Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы рассматриваемой работы заключается в том, что развитие мелкой моторики рук, для всестороннего развития ребенка имеет огромное значение.
Особое значение для успешного развития интеллектуальной и психофизической сфер личности ребенка оказывает мелкая моторика, под которой понимают способность пальцев рук к скоординированным действиям. Различные исследователи данной темы отмечают, что на формирование и развитие всех жизненно важных процессов мелкая моторика оказывает сильное влияние. Это связано с тем, что она взаимосвязана с такими функциями сознания и высшими психическими функциями личности как мышление, память, внимание, воображение, речь, наблюдательность, оптико-пространственное восприятие (координация).
Специалисты дошкольного образования отмечают, что в последние несколько лет происходит увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных нарушений является дизартрия. Мелкая моторика у детей с таким нарушением характеризуется нарушением точности действий и координации, снижением скорости смены движений, а также медленным включением в любую деятельность.
Многие исследователи, в частности, В. М. Бехтерев, А. В. Запорожец, В. А. Сухомлинский и др. в своих исследованиях отмечают важность развития мелкой моторики у детей, поскольку от нее зависит успешность формирования полноценно развитой личности. Кроме того, исследователями давно доказана взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием речи.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о важности целенаправленной деятельности по совершенствованию мелкой моторики в группе детей дошкольного возраста с дизартрией. Поскольку у таких детей часто встречаются такие отклонения в развитии движений пальцев рук как неточность, отсутствие координации, затруднения в изолированных движениях пальцами.
Однако, в настоящее время в научной литературе недостаточно целенаправленных исследований, раскрывающих развитие мелкой моторики у дошкольников с дизартрией. Поэтому нами была определена тема нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с дизартрией».
Объект исследования: развитие мелкой моторики дошкольников.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «мелкая моторика» в научных исследованиях.
2. Изучить дизартрию как вид речевого нарушения.
3. Определить этапы, методы и методики исследования.
4. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ, синтез и обобщение научной литературы, констатирующий эксперимент.
Объем и структура работы: введение, две главы, 5 параграфов, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Понятие «мелкая моторика» в научных исследованиях
Исследование мелкой моторики происходит в различных науках, поэтому на сегодняшний день эта тема изучена в физиологическом, педагогическом и психологических аспектах.
Основополагающим аспектом в полноценном развитии личности дошкольника являет развитие мелкой моторики посредством развития координации движения пальцев рук. В работах В.А. Сухомлинского говорится о том, что на кончиках пальцев детей находится источник их способностей. Ученый сравнивал их с тончайшими ручейками, которые способны питать творческую мысль личности. Сухомлинский В.А, считал, что чем больше в движении детской руки будет уверенности и изобретательности, тем успешнее будет его взаимодействие с орудием труда, под которым он понимал карандаш или ручку. В его работах мы встречаем мысль, что от сложности движений будет зависеть оригинальность детского разума, иными словами ум ребенка находится в тесной связи с мастерством его руки [цит. по 23].
Изучение мелкой моторики со стороны физиологии такими исследователями как В.М. Бехтеревым, И.П. Павловым, И.М. Сеченовым и др. показало, что на руке находится множество биологически активных точек организма человека. Следовательно, от того насколько будет у ребенка развиты ручные умения, или как принято говорить, мелкая моторика будет зависеть успешность его физического и нервно психического развития. Современные исследователи отмечают, что вывод об особенностях развития мозга и центральной нервной системы ребенка можно сделать по оценке умелости его рук [цит. по 13].
От того, на каком уровне находится развитие тонких движений пальцев рук у дошкольников, зависит уровень развития их речи. Исследователи данной проблемы указывают на то, что тренировка пальцев рук оказывает сильное влияние на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем способствует тому, что рука будет готова к письму.
Посредством развития мелкой моторики у детей будет происходить стимулирование развития языкового аппарата. С точки зрения
С.Н. Данченковой исторически сложилось так, что со становлением речевой функции тесно связаны развитие движений пальцев рук. Кроме того, она отмечает, что большая роль движениям рук отводилась еще с периода первобытных людей, для которых это было первой формой общения, т.к. руки позволяли посредством жестов общаться друг с другом. Параллельно с данным процессом шло и формирование речи. Сегодня это можно сравнить с развитием речи ребенка, т.е. первоначально происходит развитие тонких пальцев рук, а потом возникает артикуляция слогов. А дальнейшее развитие и совершенствование речевых элементов находится в тесной взаимосвязи с тренировкой движений пальцев рук [10].
