Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. На данный момент основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, которая является одной из составляющих федерального государственного образовательного стандарта. Социальное и личностное развитие дошкольника, то есть формирование у ребенка отношения к себе и своему окружению, развитие социальных мотивов и потребностей, формирование его самопознания – довольно сложный процесс, требующий от педагога значительного объема работы и связанный с эффективностью обычно
задерживается. Социализация происходит во взаимодействии ребенка с внешним миром и трансформации его личности посредством этого взаимодействия. Дошкольный возраст – этот период имеет особое значение для развития ребенка и связан с формированием его личности (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.).
Изучение формирования представлений о семье у младшего дошкольников нашло отражение во многих работах Е.К. Васильевой, Н.И.Демидовой, С.И. Голод, М.С. Маковецкого, А.Г. Харчева. Показано, что эти идеи характеризуются неточностью и раздробленностью, нестабильностью и изменчивостью, а иногда они просто не соответствуют действительности, их заменяют другие мысли. Ряд исследователей Н.И.Демидова, А. Гайдукевич, Т.М. Мишина, Н.В. Панкова, Т.И. Пухова и др., изучавшие понятие «представление семьи», пришли к выводу, что формирование данного понятия является важной функцией регулирования будущего семейного поведения. Базой считается соответствие ролей членов семьи. А для формирования идеальных представлений о семье ребенка необходимы категориальность и прогностичность (А.Гайдукевич). В своей работе психологи И.В. Дубровина, Н.А. Голиков, Е.С. Кузьмин, В.Л. Леви считают, что семейная среда и семейные отношения способствуют качеству эмоциональной жизни ребенка.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к такому многогранному и сложному явлению социальной жизни, как семья,требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функции семьи, ее историческое прошлое и перспективы развития.
В дошкольном образовании семью обычно рассматривают как социальную среду, в которой воспитывается ребенок.
Дошкольноеучреждение обычно поддерживает родителей в воспитании детей в ходе сотрудничества воспитателей с семьями подопечных. Однако, как часть этой деятельности, не всегда возможно сделать адекватные представления о семье среди детей младшего дошкольного возраста. Дошкольников необходимо знакомить с семьей как феноменом социальной жизни, основного социального института, его цели и характеристик с самого
раннего возраста, на уровне понимания.
Изучение семьи и ее родословной служит объединению членов семьи, созданию благоприятной и эмоциональной семейной атмосферы, которая необходима для нормального развития ребенка, его языка; способствует формированию гордости за принадлежность к своей семье, фамилии и желанию стать наследниками лучших качеств своих предков. У дошкольников закладываются основы для формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, что имеет огромное педагогическое значение и имеет большой моральный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Проблема развития семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста является одной из малоизученных. Введение в семейные ценности в процессе ознакомления со страшим поколением дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного учреждения.
Цель: Исследовать представления детей 3-4 лет о себе и своей семье
Объект исследования: Образ семьи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1 Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования представлений о семье у детей
дошкольного возраста.
2 Повести анализ процесса формирования представлений о семье у
детей младшего дошкольного возраста.
3 Подобрать диагностические методики и провести эмпирическое исследование определения особенностей сформированности представлений о семье у детей дошкольного возраста.
Методы: тестирование, беседа, наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследование представлений детей 3–4 лет о себе и своей семье
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст—от трех до четырех лет —важный период в развитии детей. В этом возрасте дети активно формируют первые элементарные представления о поведенческих навыках, чувствах к взрослым и окружающим их сверстников. Формирование данных навыков происходить более благополучно в критериях подходящего педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные ощущения, идеи и способности, которые сформируются у детей в данном возрасте, нравственный навык, который они скапливают, будут почвой их последующего нравственного развития.
В возрасте от трех до четырех лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. «К трем годам ребенок умеет вступать во взаимоотношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения» [11].
Его общение становится более самостоятельным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной социальной функции. Желание ребенка выполнять эту же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается путем развития игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [3]. Игра оказывает значительное влияние на ребенка. Прежде всего в игре дети учится общаться с друг другом, подчинятся правилам и управлять своим поведением.
Ведущей особенностью игры считается ее условность: выполнение 1-го воздействия с одним объектом предполагает атрибуцию иных поступков с другими объектами. Главным содержанием игровой деятельности младших дошкольников считаются манипуляции с игрушками и предметами. Длительность игры в этом возрасте очень мала. Младшие дошкольники ограничены игрой с одной или же 2-мя ролями. Игры с правилами в данном возрасте лишь только начинают формироваться [2].
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, который имеет много общего с детьми предыдущего этапа и который требует особого осторожного и внимательного отношения со стороны взрослых, но в то же время у него есть качественно новые возможности в овладении навыками, в формулировании идей, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. Для детей трех лет свойственна интенсивная забота к выполнению работы без поддержки взрослого человека, проявление примитивных типов вербальных суждений о находящейся вокруг среде, формирование новых форм отношений, постепенный переход к групповой форме игровой деятельности.
Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Ребенок уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.
Дети третьего и четвертого года жизни очень нуждаются в любви, внимании со стороны взрослых, стремятся к близости с педагогом. Дети по-прежнему в значительной степени зависят от взрослых. Это связано с отсутствием элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с другими [2].
К трем годам произошли качественные перемены в росте независимости. Это позволяет педагогу предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с друзьями в игре при выполнении заданий вместе со сверстниками, учитывать интересы, желания других, оказывать поддержку [3].
Включая детей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в добрых делах, формирует гуманные чувства, вызывает желание подчиняться, уважительно относится к другим.
