Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Педагоги всегда ведут поиск наиболее эффективных способов для наилучшего обучения школьников не зависимо от того, в какой образовательной модели они работают, традиционной или инновационной. Тем не менее, в настоящее время поиск новых методов обучения приобретает на практике всё большее значение. Это связано с личностно ориентированным и системно - деятельностным подходом, регламентируемыми современным ФГОС. Данной проблеме посвящено достаточно много исследований в педагогике и психологии.
Педагоги пытаются находить всё более эффективные методы обучения и развития школьников с целью активизации их познавательного интереса к
обучению. Сегодня много исследований проводят в области использования на уроках занимательного материала. Особое значение придают нестандартным формам уроков, в частности, урокам с применением дидактических игр. Дидактические игры давно рассматривают как средство
обучения и воспитания детей. Данные игры не относятся к забавам, поскольку дидактическая игра считается видом преобразующей творческой деятельности, в учебную. Дидактическая игра имеет свой существенный признак – наличие дидактической цели. Соответственно, можно говорить об образовательном результате, который будет этой цели соответствовать. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры ученики в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания и активно помогают друг другу. Сегодня остается актуальной проблема поиска новых форм нестандартных уроков и применения на них дидактических игр.
Объект исследования: нестандартные уроки в процессе обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования: использование дидактических игр при проведении нестандартных уроков информатики и ИКТ.
Цель работы: определить наиболее эффективные дидактические игры для использования на нестандартных уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
1. Определить понятие и виды нестандартных уроков.
2. Рассмотреть использование нестандартных уроков в процессе обучения информатике и ИКТ.
3. Разработать урок информатики и ИКТ с применением дидактических игр.
4. Разработать дидактические игры для нестандартных уроков по информатике и ИКТ.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н. В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2004. – 224 с.
2. Бобырев, А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в
условиях профильного обучения [Текст] / А.В. Бобырев. учеб. пособие //
Ростов: известия ЮФУ. Технические науки, 2009. – 275 с.
3. Бочарова, Л.И. Нестандартный урок как средство реализации
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования на уроках математики [Текст] / Л.И. Бочарова, М.В. Глебова, Н. А. Цыгунова // Вестник белгородского института
развития образования. – 2017. – No4(6). – С. 66-72.
4. Вербицкий, А. А. Методические рекомендации по
проведению деловых игр [Текст] / методическое пособие // А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. техн. обучения молодежи, 2004. – 158 с.
5. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и
образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской
с международным участием научно-практической конференции
молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/
АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина,
2018. - С.574-578.
6. Дергачева, Л. М. Особенности подготовки и проведения
дидактической игры на уроках информатики [Текст] / учеб. пособие //
Л. М. Дергачева. – Москва: Информатика и образование, 2005. - 95 c.
7. Дергачева, Л.М. Методические аспекты использования учителем
дидактических игр на уроках информатики [Текст] / метод.
разработка // сост.: Л.М. Дергачева. - Москва: Информатика и
образование, 2004. – 42 с.
8. Дидактические требования к разработке дидактических игр по
информатике на основе применения ИКТ [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5639839/page:4 (дата обращения: 10.06.2022).
9. Зубрилин, А. А. Игровой компонент на уроках информатики [Текст] /
практикум для поступления в ЭК // А.А. Зубрилин - М.: Информатика и
образование, 2006. – 52 с.
10. Зубрилин, А.А. Загадки в обучении информатики [Текст]/
А.А. Зубрилин // гуманитарные науки и образование. – 2014. – No3. –
С. 9-13.
11. Исмайилова, Б. И. Использование нестандартных методов обучения
школьников на уроке информатики [Текст]/ Б. И. Исмайилова //
Социология, психология, педагогика. – 2018. – No1. – С. 76-83.
12. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/
К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные
технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф.-
Пенза, 2003. – С. 43-48.
13. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и
совсем необычные уроки [Текст] / Научно-практич. пособие для
учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов
пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич,
Т.П. Лакоценина. - Ростов-н // Д: Изд-во ―Учитель, 2006. – 175 с.
14. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики [Текст] / учебное пособие для студентов пед. Вузов // М. П. Лапчик. – Москва: Академия, 2016. - 624 с.
15. Пайгачев, Н.В. Педагогические технологии использования
дидактических игр в учебном процессе [Текст] / Учебно-метод. пособие // Н.В. Пайгачев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. - 104 с.
16. Пискунова, В.И. Использование занимательных задач на уроках
информатики [Текст] / В.И. Пискунова // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2013. – No7. – С. 41-45.
17. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] / учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – Москва: Владос-пресс, 2004. -
365 с.
18. Полчанинова, Т.В. Применение нестандартных уроков в
педагогической деятельности [Текст] / Т.В. Почанинова// Вестник
научных конференций. – 2016. – No 7. – С. 91-93.
19. Петрова, Н. Б. Практическое пособие для учителей и классных
руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных
заведений, слушателей ИПК [Текст] / Н.Б. Петрова. — Воронеж: ЧП
Лакоценин С.С, 2006. — 175 с.
20. Прашкович, Н. Г. Конструирование нетрадиционных уроков в
общеобразовательной школе [Текст] / Н.Г. Прашкович метод. рекомендации // Москва: Арзамас, 2005. – 146 с.
21. Радягабов, Т. Е. Роль дидактических игр как средство обучения
[Текст] / Т.Е. Радягабов // Вестник Таджикского национального
университета. – 2015. – No4 (68) – С. 389 -392.
22. Салангина, Н.Я. Нестандартные формы организации уроков [Текст]/
Н.Я. Салангина, Е.А. Нещадимова// Вестник научного общества
студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2014. – No1. – С. 235-240.
23. Семакин, И.Г. Информатика [Текст] / методическое пособие для 7–9
классов // И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. – Москва: Бином.
Лаборатория знаний, 2016. - 160 с.
24. Семакин, И.Г. Информатика [Текст] / учебник для 8 класса//
И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – Москва:
Бином, 2015. —176 с.
25. Система дидактических игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
26. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация
учащихся [Текст] / метод. пособие// О.В. Трофимова. – Северодвинск:
Завуч, 2003. - 143 c.
27. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в
основной и старшей школе [Текст] / методическое пособие для учителя
/ Н. Д. Угринович. – Москва: Бином, 2008. –153 с.
28. Шершенова, М. А. Игровые методики в начальном курсе информатики / М. А. Шершенова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66478/ (дата обращения: 10.06.2022).