Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внеучебная деятельность является важнейшей и неотъемлемой частью в работе с иностранными студентами при изучении иностранных языков. Языковой материал закрепляется эффективнее благодаря разным видам и формам внеурочной деятельности, когда обучающийся погружается в языковую среду и непосредственно осваивает языковые единицы. Внеучебная деятельность направлена, в первую очередь, на заинтересованность студентов, а не на проверку знаний. Но усваивание этих самых знаний увеличивается как раз за счет повышенной заинтересованности.
Внеучебная деятельность же создает интерес благодаря масштабному разнообразию, немалому объему интерактивных заданий, взаимодействия с новыми людьми, получению бесценного опыта. Преимуществом внеурочной деятельности является возможность применять получаемые знания сразу же на практике, полностью адаптироваться в новой языковой среде. Эти условия и обуславливают актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются формы внеучебной деятельности студентов, изучающих русский как язык как иностранный.
Предметом исследования является выбор наиболее эффективных форм и методов организации внеучебной деятельности иностранных студентов, способствующий успешному освоению русского языка как иностранного.
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы организации внеучебной деятельности студентов, изучающих русский язык как иностранный.
Выдвинутая цель обусловила необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты внеурочной деятельности;
2) изучить методическую литературу по данной теме;
3) охарактеризовать формы и методы организации внеучебной деятельности;
4) определить наиболее эффективные формы и методы организации внеучебной деятельность для студентов.
Цели и задачи работы предопределили выбор следующих методов исследования: структурный анализ и синтез методической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, научное описание.
Практическая значимость: Результаты работы могут быть внедрены в практику высших и общеобразовательных организаций при проведении внеурочных мероприятий, с целью создания мотивации и интереса со стороны обучающихся при изучении русского языка как иностранного.
Источники исследования: Злобина Ю.И., Сорокина М.О. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения РКИ [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2018. № 2. – С. 97-99; Сабуров А. Активные формы внеурочной деятельности при обучении РКИ в старших классах [Электрон. текст] // Наука XXI века: взгляд в будущее: материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф. учащейся молодежи: сб. ст. / ред. Н. В. Ипполитова, Н.С. Стерхова. – Шадринск: ШГПУ, 2021. – С. 349-352 и др.
Глава 1. Теоретические и методические аспекты организации внеучебной деятельности в изучении РКИ
1.1.Значение внеучебной деятельности в изучении РКИ
Внеучебная деятельность объединяет все виды деятельности, направленные на расширение, углубление и совершенствование знаний, полученных посредством учебной деятельности. Учебная и внеучебная программы составляют комплексный подход, главная цель которого – формирование всесторонне развитой личности.
Целью внеучебной деятельности в аспекте РКИ является стимулирование интереса учащихся к изучению языка, расширение и углубление знаний, полученных во время учебных занятий, развитие навыков иноязычной коммуникативной деятельности. Внеучебная работа со студентами предполагает творческий подход к изучению русского языка, неформальное общение, позволяющее развивать практические навыки и умения владения языком, а также расширение кругозора учащегося (изучение языковой культуры, истории, известных личностей-носителей языка).
Виды и направления внеучебной деятельности, доступные для реализации в учебном учреждении:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая
деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность. В данной работе будет рассмотрено направление: познавательная деятельность как внеучебная при освоении русского языка - как иностранного. Любая внеаудиторная работа – это важная составная часть образовательного процесса. Практика показывает, что обобщение теоретического и практического педагогического опыта при работе со студентами, для кого русский язык является иностранным, чрезвычайно важна и особую роль внеаудиторная работа приобретает для получения языковых практических навыков и компетенций. Эти процессы помогают студентам углубить познавательные интересы к русскому языку и способствуют развитию социальных и познавательных мотивов. Любые внеаудиторные формы работы стимулируют развитие личности, увеличивая при этом её творческий потенциал. Это помогает создать благоприятную атмосферу в социуме, способствующую более эффективному усвоению не только русского языка, но и других изучаемых предметов. Один из способов интенсификации образовательно-воспитательного процесса в вузе – это создание единой образовательной системы аудиторной и внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному.
Изучение любой программной темы может быть расширено и продолжено во внеаудиторное время. Формы и виды внеаудиторной работы могут быть самые разнообразные. «Формы, виды, методы и содержание воспитательно-образовательного процесса определяются рядом принципов, которые лежат в основе функционирования системы внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному» [Сабуров 2021: 360]. Принципы внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному отвечают целям и задачам всей внеурочной учебной деятельности в вузе. Студентам. В свою очередь, необходима серьёзная адаптация к новым условиям проживания и обучения. Одной из задач проведения системной внеаудиторной работы является формирование творческой личности студента и его адаптации в социуме. Это предполагает включение его в разнообразные виды и формы деятельности внеаудиторной работы.
Преподаватели и студенты должны находиться в постоянном взаимодействии. Это должно стать процессом сотворчества равноправных и равноценных партнеров. При этом студенту важно и нужно осознавать свою роль в обучении, поскольку это активизирует его мотивацию обучения. Различные формы внеаудиторной работы помогают вовлечь преподавателей и студентов в сотворчество. Главной целью должно стать снятие языкового барьера студента-иностранца. Внеаудиторная работа со студентами-иностранцами базируется на тех же принципах, что и внеаудиторная работа, проводимая по всем гуманитарным дисциплинам в вузе. Прежде всего – это принцип взаимосвязи обучения с жизнью. Реализация данного принципа даёт возможность обеспечить тесную связь внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному с условиями жизни студентами из других стран. К основным условиям реализации этого принципа можно отнести регулярное ознакомление студентов-иностранцев с новостями, касающимися жизни нашей страны и мира. При этом может быть использовано широкое применение краеведческого материала и работу с носителями русского языка.