Изучение научной литературы позволило выделить, что в исследованиях ученых мелкая моторика рассматривается как:
«совокупность скоординированных действий человека, которые направлены на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой» [13];
«способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма» [1];
«одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка» [2].
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения «мелкая моторика», которое было дано С. Н. Данченковой. Она говорит о том, что мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [10].
Таким образом, мелкая моторика представляет собой способность малых мышц пальцев выполнять скоординированные тонкие движения. Получается, что приоритетная роль тут отводится синхронизации работы мелких мышц глаза и рук. Принято считать, что в моторном развитии мелкая моторика обладает составной частью. Это связно с тем, что с ее помощью происходит развитие способности посредством пальцев рук выполнять какое-либо действие. Кроме того, исследователи отмечают, что у ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развито логическое мышление, т.е. он способен рассуждать. В том числе у него хорошо будут развиты связная речь, зрительная и двигательная память, а также внимание. Уровень развития мелкой моторики, отмечают врачи, педагоги и психологи, оказывает сильное влияние на успешность полноценного развития человека. К нему относят и трудовые навыки, и музыкальные способности, и изучение языка, а также развитие начальных навыков письма [15].
Одним из главных показателей готовности к школьному обучению является развитие мелкой моторики.
В научных работах, посвященных исследованию детского мозга, отмечается, что формирование психики детей, а также их речевое развитие находится в тесной взаимосвязи с функциями руки, а упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Получается, что если будет происходить отставание в развитии движений пальцев, то будет и затормаживаться и речевое развитие. Здесь важно отметить, что в данном случае развитие общей моторики может соответствовать установленной норме или даже превышать ее [23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агишева, О. В. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционными методами [Текст] / О. В. Агишева // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. – 2015 - №2. – С.81 – 93
2. Болтунова, Е. А. Из опыта организации условий развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Болтунова // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. – 2016 - №1. – С.60 – 64
3. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] : серия: Библиотека логопеда / Е. Н. Винарская. – Москва : АСТ, 2012. – 340 с.
4. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 144 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
6. Гаркуша, Е. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Е. Ф. Гаркуша. – Москва : ВЛАДОС, 1992. – 84 с.
7. Грайзер, Е. В. Процесс развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Грайзер // Проблемы педагогики. – 2015 - №2. – С.75 – 77
8. Громова, О. Е. Инновация в логопедической практике [Текст] : метод. пособие для ДОУ / О. Е. Громова. – М.: Линка–Пресс, 2008 – 232 с.
9. Губанихина, Е. В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений [Текст] / Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина //Молодой ученый. – 2015 - №2. – С.3 – 7
10. Данченкова, С. Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс [Текст] / С. Н. Данченкова //Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015 - №1. – С.19 – 22
11. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи [Текст] / И. Н. Жинкин. – Москва : Просвещение, 2007. – 315 с.
12. Жукова, И. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : учеб. пособие / И. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева. – Москва : Знание, 2010. – 340 с.
13. Зеленина, Т. Г. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Зеленина // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. – 2012 - №16. – С.122– 124
14. Коржова, Е. Г. Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью [Текст] / Е .Г. Коржова //Молодой ученый. – 2014 - №3. – С. 93 – 95
15. Кузнецова, Н. Г. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. – 2016 - №7. – С.94 – 98
16. Маленький волшебник [Текст] : пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2006. – 47 с.
17. Мелехова, Л. В. Речь дошкольника и ее исправление [Текст] / Л. В. Мелехова, М. Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
18. Селиверстов, В. И. Понятийно – терминологический словарь логопеда [Текст] : / В. И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 1997. – 46 с.
19. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 312 с.
20. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. Пособие для студ. / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001 – 336 с.
21. Файзутдинова, Р. Р. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования [Текст] / Р. Р. Файзутдинова, Г. Ф. Гатауллина // Тенденции закономерности развития современного российского общества. – 2013 - №1. – С.126 – 129
22. Халимбекова, Г. А. Развитие мелкой моторики взаимодействие со всеми высшими свойствами сознания [Текст] / Г.А. Халимбекова //Проблемы педагогики. – 2015 - №2. – С.65 – 67
23. Черная, И. В. Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию у старших дошкольников мелкой моторики [Текст] / И. В. Черная, Т. В. Инокина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015 - №2. – С.250 – 254
24. Циулина, М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М. В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.