Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. К числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития относится формирование у них связной речи.
Связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали. Связная речь заключается в овладении словарным запасом языка, овладении языковыми нормами, т. е. грамматической структурой языка, а также в умении последовательно, правильно и ясно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст. Связная речь – это развернутое, законченное, структурированное и грамматически правильное предложение, состоящее из логически связанных предложений.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Марцинковской Т.Д., Семенович А.В. Исследователи в монологической связной речи выделяют два плана: план смыслового программирования и план языкового оформления.
У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерно нарушение связности, последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи и др.
Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста с с задержкой психического развития является очень актуальной в современном мире. У дошкольников с ЗПР смысловое программирование и языковое оформление нарушено из-за патогенеза. Диффузные органические нарушения головного мозга при ЗПР церебрально-органического генеза или недостаточный уровень познавательного развития при других формах ЗПР отрицательно влияют на мыслительные операции, которые как раз и обеспечивают любой процесс программирования. Эти же нарушения обуславливают и нарушения речи. Можно предположить, что смысловое программирование и языковое оформление взаимозависимы.
Объект исследования: связная речь дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: характер нарушения смыслового программирования и языкового оформления связных высказываний у дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: охарактеризовать нарушения смыслового программирования и языкового оформления связных высказываний у дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения ранее упомянутой цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с задержкой психического развития;
2. изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития;
3. провести диагностику характера нарушения смыслового программирования и языкового оформления связных высказываний у дошкольников с задержкой психического развития;
4. проанализировать результаты исследования.
В процессе исследования использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования:
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Блонский, П. П. Педология : Кн. для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский; Под ред. В.А. Сластенина. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 287 с.
3. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. - 2004. — № 1. - с. 10-15
4. Власова, Т. А.О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2013.- 512 с.
6. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.
7. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
8. Кондратьева, С.Ю. Комплексные игровые занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5. – С. 40–43
9. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - 72 c.
10. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. - М.: Гном и Д, 2003. – 80 с.
11. Лурия, А. Р.Лекции по общей психологии : [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] / А. Р. Лурия. - СПб. и др. : Питер : Питер принт, 2004. - 319 с.
12. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
13. Морозова, В.В. Специфика нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития церебральноорганического генеза / Развитие научного наследия М.Е. Хватцева в отечественной логопедии: Материалы междун. науч.-практ. конф., 20.01.2009 г. - СПб., 2009. - С.99-102.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений – 14-е издания., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 452 с.
15. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития – М., 2000. – 12 с.
16. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. – 1989. – №1 январь-февраль 1989. – с. 55-62.
17. Психология : В 3 кн. / Р. С. Немов. - 3-е изд. - М. : Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1998. Кн. 1: Общие основы психологии. - М. : Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1998. – 686 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705 с.
19. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя / Е. С. Слепович. - 2-е изд., доп. - Минск : Нар. асвета, 1989. – 62 с.
20. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 223 с.
21. Специальная психология : Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. вузов / [В.И. Лубовский и др.]; Под ред. В.И. Лубовского. - М. : Academia, 2003 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 460 с.
22. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе : [Учебник для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит."] / А. В. Текучев. - 3-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1980. - 414 с.
23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
24. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» /Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение,1989.—223 с.
25. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учеб. для студентов, обучающихся по направлению "Психология" и специальностям "Психология" и "Клин. психология" / Е.Д. Хомская. - 4-е изд., испр. - М. : Питер, 2005 (ООО Тип. Правда 1906). – 496 c.