постоянной, она подвержена изменению по содержанию и формальным параметрам, что позволяет выделить ее особенности, свойственные разным фазам человеческой жизни.
- Развитие самооценки детей младшего школьного возраста осуществляется в процессе становления субъектности в учебной деятельности и в межличностном взаимодействии.
Теоретико-методологическую основу проведенного исследования составили исследования Л.И. Божович, Р. Бернса, О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, тестирование, наблюдение).
Научная новизна исследования: на основании проведенного теоретического анализа дано определение понятию «самооценка», рассмотрены и систематизированы особенности самооценки у младших школьников и рассмотрен процесс ее формирования.
Теоретическая значимость исследования: проанализированы и систематизированы основные идеи зарубежных и отечественных ученых о природе самооценки, факторах, влияющих на ее формирование, и механизмах, лежащих в основе формирования адекватной самооценки; выявлено влияние становления субъектности в младшем школьном возрасте на развитие самооценки.
Практическая значимость исследования: представленный материал может быть использован психологами для формирования самооценки у младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимова, Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст] / Р. Н. Азимова. Известия АПАз ССР, 1969. № 3. С. 18-22.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. – 350 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
4. 3.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – М., 2009. №2. – 56 с.
5. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
6. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 – 2000 - С. 14-19.
7. Бороздина Л. В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева /Л. В. Бороздина / /Вестник Московского университета. Психология.2013.- 100 с.
8. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе [Текст] / Е. Н. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 411–415.
9. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] / А. Б. Воронцов. М., 2012. 450 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 671 с.
11. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
12. Гонина О.О. Практикум по общей и экспериментальной психологии. М.: Издательство «Флинта», 2014. – 452 с.
13. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / И. В. Дубровина: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009. – 560 с.
14. Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова // Начальная школа - 1992 - № 3 - С. 13 -16.
15. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия / П. И. Зинченко / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 476 с
16. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Издательский дом «Питер», 2011. – 142 с.
17. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. – Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. – 254 с.
18. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. – 254 с.
19. Кон, И. С. Психология ранней юности : Кн. для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. – 254 с.
20. Ларина А.Б. Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. наук. – Калининград, 2011. – 33 с.
21. Латыпова Л.А. Формирование навыков самооценки и самоконтроля школьников в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://oubak.tev.obr55.ru.
22. Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М. : Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). - 431 с.
23. Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. — М., 1999. — 382 с.
24. Мерлин В. С. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / В. С. Мерлин ; под ред. Е. А. Климова. - 2-е изд., стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2009. – 542 с.
25. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - М.: 2002-630 c.
26. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник для студентов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2007. - 637 с.
27. Немов, Р. С. Психология : Кн. 1: Общие основы психологии. - М. : Просвещение : Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1994. – 572 с.
28. Новиченкова, Е. Ю. Кризисы детского возраста [Текст] : формируем здоровую самооценку / Е. Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 170 с.
29. Осипова, О.В. Особенности изучения самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности [Текст] / Зверева Ю.В., Линк Н.А. (ред.) Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. – С. 33-37.
30. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 234 с.
31. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов [электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/43905/ (дата обращения 12.04.22)
32. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
33. Психолого-педагогические особенности младшего школьника [электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-mlad.html (дата обращения 12.04.22).
34. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2010. – 178 с.
35. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 287 с.
36. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся // Начальная школа. 2012. № 7. С. 18-20
37. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989. – 288 с.
38. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание [Текст]. - Москва : Политиздат, 1972. - 303 с.
39. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 1983. – 285 с.
40. Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / И. Ю. Троицкая // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 207-209.
41. Тутушкина, М.К. Самосознание: самооценка и рефлексия// Современная практическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. М.К. Тутушкина. – М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2010. – С. 180 – 187.
42. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2013. – 334 с.
43. Фатуллаева, А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Фатуллаева Аят Тамирлановна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т]. - Махачкала, 2009. - 22 с.
44. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (Психология развития и возрастная психология) : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 349 с.
45. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.
46. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Концепт. – 2015. – Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1. – 2015.