Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современный мир диктует собственные правила поведения в обществе и внутреннего осмысления происходящего вокруг. Детям очень сложно усваивать правильные и конструктивные манеры поведения, поскольку многие взрослые не могут подать хороший пример, рассказать, как правильно поступать в той или иной ситуации.
Возраст школьников от 7 до 11 лет можно назвать максимально подходящим для педагогической работы по формированию и развитию идеалов, ценностей и нравственных традиций. Личность на данном возрастном этапе отличается наибольшей сензитивностью к информации, которую она получает извне, тем более, что младшие школьники отличаются эмоционально-чувственным способом восприятия окружающей действительности.
Духовно-нравственные качества – это сложное психологическое образование, которое должно формироваться последовательно и систематично, что говорит о необходимости создавать специальные программы воспитания младших школьников в этом направлении. При этом в рамках учебной деятельности достаточно сложно уделить время этой работе.
Обнаруженные в ходе теоретического исследования выраженные противоречия позволили дать возможность обозначить проблему настоящего исследования: необходимо определить типы и виды педагогических условий, которые будут оказывать эффективное влияние на формирование духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы в контексте реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Цель исследования - разработать максимально эффективные педагогические условия, реализация которых направлена на формирование духовно-нравственных качеств у учащихся начальных классов, а также контроль эффективности организации таких педагогических условий посредством опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования - процесс формирования духовно-нравственных качеств у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия, необходимые для формирования духовно-нравственных качеств у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень развития духовно-нравственных качеств у младших школьников;
3) разработать и реализовать условия развития духовно-нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности;
4) доказать эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы и разработанных условий развития духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, классификация, обобщение, моделирование, сравнительный и хронологический методы, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Новизна исследования определяется выбранными для исследования задачами и методами, которая заключается в создании и апробации педагогических условий, которые максимально совершенствуют качество работы по формирования духовно-нравственных качеств у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанные педагогические условия, которые являются эффективными для формирования духовно-нравственных качеств у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм внеурочной деятельности, полезны для организации воспитательной работы в начальной школе и могут быть использованы учителями младших классов и педагогами дополнительного образования в своей работе, связанной с реализацией принципов и форм внеурочной деятельности.
Экспериментальная база для проведения исследования была выбрана следующая: МБОУ «Школа № 144» города Москва. Экспериментальная выборка состоит из 25 учащихся 3 «А» класса в возрасте от 9 до 10 лет, и 25 учащихся 3 «Б» класса в возрасте от 9 до 10 лет.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблемы исследования духовно-нравственных качеств младших школьников в психолого-педагогической литературе
Под нравственностью в научной литературе понимается комплекс духовных внутренних качеств личности, которые использует человек для организации своего поведения в соответствии с этическими принципами, обусловленными наличием или отсутствием нравственности [22, с. 55].
Структура понятия «нравственность», сформулированная И.С. Шереметьевой и А.А. Вологдиной [32, с. 67], представлена ниже. Так, по данным указанных исследователей нравственность включает в себя такие компоненты как:
мораль;
нравы;
формы поведения;
ценности;
идеалы.
Таким образом, в структуре нравственности выделяется 5 основных компонентов, которые необходимо рассмотреть более подробно, опираясь на работу таких исследователей как В.А. Серебрянникова, А.С. Конторенко и М.А. Авдеева [26, с. 23].
Так, мораль – это совокупность социально приемлемых форм общественного поведения, которые являются основой для создания позитивного и негативного имиджа человека как члена общества.
Нравы – это социальные нормы, которые приняты в том или ином обществе, а также желание и способность человека соответствовать этим нормам.
Формы поведения – это устойчивый для каждого человека комплекс представлений о поведенческих особенностях, которые он регулярно применяет для взаимодействия с другими членами социума.
Ценности – особенная значимость определенных стереотипов и явлений для конкретного человека.
Идеалы – это самые высшие ценности, которые существуют у каждого человека и являются основой его мировоззрения и особенностей поведения в обществе.
Как указывает А.П. Марьянова, С.И. Червинникова и П.А. Володин [18, с. 68], нравственный мир ребенка является фундаментальной основой для его воспитания и дальнейшей жизни, потому что именно в период детства формируются основные понятия и стереотипы, оказывающие влияние на мировоззрение и особенности поведения человека в уже взрослом возрасте.
При этом, как отмечает К.М. Казиева [13], на сегодняшний день проблема нравственного воспитания детей стоит очень остро, что связано с доминированием в мире общества потребления, которое не предполагает формирования морально-нравственных качеств личности в том объеме, который необходим для нормального психического и социального развития человека.
Младший школьник возраст отличается рядом факторов, которые характеризуют важность развития нравственных качеств личности именно в этот возрастной период, в частности [1, с. 100]:
повышенная чувствительность психики ребенка к любому внешнему воздействию;
формирование новой социальной реальности (отрыв от постоянного общения с родителями и переход в социальную группу, в рамках которой осуществляется процесс обучения ребенка);
создание ситуации ответственности за собственные действия (учебная деятельность и необходимость выполнять задания);
повышение уровня личной и общественной дисциплины, связанное с постоянным нахождением в социальной группе под контролем взрослого человека;
достаточное развитие мышления и интеллекта для формирования логических связей, лежащих в основе понимания правил поведения и отношения к другим людям;
высокий уровень развития эмоций при восприятии окружающей действительности и доминирование их над разумным началом.
