Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Управление маркетингом представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, который, в свою очередь, требует комплексного последовательного подхода. Маркетинг постоянно эволюционирует, учитывая в своем развитии множество процессов от цифровизации экономики до трансформации модели поведения потребителя, что способствует развитию новых подходов к маркетинговой деятельности, одним из которых является омниканальный маркетинг.
Преобладающим и наиболее перспективным сектором экономики для развития омниканального маркетинга является рынок розничной торговли, что связано со спецификой отрасли, основанной на широких возможностях применения большого количества каналов коммуникаций и сбыта, а также динамикой развития торговли в целом и ростом показателей интернет-торговли в частности. В качестве предпосылок развития омниканального маркетинга в розничной торговле можно выделить развитие новых форматов торговли; отказ от изолированного развития онлайн- и офлайн-каналов, принятие их взаимосвязи и взаимодополнения для достижения целей торговой организации; появление цифрового потребителя, находящегося под влиянием информационных и цифровых технологий, обладающего новыми ожиданиями и привычками при совершении покупок.
Ожидается, что рынок розничной торговли продолжит расти, и конкурентное преимущество в этой ситуации получат организации, предоставляющие покупателю единый опыт совершения покупок во всех физических и цифровых каналах взаимодействия с компанией, что является непосредственной задачей омниканального маркетинга и подчеркивает его актуальность.
Внедрение омниканального маркетинга для каждой отдельной организации имеет свою специфику, но при этом основывается на единых сформированных теоретических положениях и подходах к управлению омниканальным маркетингом, которые в настоящий момент представлены в недостаточном объеме и носят поверхностный, фрагментарный характер. В связи с этим тема использования ом-никанального маркетинга требует более детального изучения, проведения актуальных исследований и апробации результатов в деятельности организаций розничной торговли.
Степень разработанности проблемы. Теоретические аспекты эволюции маркетинга получили освещение в работах таких авторов, как В. И. Черенков, Л. А. Пасечко, О. В. Буреш, О. А. Третьяк, Л. М. Капустина, Н. М. Глебова, Т. П. Медведева, Н. В. Кучерова, И. И. Скоробогатых, Ф. Вебстер и др.
Вопросы управления маркетингом рассматривают Ф. Котлер, К. Л. Келлер, П. Дойль, Ф. Штерн, Ж. Ландреви, Ж. Леви, Д. Линдон, Л. М. Капустина, О. А. Козлова, А. А. Воронов и др.
Тема развития маркетинга применительно к отрасли розничной торговли раскрывается в трудах следующих авторов: В. Гаспарян, О. М. Калиева, Н. В. Луж-нова, О. А. Козлова, В. А. Бондаренко, А. А. Воронов, Н. Ю. Веселова, В. В. Панюкова, Л. Б. Нюренбергер, Е. И. Беккер, Е. Ю. Селезнева, Е. Г. Кащенко, Е. Е. Прушковская, В. В. Пасечко, А. В. Панкрухин, В. В. Никишкин и др.
Вклад в развитие теории омниканального маркетинга внесли зарубежные и российские ученые: Г. Кук, К. Маккейб, С. Саулди, С. Каммнис, Дж. Пельтье, А. Диксон, П. С. Верхоев, П. К. Каннан, Дж. Инман, Б. Арсон, Д. Сили, А. Дейн, М. Роуз, Д. Мунк, С. Чиза, Г. Миталл, Д. Ньюмен, М. Дюн, В. В. Панюкова, И. А. Ипатьева, В. Гаспарян, Е. Устюгова, А. Нестеренко, С. П. Гурская и др.
Вопросы трансформации модели поведения потребителей представлены в работах Н. Г. Зеркалий, З. М. Алиевой, М. Пейтерса, И. И. Скоробогатых, Ж. Б. Мусатовой, И. В. Аввакумовой, Л. Б. Нюренбергер, О. В. Леушиной и др.
Анализ литературы показал, что вопросы управления омниканальным маркетингом в условиях усложнившейся рыночной среды с учетом трансформации модели поведения потребителей и с развитием информационных и цифровых технологий набирают актуальность, но пока остаются малоизученными. Отсутствует общепринятый подход к содержанию дефиниции «омниканальный маркетинг», к управлению омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли. Все это определило выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом исследования выступает маркетинговая деятельность организаций розничной торговли, использующих омниканальный маркетинг.
