Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Мобильное обучение и мобильные устройства в современной школе: актуальность и методы использования 5
1.1 Мобильные устройства: актуальность, преимущества и недостатки их использования в современной школе 5
1.2 Мобильные приложения как программное средство поддержки учебного процесса на уроках литературы 8
1.3 Эффективные мобильные приложения для создания буктрейлеров и плейкастов 12
Список используемой литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образовательные процессы сегодня претерпели большие изменения. Причин много, но главные – это развитие цифровых технологий и, как следствие, доступ к информации и возможность работать с большими ее объемами; мультикультурность, или кросс-культурность, образовательного пространства, т. е. возможность использовать ресурсы других стран, народов, культур; возможность получения дистанционного образования .
Информационные технологии проникают во все сфера деятельности социума, благодаря им распространяются информационные потоки, формируется глобальное пространство, важным элементом которого является и информатизация образования . Существует дискуссия относительно возможности и необходимости использования мобильных устройств в образовательном процессе. Доцент кафедры общей и педагогической психологии Томского госуниверситета, практикующий психолог Игорь Щелин полагает, что смартфоны в обучении отрицательно влияют на успеваемость школьников . Мальцева С.М., Сулимова И.Д. полагают, что излишнее использование гаджетов приводит к формированию невротического типа личности . Г. Вилмер, Л. Шерман и др полагают, что привычное использование гаджетов может иметь негативное и долгосрочное влияние навыки запоминания, внимания и регулирования эмоций
Тем не менее, с каждым годом становится очевидным вопрос применения мобильного обучения. Так, как полагает Е. И. Шарова, современному сообществу в сфере педагогики важно понять, что при помощи информационно-коммуникационных технологий, внедрения в повседневное обучение инновационной электроники, учителя получат новый инструмент обучения . Педагогическому сообществу необходимо понять, что благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий и внедрению в повседневную жизнь наших обучающихся инновационной электроники, мы, в свою очередь, получили новое мощное средство обучения. Мобильные устройства являются способом обеспечения построения индивидуальной траектории развития, поскольку благодаря им можно заранее подготовит, спланировать задания для разных категорий учащихся, принимая во внимание индивидуальные особенности. По Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) России , мобильное обучение представляет собой элемент подхода непрерывного образования. Система образования должна давать учащимся навыки работы с информацией, коммуникаций с людьми. Это инициирует актуальность и важность внедрения гибкого обучения, информационных технологий в процесс обучения .
Целью данной работы является рассмотрение темы использования мобильных устройств на уроках литературы в современной школе.
Задачи:
- описать актуальность, преимущества и недостатки использорвания мобильных устройств в обучения;
- рассмотреть мессенджеры и мобильные приложения как программное средство поддержки учебного процесса;
- изучить программные средства поддержки мобильного обучения;
- описать мобильные приложения и их использование на уроках литературы.
Глава 1 Мобильное обучение и мобильные устройства в современной школе: актуальность и методы использования
1.1 Мобильные устройства: актуальность, преимущества и недостатки их использования в современной школе
Термин «мобильное обучение» (м-обучение) / mobile learning (m-learning) относится к применению мобильных и портативных устройств – карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПЕ в преподавании и обучении. Так как компьютеры, интернет являются важным инструментами современного обучения, а технологии – портативными и доступными в применении, это позволяет расширить доступ к информационно-коммуникативным технологиям.
Огромное количество современных школьников технически, психологически готовы применять мобильные технологии в обучении, и важно рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения. Решение данного вопроса требует усилий организационного характера со стороны руководителей образования, педагогов по внедрению стратегий, форм и инструментов мобильного обучения в учебный процесс учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Амирханова Л. А., Дидактические возможности цифровой образовательной среды "Мобильное электронное образование" // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2020. — № 5. — С. 49-56.
2) Анисимов О. С., Дистанционное образование в контексте цифровизации // Мир психологии. — 2021. — № 1/2. — С. 137-146.
3) Артемов В. М., Поиски ценностных приоритетов в условиях цифровизации и дистанционного обучения, связанного с пандемией (обзор научной конференции) // Вопросы философии. — 2021. — № 7. — С. 206-211
4) Белохвостов А. А., Мобильное обучение на основе применения мессенджеров // Химия в школе. — 2019. — № 6. — С. 19-24
5) Борисова Л. В., Цифровизация школ и проблема защиты здоровья обучающихся детей // Право и образование. — 2021. — № 9. — С. 48-53.
6) Брендина Н. В., Образовательные вызовы как мотиваторы деятельности // Информатика в школе. — 2019. — № 4. — С. 2-7
7) Вяземский Е. Е., Стратегические приоритеты, ключевые проблемы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в современной России // Преподавание истории в школе. — 2019. — № 4. — С. 3-10
8) Голицына И. Н., Поколения электронного обучения в современном образовании // Школьные технологии. — 2020. — № 5. — С. 3-10.
9) Дадашева А. Н., Модель специализированной мобильной квест-игры для контроля сформированности грамматических навыков школьников // Иностранные языки в школе. — 2019. — № 9. — С. 31-35.
10) Емельянова Ю. А., Открытый диалог. Цифровые ресурсы: взгляд специалистов // Логопед. — 2020. — № 8. — С. 15-22.
11) Мальцева С.М., Сулимова И.Д. Невротические ценности в культуре общества потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 51-56.
12) Мухаметзянов И. Ш., Мобильное обучение и культура использования мобильных технологий // Мир психологии. — 2020. — № 3. — С. 206-215.
13) Новиков М. Ю., Построение школьного курса информатики на основе мобильных и облачных технологий // Информатика в школе. — 2020. — № 1. — С. 40-54
14) Родионов М. А., Мобильное обучение, или Как использовать приложения // Народное образование. — 2020. — № 1. — С. 157-170
15) Родионов М. А., Роль и место мобильных приложений на уроках информатики в школе // Школьные технологии. — 2019. — № 5. — С. 66-78.
16) Соболева М. Л., Мобильное обучение, мобильное приложение, электронный образовательный ресурс, средство обучения: суть и взаимосвязь понятий // Информатика в школе. — 2019. — № 9. — С. 42-48
17) Тишина М. А., Технология мобильного квеста для развития умений критического мышления на занятиях по иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 2020. — № 10. — С. 60-67
18) ФГОС// https://fgos.ru/ (дата обращения 23.06.2022)
19) Чугалаев А. Х., Модель мобильного обучения в школе Гармония // Вестник образования России. — 2020. — № 15. — С. 71-80.
20) Шарова Е.И. Использование мобильных устройств обучающихся на уроках русского языка и литературы//Наука: комплексные проблемы, 2016. № 2. С. 65-71
21) Шевчук Е. В., Опыт создания и внедрения информационно-управляющей образовательной среды в вузе и особенности ее адаптации в лицее // Информатика и образование. — 2019. — № 2. — С. 47-55
22) Эксперты: ограничение использования смартфонов в школах позволит улучшить учебный процесс// https://tass.ru/obschestvo/6826013?ysclid=l4wrl35vpn560370408 (дата обращения 27.06.2022)
23) Henry H. Wilmer, Lauren E. Sherman, and Jason M. Chein. Smartphones and Cognition: A Review of Research Exploring the Links between Mobile Technology Habits and Cognitive Functioning// Front Psychol. 2017; 8// https://www-ncbi-nlm-nih-gov.translate.goog/pmc/articles/PMC5403814/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=op,sc (дата обращения 27.06.2022)