Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Организация внеурочной деятельности младших школьников позволяет
формировать у них целостные представления об окружающем мире,
развивает умение четко и верно устанавливать причинно-следственные связи
между объектами, процессами и явлениями окружающего мира.
В исследованиях как отечественных, так и зарубежных психологов и
педагогов отмечено, что у детей в классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего обучения не сформированы навыки учебной
деятельности, не представлена целенаправленная деятельность, заметны
существенные трудности самостоятельного и верного планирования
собственной деятельности.
У детей в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
обучения мотивация характеризуется неустойчивостью и ситуативностью.
Такие дети приступают к работе без соответственной предшествующей
ориентировки в ней, не видят конечную цель; в ходе работы уходят от
правильно выполнения действий.
Они возвращаются на действия, выполняемые ранее, переносят их в
неизменном виде, совершенно не понимая того, что имеют дело с иным
заданием. Подобный уход наблюдается при возникновении трудностей, а
также когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности.
Дети в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
обучения не соотносят получаемый результат с задачей, которая была перед
ними поставлена. Соответственно не могут правильно оценить ее решение.
Они не критичны к своей работе.
Усваиваются очень медленно навыки простого чтения, письма. А для
полного усвоения и понимания, задание нужно повторять многократно, хотя
механическая память обычно не страдает.
Освоение учащимися способов деятельности, необходимых для
успешной социализации в обществе после окончания обучения
предусматривает современный образовательный процесс.
Работа учителя должна быть нацелена не только на подготовку их к
самостоятельной жизни и деятельности в социальном окружении, но и на
получение школьниками необходимых знаний и умений, навыков.
Одной из актуальных в образовательном процессе остается проблема
формирования самостоятельности школьников в процессе обучения.
От решения которой, во многом зависит совершенствование всего
учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всестороннее
развитие личности, на подготовку школьников к общественной деятельности.
Одним из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить
перед собой определённые цели, добиваться их эффективного достижения
собственными силами является самостоятельность. Это обобщённое
свойство личности, выражающееся в критичности, адекватной самооценке,
чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение,
инициативности.
Свойство личности, которое включает в себя ряд сформированных
действий принято называть учебной самостоятельностью.
Учебные умения представляют собой содержание учебной
самостоятельности школьников, способность по собственной инициативе
расширять знания, умения. Одной из главных задач современного
образования является формирование учебной самостоятельности учащихся.
Показателем качества образования является способность школьников с
умственной отсталостью к самостоятельным действиям. Очень сложен
процесс формирования учебной самостоятельности школьников. Данный
факт объясняется многими важными причинами. Важнейшими являются
возрастные и индивидуальные возможности ребёнка (обучаемость,
особенности волевых процессов). Имеют доминирующее значение
педагогические и социальные условия: влияние семьи (в том числе приёмной
семьи), уровень школьного обучения, ценностные ориентации сверстников.
Важнейшими критериями уровня самостоятельности учащихся с
умственной отсталостью являются: степень сформированности знаний и
умений в области биологии; устойчивость мотивации к обучению и
приобретению знаний, умений, навыков; отношение к учебной деятельности,
навыки самоорганизации, самоконтроля.
Важен правильный выбор форм организации внеурочной деятельности
младших школьников для успешного решения задач, стоящих пред
современной школой. Коррекционная направленность обучения требует
актуальных форм организации внеурочной деятельности.
Это и определяет актуальность исследования.
Объект исследования являются младшие школьники, а предметом –
формы организации внеурочной деятельности младших школьников в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-
разивающего обучения.
Цельисследования: проанализировать психолого-педагогические
особенности младших школьников и выявить эффективные формы
организации внеурочной деятельности.
Исходя из поставленной цели, вытекают задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности младших
школьников.
2. Изучить сущность компинсирующего и коррекционно-развивающего
обучения.
3. Выявить наиболее эффективные формы организации внеурочной
деятельности младших школьников в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-разивающего обучения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей
состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из
введения, одной главы, заключения, списка литературы.