Область исследования соответствует п. 9.3 «Управление маркетинговой деятельностью, направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках» и п. 9.12 «Факторы и мотивы потребительского поведения: методы исследования, оценка и использование в маркетинге» Паспорта специальности ВАК РФ 08.00.05 (экономические науки).
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе управления омниканальным маркетингом, и взаимодействие с потребителями в организациях розничной торговли.
Цель исследования состоит в развитии теоретических и методических положений управления омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли.
Цель и логика исследования предопределили постановку и решение следующих основных теоретических, методологических и практических задач:
1) уточнить содержание дефиниции «омниканальный маркетинг» на основе анализа и обобщения существующих представлений;
2) разработать и апробировать методику построения карты гейтов цифрового потребителя в процессе принятия решения о покупке с учетом трансформации модели поведения потребителя и использования потребителем онлайн- и офлайн-маркетинговых каналов;
3) предложить инструментарно-методический аппарат омниканального маркетинга, подразумевающий создание модели, объединяющей основные элементы омниканального маркетинга, с целью управления ими как контрольными точками омниканального маркетинга
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению общей теории маркетинга, теории управления маркетингом, теории поведения потребителей.
В ходе исследования применялись общие и специальные методы научного познания: системный подход, методы экономического анализа статистической информации, сравнительный анализ, логико-структурный анализ и синтез, контент-анализ, а также методы маркетинговых исследований: опрос, глубинное интервью, метод «тайный покупатель», методы веб-аналитики.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных представлений, теорий отечественных и зарубежных ученых в части содержания дефиниции омниканального маркетинга; развитии теоретических положений трансформации модели поведения цифрового потребителя и управления омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов при внедрении омниканального маркетинга в организациях розничной торговли.
Структура и объем работы соответствуют предмету, цели, задачам и логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
Во введении обоснованы выбор темы и актуальность диссертационного исследования, сформулированы его цель и задачи, определены объект и предмет исследования, раскрыта информационная база, сформулированы положения научной новизны, обоснована теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы управления омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли» рассмотрена эволюция маркетинга, уточнено содержание дефиниции «омниканальный маркетинг», предложена классификация маркетинговых каналов в омниканальном маркетинге; изучены аспекты трансформации модели поведения цифрового потребителя, выделены новые критерии удовлетворенности цифрового потребителя в процессе совершения покупки; проанализированы подходы разных авторов к управлению омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли.
Во второй главе «Методическое обеспечение управления омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли» разработана методика построения карты гейтов цифрового потребителя в процессе принятия решения о покупке; предложен инструментарно-методический аппарат омниканального маркетинга, представляющий собой модель, объединяющую основные элементы омниканаль-ного маркетинга, с целью управления ими как контрольными точками омниканального маркетинга; разработан алгоритм управления омниканальным маркетингом в организациях розничной торговли, включающий в себя четыре последовательных этапа, представленных в виде аналитической и организационно-технологической частей; предложены показатели результативности омниканального маркетинга.
В заключении обобщены результаты исследования, представлены основные выводы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Agius, A. 12 Examples of Brands with Brilliant Omni-Channel Experiences / A. Agius. - URL: http://blog.hubspot.com/marketing/omni-channel-user-experience-examples#sm.000zxogq01d6nf7tqn62qaxtqh41k (last access: 10.05.2022).
2. Agius, A. 7 Inspiring examples of omni-channel user experiences / A. Agius. - URL: http://digitalarteries.com/guest-contributors/7-inspiring-examples-of-omni-channel-user-experiences (last access: 10.05.2022).
3. Arson, B. Multi-channel, сross-channel, omni-channel retailing: business in all its forms (1/2) / B. Arson. - URL: http://blog.atinternet.com/en/series-multi-channel-cross-channel-omni-channel-retailing-business-forms-12 (last access: 10.05.2022).
4. Babu, P. Top 8 tips on building an omnichannel retail strategy / P. Babu. -URL: https://blog.beaconstac.com/2016/04/top-8-tips-on-building-an-omnichannel-retail-strategy (last access: 10.05.2022).
