Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большее значение. За время обучения в начальной школе у большинства школьников существенно снижаются показатели здоровья. В качестве основных причин специалисты называют недостаток физической
активности и общую организацию обучения. Источниками отрицательного воздействия на здоровье младших школьников являются не только и не
столько внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам
учебный процесс. Сохранение и укрепление здоровья детей – это одна из главных стратегических задач нашего государства. Это регламентируется нормативно-правовыми документами:
- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье – это первая и наиважнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. С раннего возраста субъекту необходимо вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, закаливанием, соблюдать правила личной гигиены и добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли ученика.
Объект исследования: здоровый и безопасный образ жизни младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
Гипотеза исследования: Формирование здорового и безопасного образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности будет успешным в том случае, если будет разработан комплекса занятий внеурочной деятельности, предусматривающий разнообразные формы организации и содержания, направленные на формирование основ здорового образа жизни.
Цель работы: изучить, проанализировать и предложить практическое решение проблемы формирования у младшего школьника здорового и безопасного образа жизни при организации внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Определить содержание понятий «здоровый» и «безопасный» образ жизни.
2. Рассмотреть понятие «внеурочная деятельность», её роль, виды и формы.
3. Провести диагностику уровня сформированности здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
4. Реализовать комплекс занятий внеурочной деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические основы формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Содержание понятий «здоровый» и «безопасный» образ жизни
Здоровье человека – это всегда и во все времена актуальная проблема. Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис о том, что здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Это не только отсутствие болезни у субъекта. Прежде всего – это физическая, социальная и психологическая гармония человека. Это подразумевает доброжелательные отношения с людьми, природой и
самим собой. Среди первоклассников большой процент детей, которые приходят в школу уже с врожденными или приобретенными заболеваниями. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни. Проблема формирования здорового образа жизни младших школьников всегда остаётся актуальной. Её изучают многие специалисты, педагоги, психологи физиологи, гигиенисты и др. [14].
М.П. Лебедева выделяет в своих работах потребностно -мотивационный компонент здорового образа жизни. В.К. Бальсевич считает,
что основным компонентом ЗОЖ является личная физическая культура. В.П. Лукьяненко и Т.И. Прокопенко одним из основных компонентов в системе формирования здорового образа жизни выделяют образовательный компонент младших школьников. Сегодня ФГОС обеспечивают формирование знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников [12]. Под образом жизни большинство понимает как устойчивый, сложившийся в определенных общественных условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения и складе мышления.
Исследователь Э.Н. Вайнер определяет понятие образ жизни как способ жизнедеятельности человека, которого человек придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных и материальных обстоятельств. Важнейшее значение в обеспечении образа жизни приобретает личностный компонент субъекта, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека. Образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью и бытом. Большую роль здесь также представляют формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, правила индивидуального и общественного поведения.
Исследователь Ю.П. Лисицин включает в образ жизни четыре категории:
1. Экономическая. Уровень жизни.
2. Социологическая. Качество жизни.
3. Социально-экономическая. Уклад жизни.
4. Социально-психологическая. Стиль жизни.
Здоровье людей в большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей. Медицина избавила человека от ряда различных заболеваний и дала ему различные способы и средства лечения многих болезней. Тем не менее, современный образ жизни принес уменьшение oбъема двигательной активности человека. При этом увеличились нервно-психические стрессы и химическое загрязнение внешней и внутренней среды [3]. Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией, информационной загруженностью, психо – эмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и др. Эти процессы часто называют болезнями цивилизации.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Б.Н.Чумаков считает, что здоровый образ жизни – это активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется целенаправленно и постоянно в течение всей жизни. Чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходима информация об условиях формирования здоровья. Сюда можно отнести состояние окружающей среды, образ жизни и др. Всемирная организация здравоохранения определила ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека.
В качестве основных было выделено 4 группы факторов:
1. Генетические факторы.
2. Состояние окружающей среды.
3. Медицинское обеспечение.
4. Условия и образ жизни людей.
Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуальных особенностей человека. Биологические особенности организма – это та основа, на которой основывается здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды. И.М. Сеченов говорил, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, биологические и химические факторы [3].
Человек – это живая система, которая является составной частью биосферы. По мере развития цивилизации и более широкого распространения болезней медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении заболеваний и все меньше внимания уделять укреплению здоровья. Лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных препаратов и процедур. Лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье. Болезни современного человека обусловлены его повседневным образом жизни. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Образ жизни человека охватывает все сферы его деятельности, труд, быт, формы социальной организации, формы использования людьми своего свободного времени и др. На образе жизни сказываются экономические отношения, общественно-политический строй,
мировоззрение и культура общества. Образ жизни людей является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека [15].
При поступлении в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов, который так или иначе влияет на его состояние. Основной формой работы становится урок, предъявляющий для него новые требования. Отправляя детей в школу, родители желают, чтобы их ребенок был успешным в учебе и общении со сверстниками. Если у ребёнка всё в порядке со здоровьем, в такие моменты мало кто думает о том, что здоровье в этот период жизни требует к себе особо пристального внимания. В. П. Казначеев выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции системного комплексного подхода [19].
В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья.
1.Физическое здоровье. Это уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
2.Психическое здоровье. Состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
3. Нравственное здоровье. Комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида.
