Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы повышения мотивации обучающихся среднего школьного возраста к изучению иностранного языка 9
1.1 Понятие учебной мотивации и учебных мотивов в процессе обучения в рамках психолого-педагогической литературы 9
1.2 Психолого-педагогические особенности и специфика формирования учебных мотивов средней школы в процессе обучения 12
1.3 Роль информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся в процессе повышения мотивации учения обучающихся среднего звена 17
2. Экспериментальный анализ организации коллаборативного «travel buddy» проекта для повышения мотивации обучающихся среднего школьного возраста к изучению иностранного языка 21
2.1 Дидактическая модель повышения учебной мотивации обучающихся подросткового возраста при помощи информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся 21
2.2 Педагогическая технология обучения английскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся 24
2.3 Экспериментальная проверка эффективности предложенной дидактической модели повышения мотивации учебной деятельности обучающихся средней школы на уроке английского языка при помощи современных информационно-коммуникационных технологий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы повышения мотивации обучающихся среднего школьного возраста к изучению иностранного языка 9
1.1 Понятие учебной мотивации и учебных мотивов в процессе обучения в рамках психолого-педагогической литературы 9
1.2 Психолого-педагогические особенности и специфика формирования учебных мотивов средней школы в процессе обучения 12
1.3 Роль информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся в процессе повышения мотивации учения обучающихся среднего звена 17
2. Экспериментальный анализ организации коллаборативного «travel buddy» проекта для повышения мотивации обучающихся среднего школьного возраста к изучению иностранного языка 21
2.1 Дидактическая модель повышения учебной мотивации обучающихся подросткового возраста при помощи информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся 21
2.2 Педагогическая технология обучения английскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся 24
2.3 Экспериментальная проверка эффективности предложенной дидактической модели повышения мотивации учебной деятельности обучающихся средней школы на уроке английского языка при помощи современных информационно-коммуникационных технологий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современная школа находится на этапе динамического обновления, на постоянной основе происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также внедряются инновационные технологии обучения. На фоне процесса модернизации современного образования и возрастающих требований к уровню владения иностранным языком на различных этапах обучения в средней общеобразовательной школе возникает ситуация, когда обучающиеся сталкиваются с определенными трудностями в образовательном процессе. Дефицит внимания и активности на уроке, слабая ориентация в учебном материале, неумение работать автономно – все это проявления недостаточной сформированности учебной мотивации обучающихся.
Степень научной разработанности. Проблема повышения уровня учебной мотивации обучающихся (в данном исследовании фокус изучения приходится на среднее звено) представляется актуальной проблемой педагогики и психологии в настоящий момент. Сущность и проблема мотивации учения ранее рассматривалась в ряде работ таких ученых как: В.Г. Асеев, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, B.C. Ильин, П.М. Якобсон, К.К. Платонов, И.А. Зимняя и др. В работах исследователей показана структура мотивации учения, механизм возникновения учебных мотивов, а также анализируется роль мотивации в образовательном процессе.
К настоящему времени структура и динамика мотивации учения в подростковом возрасте и особенности данной возрастной группы рассмотрены в работах М.В. Гамезо, В.В. Бодалева, Б.С. Волкова, И.Н. Макарычевой, А.А. Реана, Ф. Райса, Д.А. Кузнецовой, А.К. Марковой, В.А. Крутецкого, Х. Хекхаузена и др.
Целесообразно отметить, что важность формирования всех аспектов мотивационной сферы обусловлена тем, что только в единении друг с другом они способны реализовать функции мотивации: потребности выполняют побуждающую функцию, цели – направляющую и организационную, а мотив осуществляет смыслообразующую функцию. Вопреки тому, что проблема формирования и повышения мотивации в учебной деятельности у обучающихся средней школы была исследована различными авторами в течение длительного времени, на сегодняшний день она до сих пор остается одной из релевантных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Анализ работ по проблеме мотивации учебной деятельности учащихся среднего школьного возраста позволил сделать вывод о том, что вопрос повышения учебной мотивации обучающихся подросткового возраста в процессе изучения иностранного языка при помощи коллаборации с использованием информационно-коммуникационных технологий практически не являлся предметом специального исследования. Таким образом, возникает ряд противоречий:
– между необходимостью целенаправленной организации учебного процесса с целью развития мотивов учения обучающихся среднего звена и реальным осуществлением педагогических механизмов решения этого вопроса в образовательном процессе средней школы;
– между необходимостью формирования и активизацией познавательных потребностей учащихся средней школы, способствующих их стремлению к самоактуализации и развитию индивидуальных способностей и интересов, и фактической ориентацией учебного процесса на освоение обучающимися большого объема материала, направленного на повышение уровня владения изучаемым иностранным языком;
– между динамичной информатизацией образования, предоставляющей большие возможности развития мотивационной сферы обучающихся и фактической недоработкой форм, методов и условий применения современных форм информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения с целью поддержания учебного коллаборативного взаимодействия обучающихся.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования – необходимость определения потенциала информационно-коммуникационных технологий для организации взаимодействия обучающихся на основе сети Интернет в развитии и повышении мотивации учения на уроке английского языка у обучающихся средней общеобразовательной школы.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Организация коллаборативного «travel buddy» проекта для повышения мотивации обучающихся среднего школьного возраста к изучению иностранного языка».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и практически реализовать путем экспериментального апробирования педагогическую модель повышения учебной мотивации обучающихся средней школы с применением информационно-коммуникационных технологий для организации взаимодействия обучающихся в рамках коллаборативного «travel buddy» проекта.