1. Психолого-педагогические характеристики развития детей
младшего школьного возраста
В исследованиях ученых отмечено [], что возрастная периодизация
представляет младший школьный возраст ребенка в период от 6,5 до 11 лет.
На разных этапах этого возрастного периода происходит активное
физическое развитие младшего школьника, формирование, развитие и
совершенствование его возможностей в интеллектуальном аспекте.
В указанный период на уровне физиологии активно развиваются все
ткани, органы и функциональные системы организма ребенка младшего
школьного возраста. В ряде исследований отмечено, что важнейшее значение
в этот период играют показатели физического развития младшего школьника
и функциональные изменения внутренних систем его организма [24, с. 63].
Это ярко выражается в непрерывном, активном изменении, как размеров, так
и пропорций тела, в появлении новых умений и навыков, разнообразии
соответствующих реакций на воздействие с окружающей стороны.
Как отмечают психологи исследователи [13], у детей младшего
школьного возраста по причине значительного совершенствования работы
анализаторов активно развивается способность к анализу, мышлению и
обобщению явлений окружающей среды. У младших школьников начинают
активно проявляться индивидуальные особенности, активно формируется
характер, интересы, личностные мотивы, которые относительно нестойкие и
часто меняющиеся, закладываются и формируются некоторые основы
дисциплины поведения, развивается умение и желание подчинить свои
актуальные действия актуальным требованиям взрослых и преимущественно
интересам коллектива.
Одновременно с восприятием совершенствуется внимание детей
младшего школьного возраста. Так, в 6,5 лет у детей младшего школьного
возраста, устойчивость и концентрация внимания еще очень низкая, а к семи
годам проявление указанных свойств внимания значительно увеличивается,
но остается еще достаточно слабо развитой. Поэтому, детям младшего
школьного возраста достаточно трудно сосредоточиться и удержать
внимание на однообразной и малопривлекательной для них деятельности [].
В аспекте развития мышления необходимо отметить, что у детей
младшего школьного возраста оно развивается преимущественно от
наглядно-действенного и наглядно-образного к преимущественно словесно-
логическому и формируется к концу младшего школьного возраста.
Мышление предполагает правильное умение оперировать теми или иными
словами и понимать логику рассуждения. Данная способность активно
проявляется при решении практических задач. Относительно воображения
можно заметить, что оно развивается в ходе игры и на первых этапах своего
становления и развития неотделимо от восприятия тех или иных предметов и
игровых действий с ними. Как отмечают исследователи [12], особенность
воображения заключается в том, что детям младшего школьного возраста оно
дает возможность правильно принимать решение и находить эффективный
выход в проблемной ситуации даже в случае частичного отсутствия знаний,
которые в таких случаях существенно необходимы мышлению. Следует
отметить в аспекте нашего исследования, что развитие воображения
способствует активному развитию образного мышления, хорошей памяти,
правильной речи и других психических познавательных процессов.
Одним из важных компонентов интеллекта человека. Является
наблюдательность. Развитие и тренировка интеллекта у детей младшего
школьного возраста должна проводиться в теснейшей связи с необходимым
развитием памяти и мышления, а также одновременно с развитием и
формированием познавательных потребностей ребенка: любопытством и
любознательностью.
Таким образом, младший школьный возраст рассматривают как
период, в рамках которого осуществляется, как качественный, так и
количественный процесс изменения функций различных систем организма,
который обогащает и упорядочивает чувственный опыт ребенка, формирует
произвольную память, внимание и воображение. Дети младшего школьного
возраста активно овладевают формами восприятия и мышления, в рамках
которых закладываются основы самосознания, активного развития и
правильного овладения конкретными двигательными навыками[11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова А.М. «Внеурочная деятельность: виды, формы
организации, образовательные результаты»[Электрон.ресурс]: режим доступа
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-
deyatelnost-vidy-formy-organizatsii
2. Ахметова Р. Р. «Развитие творческих способностей у учащихся на
кружковых занятиях» [Электрон.ресурс]: режим доступа
http://www.kazedu.kz/referat/128152
3. Атаманская М.С. Формирование теоретических обобщений у
учащихся на основе взаимных образно-логических связей. – Ростов-на-Дону,
2001. – 24 с. 20.