Анализ различных подходов к определению понятия здоровье, дает возможность рассматривать его как интегративную характеристику личности, охватывающую как внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением. Здоровье включает в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты. Можно говорить о том, что это состояние равновесия между возможностями человека к адаптации и постоянно изменяющимися условиями среды. Здоровым образом жизни сегодня называют соблюдение комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья субъекта. Чтобы понять, как выстраивается планирование здорового образа жизни младшего школьника, необходимо рассмотреть факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье детей и пути их устранения:
1. Длительное сидение с неправильной осанкой за партой во время уроков и при выполнении домашней работы.
2. Режим дня. Основа нормальной жизнедеятельности младшего школьника.
3. Правильно организованное физическое воспитание.
4. Рациональность питания младшего школьника.
Разумное чередования труда, отдыха и физических нагрузок ребёнка способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами. Компенсировать нехватку двигательной активности можно занятиями в спортивных секциях. Это оказывает влияние на становление психики человека и формирует такие качества как целеустремленность, умение работать в команде, способность контролировать свои желания, инициативность, самостоятельность, наблюдательность и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Л.А. Использование здоровьесберегающих технологий в образовании [Текст] / Л.А. Акимова. - Оренбург: ОГПУ, 2016 - 158 с.
2. Аскерова, М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе [Текст] / М.Н. Аскерова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. - No3. – С. 120 – 123.
3. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практикафизической культуры. – 2016 - No 4 - С. 3-5.
4. Болонина, В.В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога в условиях интегрированного обучения. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей [Текст] / Сост. В.В. Болонина.– Новокуйбышевск: Ресурсный центр, 2008. - 96 с.
5. Булатова, С.Р. Основные задачи в начальной школе по здоровьесбережению детей [Текст] / С.Р. Булатова - Таврический научный обозреватель. – 2016. - No1. – С. 116 – 120.
6. Вахитова, Г.Х. Теория и практика здоровьесбережения в современной начальной школе [Текст] / Г.Х. Вагитова, И. В. Поздеева // Вестник Томского 49 государственного педагогического университета. – 2013. - No12(140). – с. 194 – 196.
7. Вдовина, Л.Н. Здоровое питание – залог качества жизни и
долголетия [Текст] / Л. Н. Вдовина // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – No 1. – С. 40-42.
8. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] - URL: http://www.who.int/suggеstions/fаq/ru/ (дата обращения 21.06.2022).
9. Волков, Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников [Текст] / Теория и практика физической культуры. – 2011. - No 8. – с. 9 – 17.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная дятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя[Текст] /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223с.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов [Электронный ресурс] - URL:http://www.twirpx.com/filе/885221/ (дата обращения 21.06.2022).
12. Емельянова, Т. В. Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / Т. В. Кмельянова // Научный альманах. - 2015. – No 10-2 (12). - С. 170-174.
13. Корнилко, И. А. Методика организации внеклассной работы по
формированию здорового образа жизни младших школьников [Текст] / И. А. Корнилко, И. Ю. Дружкова, Н. М. Утебаев // Вестник гуманитарного научного образования. - 2011. - No 1. - С. 27-29.
14. Королькова, Л. Г. Опыт образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. Г. Королькова, О. А. Чернова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - Т. 9. - No 1. - С. 272-274.
15. Кофанова, Л.В. Дидактические основы организации здоровьесберегающей деятельности учащихся в образовательном пространстве современной школы [Текст] / Л.В. Кофанова. – Ростов-н/Д. - 2014. – 190 с.
16. Кофанова, Л.В. Опыт здоровьесбережения обучающихся в современной школе [Текст] / Л.В. Кофанова // Материалы Международной научнопрактической конференции «Педагогическое образование
университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее». Ростов-на-Дону. – 2013. - С. 125 - 134.
17. Кофанова, Л.В. Проблемы здоровьесбержения учащихся в теории и практике современного образования [Текст] / Л.В. Кофанова -Научнообразовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. - 2013. - No3 (27). - С. 66 - 73.
18. Кофанова, Л.В. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью в здоровьесберегающем образовательном пространстве образовательного учреждения [Текст] / Л.В. Кофанова // Научно-образовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. – 2011. - No3 (18). - С. 126 - 131.
19. Кузнецова, И. В. Формирование валеологической культуры детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности [Текст] / И. В. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - No 10. - С. 68-77.
20. Курбатова, А. С. Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОСС НОО [Текст] / А. С. Курбатова, Г. Н. Шкода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - No 6-0. - С. 552.
21. Лизунова, Е. В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста [Текст] / Е. В. Лизунова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - No 1(10). – С. 30-33.
22. Надеева, М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. - No1. – С.14 – 17.
23. Тихомирова, Л.Ф. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева. - Ярославский педагогический вестник. – 2017. - No3. – С. 82 – 85.
24. Фролова, И.Е. Формирование потребности младших школьников в здоровом образе жизни через уроки и внеурочную деятельность / И.Е. 53 Фролова, Л.А. Левина [Электронный ресурс] – URL: http://consеducеntеr.ru/indеx.php/pеdаgogchtеnyа/111-2mos/292-frolovа-lеvinа (дата обращения 21.06.2022).
25. Хасанова, Т.З. Формирование здорового образа жизни у младших
школьников / Т.З. Хасанова, Е.В. Головнева [Электронный ресурс] – URL:https://www.sciеncеforum.ru/2015/965/15200 (дата обращения 21.06.2022).
26. Хаустова, В.Н. Формирование у школьников представлений оздоровом образе жизни [Текст] / В.Н. Хаустова, С.А. Овсянникова, А.А. Лукьянченко, И.В. Бондаренко - Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 149 - 151.
27. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / Т.С. Ячменникова. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. - No5. – С. 66 – 71.