Во многих вузах к работе и иностранцами подключаются волонтёры, то есть российские студенты, которые помогают студентам из других стран освоиться в России. Это могут быть специально организованные экскурсии и не только учебные. Это могут быть прогулки по району или по значимым местам города, где живут и учатся иностранные студенты. Внеаудиторная работа должна быть организована на принципе коммуникативной активности субъектов. Студенты из других стран должны иметь возможность выбора наиболее интересующего их вида деятельности во внеаудиторной работе. Речь идёт о тех видах деятельности, которые дают возможность развитию более высокой их коммуникативной активности.
К таким видам внеаудиторной работы можно отнести:
-ведение переписки с носителями русского языка;
-чтение книг на русском языке;
-внеаудиторное чтение;
- развитие умений и навыков устной речи на занятиях и вне занятий;
- развитие умений и навыков устной речи на совместных с российскими и иностранными студентами мероприятиях, конференциях, круглых столах, семинарах и др.
Немаловажное значение имеет принцип сочетания разных форм внеаудиторной работы, коллективных, групповых и индивидуальных. Здесь также необходимо учитывать реализацию принципа межпредметных связей в подготовке и проведении внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному. Осуществление межпредметных связей чрезвычайно важно в подобного рода работе. Это дает возможность реализовать одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию студентов-иностранцев. С учётом этого подхода внеаудиторная работа по русскому языку как иностранному должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи со всеми остальными учебными предметами, математикой, историей, экономикой и др. Это позволяет уменьшить существующие междисциплинарные барьеры. Любые формы внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному должны, прежде всего, мотивировать и вызывать интерес.
К таким формам можно отнести:
1. Соревновательные. Конкурсы, олимпиады, викторины и др.
2. Творческие. Создание тематических стенгазет, коллажей и др.
3. Культурно-массовые. Занятие-концерт, вечер-праздник, вечер-встреча с интересными людьми и др.
4. Научно-массовые. Конференции, форумы, фестивали, пресс-конференции, круглые столы и др.
Отдельно стоит отметить как продуктивную форму работы – экскурсию. Экскурсия может быть организована в рамках как урочной, так и внеурочной работы. Непосредственно самой экскурсии предшествует тщательная подготовка к экскурсии, которая проводится под руководством преподавателя. При этом, может быть организована дополнительная лексико-грамматическая работа, при которой студенты читают текст, рассказывающий о том, что они увидят во время прогулки по городу. После этого могут быть выполнены послетекстовые задания и студенты ответят на поставленные вопросы. Во время проведения экскурсии можно ещё раз проговорить новую лексику. Экскурсия как одна из форм внеаудиторной работы базируется на принципе связи обучения с жизнью и на принципе коммуникативной активности субъектов.
В дальнейшем в качестве задания преподаватель может студентам предложить самостоятельное проведение экскурсий. Это обеспечит повторение и закрепление пройденного материала и создаст ещё большую мотивацию для развития коммуникативных навыков. Возможно проведение международного дня студента, который отмечается в ноябре. К этому времени студенты достаточно хорошо знакомятся друг с другом и подобное мероприятие дает возможность представить культуру и традиции своих стран. Подобная форма проведения внеаудиторной работы возможна при подготовке к празднованию 23 февраля, Дня Победы 9 мая и др. Нельзя не отметить, что русский язык является одним из самых сложных языков в мире. При его изучении у иностранных студентов практически всегда возникают трудности и здесь очень многое зависит от преподавателя, который организует урочную и внеурочную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алипулатова Н. С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур [Электронный ресурс] // Журнал «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки». – 2013. № 1. – С. 104-106 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vneurochnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-v-dialoge-kultur
2. Злобина Ю.И., Сорокина М.О. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения РКИ [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2018. № 2. – С. 97-909 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer
3. Коршун Н.С. Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды [Электронный ресурс] // – 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/11/22/metodicheskie-rekomendatsii-prepodavanie-russkogo-yazyka-kak
4. Сабуров А. Активные формы внеурочной деятельности при обучении РКИ в старших классах [Электрон. текст] // Наука XXI века: взгляд в будущее: материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф. учащейся молодежи: сб. ст. / ред. Н. В. Ипполитова, Н.С. Стерхова. – Шадринск: ШГПУ, 2021. – С. 349-352.
5. Тарабарина Т.И., Красильщиков Е.В., Верещагина О.Н. Организация внеадуторной деятельности курсантов в процессе обучения РКИ [Электронный ресурс] // Журнал «Ярославский педагогический вестник». – 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneauditornoy-deyatelnosti-kursantov-v-protsesse-obucheniya-rki
6. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: сб. ст / Редакторы: Попадейкина И., Чахор Р. – Вроцлав, 2012. 181 с.
7. Шевелева Т.Н., Вакушева Е. Разговорный клуб в рамках организации внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному [Электрон. текст] // Международной научно-практической конференции «Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве»: сб. ст. / Составители Л.Б. Вовробьева, Ю.Н. Грицкевич. – Псков, 2019. – С. 122-126.