Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………........…3
Глава 1: Теория и методика организации живого уголка
природы в кабинете начальных классов……………………………..5
1.1. Требования ФГОС и СанПиН к организации уголка
живой природы в кабинете начальных классов………………….….…5
1.2. Уголок живой природы в кабинете начальных классов…….…...11
Глава 2. Методика работы в уголке живой природы………….…18
2.1.Содержание работы в уголке живой природы………………..…..18
2.2.Анализ опыта использования живого уголка в образовательной
и воспитательной деятельности…………………………………….…..22
Заключение………...……………………………………………….…….26
Список использованных источников……………………………….….27
Приложение 1…………………………………………………………….30
Приложение 2…………………………………………………………….35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Работа по организации уголка живой природы в образовательных организациях имеет исключительно важное и актуальное значение. ФГОС регламентирует работу и деятельность школьных уголков живой природы, которые необходимы для младших школьников в образовательном процессе.
ФГОС ориентирует педагогов на сохранение ценности школьного детства, заботу о здоровье и всеобщее развитие ребенка. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, выполнение систематической работы по уходу и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности и повышают ответственность за выполнение заданий. В процессе длительных наблюдений за
растениями у младших школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие или какова взаимосвязь растений с окружающей средой. Уголок живой природы является важной частью материальной базы кабинета и учебно-воспитательного процесса. Это способствует наилучшему осуществлению природоохранного воспитания и формированию научного мировоззрения.
Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ младших школьников, что способствует укреплению полученных на уроках знаний. Уголок живой природы в образовательной организации – это одно из необходимых условий наглядного ознакомления дошкольников с природой. Дети могут наблюдать за природах на экскурсиях, но экскурсии кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение дня подходить к растениям, рассматривать их и вести за ними наблюдения. При этом у детей расширяются конкретные знания о природе и формируется экологическое мышление.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на использование уголка живой природы.
Предмет исследования: формирование представление о растительном мире с помощью уголка природы.
Цель работы: изучить возможности использования живого уголка природы в кабинете начальных классов.
Задачи:
1. Изучить требования ФГОС и САНПиН к организации уголка живой природы в кабинете начальных классов.
2. Описать уголок живой природы в кабинете начальных классов.
3. Рассмотреть содержание работы в уголке живой природы.
4. Проанализировать опыт использования живого уголка в образовательной и воспитательной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Теория и методика организации живого уголка природы в кабинете начальных классов
1.1. Требования ФГОС и СанПиН к организации уголка живой природы в кабинете начальных классов
При ознакомлении детей с живыми объектами природы у них развиваются наблюдательность и интерес к природе. Во время ухода за объектами живого уголка природы у детей формируются трудовые навыки и личностные качества, такие как трудолюбие, бережное отношение к живому и ответственность за порученное дело. Экологические преставления детей должны формироваться с раннего возраста, чтобы они хорошо представляли, какие проблемы с экологией связаны. При наличии живого уголка в классе у педагога есть возможность разрабатывать различного рода задания непосредственно на материале уголка живой природы.
Формирование основ экологических представлений – это одна из важнейших задач современной школы. Именно в этом возрастном периоде происходит значимый рост самосознания ребёнка. Он выделяет себя из предметного мира и начинает понимать свое место в кругу близких людей. Младший школьник достаточно осознанно ориентируется в окружающем предметно-природном мире и вычленяет его ценности. В этот период закладываются осознанные основы взаимодействия субъекта с природой. С помощью взрослых ребенок начинает осознавать природу как общую ценность для людей. Возможности общения с природой у современных детей ограничены. Вероятно, именно по этой причине уголки живой природы создаются и в дошкольных образовательных организациях. Это позволяет обеспечить преемственность в воспитательно-образовательном процессе между дошкольным и школьным образованием.
Как и всё остальное, что связано с образовательным процессом при обучении и воспитании детей организация уголка живой природы подчиняется требованиям ФГОС и СанПиН. Задача начальной школы заключается в создании фундаментальной базы для дальнейшего
обучения и воспитания ребёнка, в том числе и для развития его личности [3].
Начальная школа должна создать все необходимые условия для
полноценного развития ребёнка, психического, физического, умственного и др. В дальнейшем это ему поможет перейти без проблем на более высокую ступень образования. Для этого в начальной школе должна быть создана соответствующая насыщенная развивающая среда. Живой уголок природы является неотъемлемым компонентом этой среды. Это особенно актуально для младших школьников, которые проживают в больших городах, поскольку они не имеют возможности знакомиться с природой напрямую. Это также говорит о необходимости создания островка природной зоны в классе. Где обучаются младшие школьники. Жизнь детей должна быть предельно наполнена общением с живой и неживой природы [18].
Наличие живого уголка природы позволяет осуществить следующие задачи:
-благоприятное влияние на здоровье детей;
-благоприятное воздействие на психику детей;
-очищение воздуха от пыли и углекислого газа;
-рассматривание детьми картин природы, что позволяет снять напряжение детей после занятий. В этом возрасте дети постигают мир с участием всех органов чувств. Для них важно всё потрогать, соприкоснуться и исследовать. Часть площади кабинета должна быть насыщена предметами, материалами и объектами, которые побуждают младших школьников к познавательной активности [9].