5. Becker, M. Five Examples of Omnichannel Retail Experiences / M. Becker. - URL: https://www.emarsys.com/resources/blog/omnichannel-for-ecommerce-retailers (last access: 10.05.2022).
6. Becker, M. What's the difference between multichannel and omnichannel / M. Becker. - URL: https://www.emarsys.com/resources/blog/multi-channel-marketing-omnichannel (last access: 10.02.2022).
7. Benjamin, B. A Study of 46,000 Shoppers Shows That Omnichannel Retailing Works : [Harvard Business Review digital article] / B. Benjamin, E. Sopadjieva, U. M. Dholakia. - URL: https://hbr.org/2017/01/a-study-of-46000-shoppers-shows-that-omnichannel-retailing-works (last access: 11.09.2021).
8. Bocklund, L. The multichannel contact center becomes «omnichannel» / L. Bocklund. - URL: https://www.strategiccontact.com/articles/2015/Contact-Center-Omnichannel-Jan2015.pdf (last access: 10.05.2022).
9. Chrisos, M. 3 Benefits of omnichannel marketing to boost revenue / M. Chrisos. - URL: https://www.techfunnel.com/martech/3-benefits-of-omni-channel-marketing-to-boost-revenue (last access 20.05.2022).
10. Connected Commerce: connectivity is enabling lifestyle evolution / Nielsen. - URL: https://www.nielsen.com/eu/en/insights/reports/2018/connected-commerce-connectivity-is-enabling-lifestyle-evolution.html (last access 20.05.2022).
11. Cook, G. Customer experience in the omni-channel world and the challenges and opportunities this presents / G. Cook. - DOI: 10.1057/DDDMP.2014.16 // Journal of direct, data and digital marketing practice. - 2014. - Vol. 15. - P. 262-266.
12. Cummnis, S. Omni-channel research framework in the context of personal selling and sales management: a review and research extensions / S. Cummnis, J. Peltier, A. Dixon. - DOI: 10.1108/JRIM-12-2015-0094 // Journal of research in interactive marketing. - 2015. - Vol. 10. - P. 2-16.
13. Dane, A. 3 easy steps to omnichannel success / A. Dane. - URL: http://www. retailtouchpoints.com/features/executive-viewpoints/3-easy-stepsto-omnichannel-success (last access: 11.06.2022).
14. Davey, N. The five steps to an omnichannel strategy / N. Davey. - URL: http://www.mycustomer.com/service/channels/the-five-steps-to-an-omnichannel-strategy (last access: 10.05.2022).
15. Dorman, A. J. Omni-channel retail and the new age consumer: an empirical analysis of direct-to-consumer channel interaction in the retail industry : [B. A. thesis] / A. J. Dorman. - Claremont McKenna College, 2013. - URL: http://scholarship. claremont.edu/cmc_theses/590 (last access: 13.09.2021).
16. Dunne, M. 4-Step action plan to creating a successful omnichannel strategy / M. Dunne. - URL: http://apttus.com/blog/starting-a-successful-omni-channel-strategy (last access: 10.05.2022).
17. E-Commerce-инсайты: 58 фактов о том, как пользователи выбирают интернет-магазин и что влияет на решение о покупке. - URL: https://new-retail.ru /business/e_commerce/e_commerce_insayty_58_faktov_o_tom_kak_polzovateli_vybira yut_internet_magazin_i_chto_vliyaet_na_resh9314 (дата обращения: 30.03.2022).
18. Global Powers of Retailing 2015. Embracing innovation / Deloitte. - URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/in/Documents/consumer-business/in-cb-gpr-2015-noexp.pdf (last access 17.03.2022).
19. Global Powers of Retailing 2016. Navigating the new digital divide / Deloitte.- URL: https: //www2 .deloitte.com/content/dam/Deloitte/dk/Documents/consumer-business/GPR%202016_Deloitte.pdf (last access: 20.05.2022).
20. Global Trends. Retail Trends 2019 / CB Insights. - URL: https://www.retailinsiders.nl/docs/079695e2-90c5-4fc6-b53a-1b67213d2dfe.pdf (last access: 11.06.2022).
