Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1: Теоретические основы формирования личностных образовательных результатов на уроках географии в основной школе………………………………………………….…….5
1.1. Требования к личностным образовательным результатам школьников в условиях реализации ФГОС…….……….5
1.2. Особенности психологического развития школьников 9 класса..13
Выводы по главе 1………………………………..……………………...17
Глава 2. Формирование личностных образовательных результатов на уроках географии в основной школе……………..18
2.1. Формирование личностных образовательных результатов на уроках географии……………………………………………………..18
2.2. Особенности урока в условиях требований ФГОС………………22
Выводы по главе 2……………………………………………………….27
Заключение………...……………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………..29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Приоритетной целью современного школьного образования является развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели и проектировать пути их реализации. У школьников должно быть сформировано умение самостоятельно учиться. Основным требованием ФГОС является формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
Развитие личности в современной системе образования обеспечивается, формированием личностных и метапредметных результатов, представленных в ФГОС группами универсальных учебных действий. Предметные знания, умения и навыки рассматриваются сегодня как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих школьников. Современное общество сегодня нуждается в планировании и достижении личностных результатов субъектов в целях развития целеустремлённой, способной к самообразованию и самовоспитанию личности.
Объект исследования: процесс обучения географии в основной школе.
Предмет исследования: условия достижения личностных планируемых результатов школьников в основной школе на уроках географии.
Гипотеза исследования: динамика достижения личностных планируемых результатов в начальной школе будет положительной, если в процессе обучения будет использовано систематическое применение комплекса методов и приемов способствующих целенаправленному формированию личностных образовательных результатов школьников.
Цель работы: изучить формирование личностных образовательных результатов школьников основной школы средствами учебного предмета география.
Задачи:
1. Изучить требования к личностным образовательным результатам школьников в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть особенности психологического развития школьников 9 класса.
3. Определить способы формирования личностных образовательных результатов школьников на уроках географии.
4. Проанализировать особенности урока в условиях требований ФГОС.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, нормативной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические основы формирования личностных образовательных результатов на уроках географии в основной школе 1.1. Требования к личностным образовательным результатам школьников в условиях реализации ФГОС
В современной образовательной среде большое внимание уделяют конечному образовательному результату школьников. В отличие от традиционной образовательной модели, где конечным результатом являлись предметные знания, умения и навыки, в современном системно - деятельностном подходе ФГОС предъявляют требования к предметному, метапредметному и личностному результатам. Конечные планируемые результаты освоения предметных программ основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ, разработанных в полном соответствии с требованиями ФГОС и системно - деятельностным подходом [13].
Современная образовательная модель выстраивается учетом основных нормативных документов, которые обеспечивают функционирование ФГОС. Это базисный учебный план, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Примерные основные образовательные программы, программы формирования универсальных учебных действий, системы оценивания и др. Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета. В соответствии с требованиями ФГОС, содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур. Система планируемых результатов по каждому предмету призвана дать представление о том, какими именно действиями, познавательными, личностными, регулятивными или коммуникативными овладеют школьники в ходе образовательного процесса.
Структура планируемых результатов, выстроенных на основе системно–деятельностного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития субъекта на основе выделении уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития. Это означает, что в структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении системы знаний, умений и навыков большинство школьников овладеют на уровне:
- актуального развития, т.е. на уровне актуальных действий, иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически;
-зоны ближайшего развития.
В сфере личностного образовательного результата или универсальных учебных действий будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника
- адекватная мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы
-ориентация на моральные нормы и их выполнение. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников. Эти цели вместе взятые должны обеспечивать ключевую сверхзадачу образования – научить учиться.
Приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей образования является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей школы является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение школьников учиться. Это значит речь идёт не только об освоении школьниками конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов.
Речь идёт о способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие УУД и получение личностного образовательного результата основывается на положениях культурно-исторического системно -деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностного и личностно ориентированного подходов. Овладение школьниками личностными универсальными учебными действиями происходит в контексте всех тех учебных предметов, которые входят в школьный учебный план.
Очевидно, что каждый учебный предмет раскрывает свои возможности для формирования УУД и личностного результата, определяемые функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Развитие личностных универсальных действий, в частности, смыслообразования и нравственно-этического оценивания составляет центральную линию развития личности школьника. Овладение универсальными и личностными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности. Личностный образовательный результат обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию школьников, в частности:
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
-знание моральных норм;
-умение выделить нравственный аспект поведения;
-самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
-системе моральных норм, выступающих регулятором таких отношений.
Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для
учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред.
А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
2. Баринова, И.И. Развитие познавательной самостоятельной
деятельности учащихся при изучении физической географии [Текст] /под
ред. И. И. Баринова, Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
3. Божович, Е.Д. развитие субъекта образования: проблемы,
подходы, методы исследования [Текст]: учебник / под ред. Е.Д. Божович. –
М.: ПЕРСЭ, 2012. – 399 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии
[Текст]: учебное пособие/ под редакцией Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС,
2012. – 432 с.
5. Вартанова, И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности
[Текст] / под ред. И. И. Вартанова //Вестник Моск. ун-та. Серия
«Психология». —2013. — No 4. — 18 с.
6. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу
физической географии [Текст] / Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2014.
— 156 с.
7. Грудзинская, Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школе.
[Электронный ресурс]. // Учебно-методические материалы по программе
повышения квалификации «Современные педагогические и информационные
технологии». URL: http://www.unn.ru/pages/issues/aids/2007/88.pdf (дата обращения 17.06.22).
8. Демченко, И.Г. Мониторинг качества учебного процесса [Текст] /
авт. - сост. Демченко, И.Г. – Волгоград: Учитель, 2014. – 56 с.
9. Жильцова, О. А. Организация исследовательской и проектной
деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических
инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и
высоких технологий [Текст] / О. А. Жильцова. — М.: Просвещение, 2012. –
156 с.
10. Иваньшина, Е.В. Образовательные технологии как средство
формирования универсальных учебных действий [Текст]: учебно-
методическое пособие / Е.В. Иваньшева – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56 с.
11. Исаченко, А.Г. Теория и методология географической науки
[Текст] / А.Г. Исаченко – М.: Академия, 2012. – 234 с.
12. Карабанова, О.А. Учимся учиться. Что такое универсальные
учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс]. // URL:
http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12250 (дата обращения 17.06.22).
13. Круговая, С.Е. Формирование универсальных учебных действий
на уроках географии [Электронный ресурс].
URL:http://www.myshared.ru/slide/543497/ (дата обращения 17.06.22).
14. Курганов, С.Ю. Учебный диалог и психологическое
исследование мышления [Текст] / Курганов, С.Ю., Соломатин, И.М. – М.:
Просвещение, 2012. – 187 с.
15. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] /
О.Е. Лебедев / Школьные технологии. – М.: Народное образование, 2014. –
No 5. – С. 3 – 12 с.
16. Машарова, Т.В. Современный урок в условиях федерального
государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс]:
учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова, А.А.
Пивоваров и др. – Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. – 108 с.
17. Меньшикова, Л.А. Активное слушание [Электронный ресурс].
URL:http://www.maam.ru/detskijsad/metody-aktivnogo-slushanija-rebenka.html (дата обращения 17.06.22).
18. Николина, В.В. Проектное обучение в школьной географии:
теория и практика [Текст] / учебное пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. –
107 с.
19. Рудник, Г.А. Урок в координатах современности [Текст] / Г.А.
Рудник // М.: Школьные технологии, – 2013. - No4. – 93 с.
20. Стандарты второго поколения: новые подходы к результатам
обучения // География и экология в школе ХХI века. – 2014. - No 6. – 34 с.
21. Строкова, Т. А. Готова ли школа к реализации
компетентностного подхода [Текст] / Т. А. Строкова // М.: Народное
образование, – 2012. - No7 – 191 с.
22. Тользак, О.В. Формирование УУД в общеобразовательной школе
[Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud (дата обращения 17.06.22).
23. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные
действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / интернет-
журнал. – М.: Науковедение, – 2014. – 159 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования [Электронный ресурс]. URL:
http://standart.edu.ru (дата обращения 17.06.22).
25. Хуторской, А.М. Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] /А.М.
Хуторской // Народное образование, – 2013. – No 2. – 64 с.
26. Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2013. - No10. - С. 550-552. URL: https://moluch.ru/archive/57/7920/ (дата обращения 17.06.22).
27. Щенев, В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии [Текст] / В. А. Щенев. - М.: Просвещение, 2012. – 193 с.