Главным фактором, определяющим деятельность и регламент образовательных организаций, является ФГОС. Данный нормативный документ ориентирует педагогов на осознание неповторимости и сохранение ценности раннего школьного детства. В нормативных документах отмечена необходимость заботы о здоровье детей и их всеобщем развитии. Наличие живого уголка природы прежде всего связано с экологическим воспитанием детей. Экологическое воспитание как и любое другое воспитание является важной составляющей воспитательно-образовательной работы. Эта работа осуществляется через основную образовательную программу организации, которая разработана в полном соответствиями с требованиями ФГОС. Это позволяет в полном объёме реализовать систему экологического воспитания младших школьников. В ФГОС говорится о необходимости создания развивающей образовательной среды и предоставлении всех необходимых условий для социализации и индивидуализации детей. Можно говорить о том, что в данном случае элементом такой среды будет являться предметно-пространственное обустройство живого уголка природы в кабинете. Это поможет реализовать все образовательные области, которые имеют отношение к окружающему миру ребёнка и к другим людям.
Правильно сформированная предметная среда способствует решению всех поставленных образовательных задач. Ф ФГОС отмечено, что развивающая предметно пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации и территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы [17]. СанПиН – это документ, определяющий санитарно-эпидемиологические нормы жизнедеятельности детей. В документе дано разрешение на выделение специальной комнаты для объектов природы зимнего сада, или кабинета природы. Живые уголки природы и раньше существовали в образовательных организациях. На территории организации выращивались фруктовые деревья и цветы. Наличие пришкольных участков и экскурсии за пределы образовательной организации. Это обеспечивало непосредственный контакт детей с природой и помогало воспитывать правильное отношение к ней детей. Чтобы младший школьник научился осознавать окружающий мир и воспринимать его, а также устанавливать связи между объектами природы, необходимо погружать ребенка в соответствующую атмосферу.
Это возможно в случае создания в школьном кабинете живого уголка природы. Это поможет осуществить следующее:
1. Познавательное развитие младшего школьника. У детей пополняется багаж знаний о природе и зарождается желание познавать природу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев, С. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников [Текст]/ С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
2. Базулина, И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом [Текст]/ И.В. Базулина//Начальная школа. -2011.-№12.-С.43-45.
3. Барашкина, С.Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений [Текст]/ С.Б. Барашкина //Начальная школа. -2016. - №6. С.9-13.
4. Бобылева, Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст]/ Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75.
5. Большакова, М. Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями [Текст]/ М. Д. Большакова // Начальная школа. – 2006. – № 3. – С. 48-49.
6. Бурова, Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности [Текст]/ Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. -№ 5. – С.45-47.
7. Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала [Текст]/ Т. М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 110-113.
8. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы [Текст]/ Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. –№ 4. – С. 36-40.
9. Гелетканич, И.Н. Моделирование формирования ценностного отношения к познанию природы [Текст]/ И.Н. Гелетканич // Начальная школа. -2015. - №12. – С.72-75.
10. Горохова, Е. Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся [Текст]/ Е. Р. Горохова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С. 47-49.
11. Ердаков, Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования [Текст]/ Е. Н. Ердаков // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 26-27.
12. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования [Текст]/ И. Д. Зверев – Москва: Просвещение, 2006. – 96 с.
13. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст]/ Т. С. Иванова. – Москва: ЦГЛ, 2003. – 56 с.
14. Молодцова, З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе [Текст]/ З.В. Молодцова. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. - С.47-50
15. Мокеева, Е.А. Труд детей в природе [Электронный ресурс]-Режим
доступа http://www.moi-detsad.ru/konsultac/ (дата обращения: 12.05.2022).
16. Новолодская, И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников [Текст]/ И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 52-55.
17. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]/ Н. Ю. Пахомова. – Москва: Аркти, 2005. – 112 с.
18. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. [Текст]/ Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2010. – 400 с.
19. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s_ust_izes.ven.edu54.ru/p19aa1.html (дата обращения: 12.05.2022).
20. Птушкина, О.В. Нет ничего прекраснее рябины [Текст]/О.В.Птушкина// Начальная школа. – 2012. - №5. – С.89-91.
21. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Т. А. Серебрякова. – Москва: Академия, 2006. – 208 с.
22. Склярова, Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст]/ Л. Д. Склярова // Начальная школа. – 2012. – №7. – С. 113-115.
23. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: сборник научных трудов [Текст]/под ред. Т. И. Тарасовой. – Борисоглебск, 2003. – 142 с.
24. Староверова, Н.Т. Природа в опасности [Текст]/ Н.Т.Староверова // Начальная школа. – 2015. - №2. – С.65-69.
25. Токарев, А. А. Экологическое образование как основа преемственности
детского сада и школы в образовательных комплексах [Электронный
ресурс]/Образование и воспитание - Режим доступа URL
https://moluch.ru/th/4/archive/4/33/ (дата обращения: 12.05.2022).
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2010. – 31 с.
27. Цветкова, И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста [Текст]/ И. В. Цветкова. – Москва: Владос, 2013. – 256 с.
28. Шамигулова, О.А. Обучение методам исследования в процессе освоения обществоведческого содержания учебного предмета «окружающий мир» [Текст]/ О.А. Шамигулова //Начальная школа.-2016. - №3. – С 16-23.
29. Шипунова, Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ в 2-х ч. Ч. 1 / Т. Я. Шипунова. –Новосибирск: [РПО СО РАСХН], 2004. – 272 с.
30. Шипунова, Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ в 2-х ч. Ч. 2 / Т. Я. Шипунова. –Новосибирск: [РПО СО РАСХН], 2007. – 270 с.