21. Klaus, P. Towards a better measure of customer experience / P. Klaus, S. Maklan. - DOI: 10.2501/IJMR-2013-021 // International journal of market research. - 2013. - Vol. 55. - P. 227-246.
22. Kozlova, О. А. Consumer model transformation in the digital economy era / О. А. Kozlova, Е. V. Sukhostav, N. А. Anashkina [et al.]. - DOI: 10.1007/978-3-319-90835-9_33 // Advances in intelligent systems and computing. - 2019. - Vol. 726. -P. 279-287.
23. Kruh, W. Retail Trends 2019. Global Consumer and Retail / W. Kruh ; KPMG. - URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2019/02/global-retail-trends-2019-web.pdf (last access: 01.01.2022).
24. McCabe, K. Omnichannel marketing: what it is, why it matters, and how to execute it / K. McCabe. - URL: https://learn.g2.com/omnichannel-marketing (last access: 11.06.2022).
25. Meyer C. Understanding customer experience / C. Meyer, A. Schwager // Harvard Business Review. - 2017. - Vol. 85. - P. 117-126.
26. Mittal, G. Right integration strategy - a cornerstone for omnichannel retail / G. Mittal ; Wipro. - URL: http://www.wipro.com/documents/right-integration-strategy-a-cornerstone-for-omni-channel-retail.pdf (last access: 02.06.2022).
27. Munk, J. A process for executing an omni-channel strategy / J. Munk. -URL: https://blogs.sas.com/content/hiddeninsights/2015/02/17/a-process-for-executing-an-omni-channel-strategy/ (last access: 02.06.2022).
28. Newman, D. What you need to know about omnichannel marketing / D. Newman. - URL: https://www.entrepreneur.com/article/250833 (last access: 10.05.2022).
29. Omnichannel / TechTarget Network. - URL: http://searchcio.techtarget.com /definition/omnichannel (last access: 11.06.2022).
30. Schiazza, S. 6 steps to a more effective, holistic omnichannel strategy / S. Schiazza. - URL: https://multichannelmerchant.com/blog/dont-forget-functions-planning-omnichannel-strategy (last access: 10.05.2022).
31. Sealey, D. Why retailers need a strategy to plan for omnichannel retail / D. Sealey. - URL: http://www.smartinsights.com/online-brand-strategy/multichannel-strategies/a-briefing-on-managing-omnichannel-retail (last access: 11.06.2022).
32. Seven Best-in-Class Examples of Omni-Channel Marketing / Iterable. -URL: https://iterable.com/blog/7-best-in-class-examples-omni-channel-marketing (last access: 10.10.2021).
33. Shaima, A. The effect of retail atmospherics on customer' perceptions of salespeople and customer persuasion: An empirical investigation / A. Sharma, T. Stafford. - DOI: 10.1016/S0148-2963(99)00004-1 // Journal of business research. - 2000. -Vol. 49. - P. 183-191.
34. The Omnichannel Opportunity. Unlocking the power of the connected consumer / Deloitte. - URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/uk/ Documents/consumer-business/unlocking-the-power-of-the-connected-consumer.pdf (last access 17.03.2022).
35. Verhoef, P. C. From multi-channel retailing to Omni-channel retailing: Introduction to the special issue on multi-channel retailing / P. C. Verhoef, J. J. Inmann, P. K. Kannan. - DOI: 10.1016/j.jretai.2015.02.005 // Journal of retailing. - 2015. -Vol. 91, no. 2. - P. 174-181.
36. Vuijst, C. European grocery retail 2020: winning ways to play / C. Vuijst, M. Kesteloo, M. Hoogenberg. - PwC, 2014. - 15 p.
37. Webster, F. The changing role of marketing in the corporation / F. Webster // Journal of marketing. - 1992. - Vol. 56, iss. 4. - P. 1-17.
38. Yonatan, R. 5 Use-Case Examples of Effective Omni-channel Marketing in Action / R. Yonatan ; SaaSList. - URL: https://getcrm.com/blog/omnichannel-marketing-use-cases (last access: 10.10.2021).
39. Yu, J. The evolution of the customer journey in 2017: optimization of the moments of importance / J. Yu. - URL: http://marketingland.com/evolution-customer-journey-2017-optimizing-moments-matter-202426 (last access 12.09.2021).