4. Байборода Л.В внеурочная деятельность школьников в
разновозрастных группах [Текст] / Байборода Л.В – М.: Просвящение 2013.
– 177с. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика,
1992. – 254 с. 21.
5. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе, – М.:
Педагогика, 1996. – 646 с. 22.
6. Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов
пособие для работников школ [Текст] / Т.В. Василенко. – М.: «Гармония»,
32с
7. Гурьев А.И. Развитие самостоятельности и творческой активности –
Челябинск, 1997. – 21 с. 23.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт
теоретического и экспериментального исследования. – М.: Педагогика. 1991.
– 240 с
9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М.,
2001.-23c.
10. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-
педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
11. Иванова Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные
педагогические понятия. – М.: издательство УЦ «Перспектива», 2013 –
80с.
12. Иванова Н.М. Развитие творческих способностей у учащихся на
кружковых занятиях.[Электрон.ресурс]: режим
доступаhttp://www.kazedu.kz/referat/128152
13. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной
деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2016. -
288с.
14. Кашинская В.И. Статья «Внеурочная деятельность как средство
достижения личностных, предметных и метапредметных результатов»
[Электрон.ресурс]: режим доступа
http://www.metodkopilka.ru/vneurochnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_dostizheniy
a_lichnostnyh_predmetnyh_i_metapredmetnyh-16633.htm
15. Лихачёва Е.А. Внеурочная деятельность: цели, задачи,
принципы»[Электрон.ресурс]: Мошнина Р.Ш. Подготовка образовательных
учреждений к введению ФГОС в начальной школе [Текст] / Р.Ш. Мошнина,
С.Г. Батырева, Т.ПХиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев. режим доступа
http://doc4web.ru/pedagogika/vneurochnaya-deyatelnost-celi-zadachi-
principi.html8.
16. Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в
реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно-
методическое пособие [Текст] М.П.Нечаев. – М.: УЦ «Перспектива» 2012.
– 104с.
17. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе:
учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб.заведений и
учителей географии Л.М. Панчешникова., И.В. Душина, В.П. Дронов и др.;
под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература 1997.
18. Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников
[Текст] / Т. В. Пикулина // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 24-25.
19. Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в
начальной школе [Текст] / Р.Ш. Мошнина, С.Г. Батырева,
Т.ПХиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев.
20. Ракинцева В. И. Патриотическое воспитание учащихся во
внеурочной деятельности (из опыта работы) [Текст] / В. И. Ракинцева //
Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар.
науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015.
— С. 91-93
14. Седых М.П. Модель организации внеурочной деятельности МБОУ
«Новогеоргиевская СОШ» в условиях перехода на ФГОС ООО // -2011.-15с.
21. Сухотеплова А.Ф., Хасенов М.М. Новый учебный предмет«Графика
и проектирование» в 12-летней школе: возможности и проблемы.
Электронный ресурс URL: http://group-global.org/ru/publication/60502-novyy-
uchebnyy-predmet
22. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. 2 - М.:
Апрель Пресс, 1998.-67c.
23. Хлопова Т.П. «Методические рекомендации по организации
внеурочных занятий в образовательных учреждениях. Содержательные и
организационные особенности их проведения» // 2012. – 12с.
24. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к
реалиям // Методология учебного проекта. М., 2009.
25. Шевцова М. В. Развитие интереса к исследовательской
деятельности с помощью опытов во внеурочной деятельности в начальной
школе [Электрон.ресурс]: режим доступа http://infourok.ru/-34649.html
26. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.,
1974.-67c.
27. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. М., 2018.-31c.
28. Юнг К.Г. Психология переноса - М.: Рефл-бук, 1997.-94c.
29. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические
аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар. Изд.
центр ВЛАДОС, 2017. - 239 с.