Для реализации этих задач педагог использует подражание как особую особенность детей от трех до четырех лет. Взрослый показывает своим примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Для детей младшего дошкольного возраста характера большая эмоциональная отзывчивость, которая позволяет успешно решить проблему воспитания добрых чувств и отношения к окружающим людям. Очень важно, чтобы воспитатель поддерживал положительное эмоциональное состояние у детей: реагирование на предложения, просьбу, чувство сочувствия при виде скорби другого. В детях следует воспитывать любовь к близким, желанием сделать что-то хорошее для них. Это достигается с помощью одобрения, похвалы [23].
Дети младшего дошкольного возраста активно вступают в социальные взаимоотношения, ребенок проявляет интерес к себе подобным. Эта социальная потребность является предпосылкой для развития дружеских отношений, что также является важной образовательной задачей. В отношении детей от трех до четырех лет эта задача заключается в том, чтобы поддерживать чувство радости в общении со сверстниками. В то же время педагог учит детей замечать нарушение правил поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахтаов Р.А. Адаптация детей–инвалидов к социальнобытовой деятельности Историческая и социально–образовательная мысль. [Текст] / Р.А. Ахтаов, В.С. Бегидов, М.М. Хакунова 2016. Т. 8. № 5–3. С. 26–29.
2. Байкова М.А. Влияние алкоголизма родителей на суицидологические и личностно–психологические характеристики потомства Российский медико–биологический вестник им. академика И.П. Павлова. [Текст] / М.А. Байкова, А.В. Меринов 2018. Т. 26. № 4. С. 547–558.
3. Бородина Е.Н. Духовно–нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно–игровой деятельности Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Е.Н. Бородина 2016. № 5. С. 48–50.
4. Бызова В.М. Динамика представлений телесного образа у детей и подростков Актуальные проблемы психологического знания. [Текст] / В.М. Бызова, Е.И. Чикурова 2015. № 1 (34). С. 119–125.
5. Власова А.Н., Мельникова Т.А. Сенсорная комната как инновационная модель для предоставления качественных услуг родителям, осуществляющим образование детей с овз в условиях семьи Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / А.Н. Власова, Т.А. Мельникова 2018. № 7. С. 364–365.
6. Гибадуллин Н.В. Проблемы формирования семейных ценностей у детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. [Текст] / Н.В. Гибадуллин 2014. Т. 20. № 6. С. 268–271.
7. Гуляева А.Г. Нахождение идеала Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновацииСборник материалов III Всероссийской научно–практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. Кафедра возрастной и педагогической психологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо–Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова». [Текст] / А.Г. Гуляева 2018. С. 15–17.
8. Ефимова Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Ю.В. Ефимова 2016. № 5. С. 591–593.
9. Зданюк Е.Д. Вопрос об условиях заключения брака в правовой культуре ислама Аммосов–2014 Сборник материалов всероссийской научно–практической конференции, проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо–Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, под ред. Н.В. Малышевой. [Текст] / Е.Д. Зданюк 2014. С. 190–193.
10. Зебзеева В.А. Позитивная социализация как приоритетная задача современного дошкольного образования педагогика xxi века: стандарты и практики материалы международной научно–практической конференции: в 2 частях. [Текст] / В.А. Зебзеева 2016. С. 97–102.
11. Нгуен В.Л. Представление в сознании онкологического больного своего ребёнка в будущем Мир науки, культуры, образования. [Текст] / В.Л. Нгуен, Г.А. Ткаченко 2016. № 5 (60). С. 257–258.
12. Орел В.И. Первой в стране кафедре социальной педиатрии – тридцать лет Медицина и организация здравоохранения. [Текст] / В.И. Орел 2016. Т. 1. № 1. С. 54–60.
13. Орел В.И. Первой в стране кафедре социальной педиатрии – тридцать лет Медицина и организация здравоохранения. [Текст] / В.И. Орел 2016. Т. 1. № 1 (1). С. 54–60.
14. Орлова А.В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста Азимут научных исследований: педагогика и психология. [Текст] / А.В. Орлова 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 316–318.
15. Петрова Е.А. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Е.А. Петрова, Р.В. Козьяков, И.И. Поташова 2016. № 5. С. 819–822.
16. Поливанова К.Н. Семейное образование в россии и за рубежом Современная зарубежная психология. [Текст] / К.Н. Поливанова, К.А. Любицкая 2017. Т. 6. № 2. С. 72–80.
17. Пономарева Л.И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Л.И. Пономарева 2016. № 5. С. 845–847.
18. Пьянкова С.Д. Представления российских дошкольников о богатстве и бедности (1992–2010) Психологические исследования: электронный научный журнал. [Текст] / С.Д. Пьянкова, Н.М. Зырянова, Баскаева О.В.2017. Т. 10. № 56. С. 11.
19. Решетина О.А. Программа "мы такие разные" Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / О.А. Решетина 2016. № 5. С. 860–862.
20. Родионова С.А., Иванова М.К. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновацииСборник материалов III Всероссийской научно–практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. Кафедра возрастной и педагогической психологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо–Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова». [Текст] / С.А. Родионова, М.К. Иванова 2018. С. 136–141.
21. Романовская М.А. Социально–психологические типы мам детей, воспитывающихся в семье с наемным работником (няней) Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. [Текст] / Р М. Романовская 2016. № 1. С. 44–53.
22. Сайфутдинова Г.Б. Народная педагогика и практики социализации в традиционной культуре татар поволжья Проблемы современного педагогического образования. [Текст] / Г.Б. Сайфутдинова, Т.А. Титова, Гущина Е.Е.2018. № 60–3. С. 283–286.
23. Фоминых А.Я. Представления дошкольников о гендерных ролях Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / А.Я. Фоминых 2016. № 5. С. 960–962.