Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Теоретические основы проблемы формирования действия поиска и выделения необходимой информации в начальной школе………………….....5
§2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста…………………………………………………………………………...10
§3. Диагностическая программа, направленная на выявление уровня сформированности действия поиска и выделения необходимой информации у обучающихся младших классов………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одной из ведущих задач современной школы является формирование у детей способности правильно ориентироваться в безграничном потоке самой разнообразной информации. Ученик должен правильно осуществлять её отбор, классифицировать и грамотно с ней работать.
Современный школьник должен уметь работать с различными информационными источниками и владеть информационно-коммуникационными технологиями. Способности работать с информацией детей необходимо учить с младшего школьного возраста. Необходимо их учить умению находить ответы на вопросы, выбирать из огромного
потока информации необходимое, а также грамотно оформлять и предоставлять отобранный материал.
В современном мире поток информации растет стремительными темпами. Для всех возникает актуальная проблема, как именно находить необходимую информацию. В условиях реализации ФГОС младшим школьникам необходимо осуществлять поиск информации практически по всем учебным предметам. Включая внеурочную деятельность. Дети самостоятельно осуществляют поиск книг, создают сообщения по разным темам и знакомятся с соответствующими тематическими терминами.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: приемы обучения младших школьников
поиску и выделению необходимой информации в учебно-воспитательном процессе.
Цель работы: теоретически обосновать и подтвердить возможности учебно-воспитательного процесса для обучения младших школьников поиску и выделению необходимой информации.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования действия поиска и выделения необходимой информации в начальной школе.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
3. Спроектировать диагностическую программу, направленную на выявление уровня сформированности действия поиска и выделения необходимой информации у обучающихся младших классов.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение. список используемой литературы.
§1. Теоретические основы проблемы формирования действия поиска и выделения необходимой информации в начальной школе
В условиях реализации ФГОС поиск и выделение необходимой информации является обязательным элементом информационной грамотности и культуры обучающихся. Информационно грамотный человек должен уметь идентифицировать качество полученной информации. Более того, он должен быть мотивирован на получение необходимой информации и должен уметь самостоятельно находить и оценивать необходимую информацию. Системно - деятельностный подход, который заложен в основу ФГОС главной задачей современной образовательной системы называет умение самостоятельно учиться. Формирование собственного мнения и самооценки субъекта сегодня достаточно актуально [6].
На данный момент существует достаточно много понятий и определений информационной грамотности. К наиболее точным и полным категориям относят определение информационной грамотности, выработанное Международной ассоциацией школьных библиотек. Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена [4]. Данное определение наиболее полно учитывает некоторые моменты, которые часто отсутствуют в других определениях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Асмолов, А. Г. Универсальные учебные действия в начальной
школе. Пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. –
Москва: Изд-во Просвещение, 2011. – 152 с.
2. Белянкова, Н.М. Исследовательские задания и проекты в
математическом образовании младших школьников: интегрированный
подход [Текст] / Н. М. Белянкова // Начальная школа. 2011. – No 1. – С. 85 – 89.
3. Виды мышления младших школьников [Электронный ресурс] /
ред. Варламова Т. С. – Якутск: 2019. – Режим доступа:
https://multiurok.ru (дата обращения: 16.06.2022).
4. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной
грамотности у младших школьников в процессе языкового образования
[Текст] / О. А. Горобец // Теория и практика образования в современном
мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014
г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 135-138.
5. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] /А.В. Горячев. - Информатика и образование. – 2010. – No 8. – С.14-16.
6. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования / О. А. Горобец. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5870/ (дата обращения: 16.06.2022).
7. Данильчук, Е.В. Методологические предпосылки и сущностные
характеристики информационной культуры педагога [Текст] /Е.В. Данильчук. - Педагогика.– 2013. – No 1. – С.65-73.
8. Елисеева, Д. С. Познавательные универсальные учебные
действия младшего школьника как педагогический феномен:
познавательное развитие личности [Текст] / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. –2014. – 30 с.
9. Загашев, И.А. Основы образовательной технологии развития
критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с
остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» –
[Электронный ресурс]. URL: http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm (дата обращения: 16.06.2022).
10. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /
А. Г. Асмолов; Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова,
Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. – Москва: Просвещение, 2010. – 267 с.
11. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный
цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших
учебных заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, Н. В. Колюцкий. – Москва : Изд-во Сфера, 2001. – 464 с.
12. Клустер, Д. Что такое критическое мышление // Интернет-журнал.
Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – No 29. – 2002. –
[Электронный ресурс]. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902 (дата обращения: 16.06.2022).
13. Лукиных, Л. В. Формирование познавательных универсальных
учебных действий на уроках в начальной школе: методические
рекомендации для учителей начальных классов [Текст] / Л.В. Лукиных //
Молодой ученый. – 2015. – No10. – С. 17–18.
14. Мкртчян, В. С. Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение») / В. С. Мкртчян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81909/ (дата обращения: 16.06.2022).
15. Морозова, И. В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И. В. Морозова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 16.06.2022).
16. Развитие речи и мышления у детей начальных классов
общеобразовательных школ [Электронный ресурс] / ред. Иванова С. Е. –
Электрон. дан. – Москва: 2019. – Режим доступа: http://www.legrum.ru (дата обращения: 16.06.2022).
17. Соколова, Т. Е. Информационная культура младшего
школьника как педагогическая проблема: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Е. Соколова. – Самара: изд. дом Федоров, 2007. – 96 с.
18. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. – No 6. – С. – 97-110.
19. Сергеева, Б. В. Формирование информационной культуры младших школьников / Б. В. Сергеева, И. В. Козырева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1546-1550. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30521/ (дата обращения: 16.06.2022).
20. Универсальное учебное действие. Информационный поиск
[Электронный ресурс] / ред. Коновалова Е. А. – Электрон. дан. –
Смоленск: 2016. – Режим доступа: https://infourok.ru (дата обращения: 16.06.2022).
21. Усова, А. В. Критерии и уровни сформированности
познавательных умений у учащихся: научная статья [Текст] / А.В.
Усова // Советская педагогика. – 2014. - No12. – С. 45–48.
22. Формирование у младших школьников навыка работы с
информацией [Электронный ресурс] / ред. Елисеева И. Ю. – Электрон. дан.
– Киров: 2018. – Режим доступа: https://infourok.ru (дата обращения: 16.06.2022).
23. Формирование поисковых умений и навыков с учетом
индивидуальных особенностей младших школьников в условиях
современного информационного общества. – Электрон. дан. – 2017. –
Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru (дата обращения: 16.06.2022).
24. Шейкина, С. А. В мире информации. Работаем с
информационными источниками: методическое пособие для
учителя [Текст] / С.А. Шейкина. – Москва: Планета, 2016. – 110 с.
25. Щеулова, Е. А. Формирование познавательных универсальных
учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая
проблема [Текст] / Е. А. Щеулова, Т. И. Митичева // Молодой ученый.
2017. - No1. – С. 425–428.