Объект исследования – учебная деятельность учащихся подросткового возраста средней общеобразовательной школы, направленная на изучение английского языка.
Предмет исследования – процесс повышения мотивации учебной деятельности обучающихся подросткового возраста на основе включения в учебно-воспитательный процесс по английскому языку современных информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся.
Гипотеза исследования состоит в том, что повышение мотивации учения обучающихся средней школы в процессе обучения английскому языку будет более успешной, если:
– определены дидактические и методические аспекты оптимального включения информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся в учебный процесс, направленные на повышение мотивации учебной деятельности у обучающихся среднего звена;
– разработана и внедрена в образовательный процесс модель повышения учебной мотивации обучающихся на уроке английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся;
– в учебном процессе учитываются индивидуальные и психологические особенности обучающихся подросткового возраста, их исходный уровень мотивации и регулярно обеспечивается его развитие.
Исходя из актуальности цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
– на основе анализа психолого-педагогической литературы установить понятие учебной мотивации и учебных мотивов и их значимость в процессе обучения;
– проанализировать психолого-педагогические особенности обучающихся средней школы, выявить специфику формированию учебных мотивов данной возрастной группы в процессе обучения;
– установить роль информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся в процессе повышения мотивации учения обучающихся среднего звена путем теоретического исследования;
– разработать дидактическую модель повышения учебной мотивации обучающихся подросткового возраста при помощи информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся;
– разработать на основе дидактической модели педагогическую технологию обучения английскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся;
– экспериментально проверить эффективность предложенной дидактической модели повышения мотивации учебной деятельности обучающихся средней школы на уроке английского языка при помощи современных информационно-коммуникационных технологий для организации коллаборативного взаимодействия обучающихся, сформулировать выводы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: психолого-педагогические концепции о системно-деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах к формированию и развитию
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атягина А.П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети Интернет / А.П. Атягина // Вестник Омского университета. – 2012. – №4 (66). – С. 203-208.
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. яз. в шк. – 2002. – № 2. – С. 11.
3. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.
4. Брунер Дж. Процесс обучения / Дж. Брунер. – Москва: АПН РСФСР, 1962. – 82 с.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
6. Брызгалина Е.В. Компетентностный подход и будущее социогуманитарного образования / Е.В. Брызгалина // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. – 2013. – № 1 (23). – С. 162-169.
7. Быстрай Е.Б. Факторы повышения положительной мотивации к изучению иностранных языков / Е.Б. Быстрай // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 22-26.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
9. Данилов М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Э.И. Моносзон, С.М. Шабалов. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. – 516 с.
10. Дегтярева В.В. Образовательный потенциал социальных сетей / В.В. Дегтярева // Философия образования. – 2012. – № 3 (32). – С. 30-35.
11. Дьюи Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. – М.: Госиздат, 1924. – 168 с.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: ЭКСМО, 2012. – 222 с.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34-42.
14. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О.А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – С. 405-407. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (дата обращения: 27.09.2020).
15. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. – М.: МНПИ, 2000. – 245 с.
16. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для препод. / А.К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
17. Костомаров В.Г. Учебный принцип активной коммуникативности в обучении русскому языку иностранцев / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова // Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка как иностранного. – М., 1982. – С. 3-20.
18. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
19. Максимова Е.Е. Образовательный потенциал виртуальных социальных сетей в обучении иностранным языкам / Е.Е. Максимова // Эволюция современной науки: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 140-142.
20. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения / А.К. Маркова. – М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 96 с.
21. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. – Страсбург, Москва: Департамент современных языков. – М.: Издательство МГЛУ, 2003.
22. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
23. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Владос, 2000. – 272 с.
24. Помазков В.В. Проектирование современного урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов / В.В. Помазков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – 2013. – №2. – С.48-52.
25. Пономарева Ю.С. Социальные сети и обучение: особенности взаимодействия учащихся и сопровождения учебной деятельности в информационной среде / Ю.С. Пономарева // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – Волгоград, 2017– №2. – С.63-66.
26. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. – Воронеж: ИСТОКИ, 2000. – 239 с.
27. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152с.
28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17.05. 2012 г. – №413.
30. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе / Л.А. Цветкова // Иностр. яз. в шк. – 2002. – №2. – С.32-35.
31. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.
32. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: 2002. – 296 с.
33. Blair R. Integration of Education: Using Social Media Networks to Engage Students / R. Blair, Tina M. Serafini // Systemics, Cybernetics and Informatics. – 2014. – №6. – P. 28-31.
34. Brandl K. Communicative Language Teaching in Action: Putting Principles to Work / K. Brandl. – Pearson, 2008. – 179 p.
35. Canale M. Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing / M. Canale, M. Swain // Applied linguistics. – 1980. – №1. – P. 20-84.
36. European Council Recommendation of 22 May 2018 on Key Competences for Lifelong Learning 4.6.2018. – P. 1-13.
37. Gilpin D. R. Working the Twittersphere: Microblogging as professional identity construction [Electronic resource] / D.R. Gilpin // A networked self: Identity, community, and culture on social network sites. – NY, 2011. – Chapter 11. – P. 232-250.
38. Hymes D. On communicative competence / D. Hymes. – New York: Hanmondsworth: Penguin, 1972. – 293 р.
39. Salomon D. Moving on from Facebook Using Instagram to connect with undergraduates and engage in teaching and learning / D. Salomon // College& Research Libraries News. – №74 (8). – P. 408-412.
40. White R.W. Motivation reconsidered the concept of competence / R.W. White. – Psychological Review, 1959. – P. 297-333.