По причинам наличия этих возрастных особенностей младших школьников с ними важно проводить общую и специальную работу по формированию устойчивых нравственных качеств, которой должны заниматься как родители, так и образовательные учреждения, в первую очередь, учителя начальной школы.
Для того, чтобы оценить развитие нравственных качеств у младших школьников, исследователями обычно изучается несколько взаимосвязанных компонентов формирования нравственных характеристик личности [28, с. 105].
Существующие связи между компонентами формирования нравственных характеристик личности представлены ниже.
Формирование нравственной сферы личности младшего школьника включает в себя три структурных компонента – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрим определения этих компонентов в соответствии с данными исследования Е.П. Наговицыной, А.А. Кустовой и Р.А. Визгалова [19, с. 98].
Когнитивный компонент связан с развитием возможности младшего школьника анализировать поведение других людей, причины, по которым окружающие совершают те или иные поступки, последствия реализации поведенческих особенностей себя и окружающих при общении в социуме.
Основой эмоционального компонента формирования нравственной сферы младшего школьника выступает способность к эмпатии, т.е. переживанию и осмыслению чувств других людей, попытка сострадать и искать оправдание не всегда правильным поступкам окружающих, гуманистическая направленность восприятия.
Наконец, поведенческий компонент является фундаментальной основой для взаимодействия младшего школьника с окружающими людьми в соответствии с накопленными нравственными качествами, ценностями, моральными принципами и идеалами [19, с. 99].
Начальная школа как социально-образовательный институт, по мнению А.П. Лопатниковой, И.М. Харламова и В.В. Оганесяна, должна вести целенаправленную и эффективную работу в этом направлении, поскольку она, прежде всего, имеет возможность формировать социально-коммуникативную компетентность младших школьников, в ходе развития которой более успешно может укрепляться понимание детьми различных общечеловеческих ценностей, а также норм поведения и отношения к своим друзьям и взрослым людям [17, с. 80].
Как отмечают исследователи, сам процесс развития у младших школьников нравственных качеств представляет собой серьезную психолого-педагогическую проблему, особенно в современных социально-экономических реалиях. Для положительного результата данной работы необходимо обеспечить достаточные условия взаимодействия педагога или родителей с младшими школьниками, прежде всего, такие условия должны характеризоваться признаком взаимного доверия [3, с. 40].
Исследователи выделяют несколько видов нравственных качеств, на которые делается упор в процессе воспитания младших школьников. [12, с. 36].
Так, в структуре нравственных качеств младших школьников выделяются следующие виды: доброта, доброжелательность, готовность прийти на помощь, сопереживание, честность, взаимопонимание, трудолюбие.
Как становится понятно, нравственные качества, которые необходимо воспитывать у младших школьников, можно разделить на две основные категории [8, с. 62]:
взаимодействие с другими членами общества (доброта, доброжелательность, готовность прийти на помощь, сопереживание, честность и взаимопонимание);
собственное развитие (трудолюбие).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственные качества младших школьников, которые необходимо развивать в процессе учебной и внеучебной деятельности, представляют собой комплекс сложившихся в сознании детей ценностей, идеалов, моральных принципов, на которых базируется их поведение и восприятие окружающей действительности.
Как уже было сказано ранее, формирование и развитие нравственных качеств у младших школьников должно осуществляться в соответствии с существующими в педагогике дидактическими принципами, реализованными как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеучебной деятельности.
1.2. Условия развития духовно-нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
Основной целью внеурочной деятельности, по мнению исследователей, является формирование специальных условий для взаимодействия теоретических знаний школьников с их практическим применением в жизни и осмыслением через призму собственных ценностей и идеалов [21, с. 36].
В ходе внеурочной деятельности достигаются три уровня результатов, которые представлены ниже [4, с. 9]:
1) первый уровень включает в себя получение социальных знаний;
2) второй уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям, которые существуют в обществе;
3) третий уровень – получение младшим школьником опыта самостоятельного социального действия.
Все рассмотренные выше уровни результатов обусловлены наличием большого количества форм работы с учащимися в процессе реализации программ внеурочной деятельности по любому школьному предмету, который входит в программу начальной школы.
В научных исследованиях, посвященных педагогической работе в начальной школе, выделяется ряд принципов, которые отличают внеурочную деятельность от стандартного учебного процесса. Это, в частности [16, с. 156]:
абсолютная свобода выбора педагогов методов, форм и технологий для организации своей работы;
применение дидактических методов работы при отсутствии строгого контроля результатов;
ориентированность на самостоятельность и демонстрацию личных качеств и способностей младших школьников;
высокий уровень мотивации учащихся, связанный с интересными действиями и формами работы в рамках различных проектов;
гармоничное сочетание групповой, массовой и индивидуальной работы, которое эффективно для расширения социальных навыков и форм позитивного поведения младших школьников;
передача наиболее эффективных методов и форм внеурочной работы из одной программы в другую для повышения эффективности образовательного процесса, реализованного в творческих и проектных занятиях.
В ходе реализации программ внеурочной деятельности постоянно осуществляется совместная творческая работа педагогов и школьников, что повышает эффективность взаимодействия и улучшает межличностные отношения между всеми субъектами данного вида деятельности [4, с. 10].
В исследовании А.П. Лопатниковой, И.М. Харламова и В.В. Оганесяна выделяются три основных этапа организации внеурочной деятельности, которые существуют в современном образовательной пространстве. Они представлены ниже [17, с. 85]:
1) проектный этап, который включает в себя выявление интересов и потребностей младших школьников;
2) организационно-деятельностный этап, в ходе которого осуществляется ресурсное обеспечение и реализация программы;
3) аналитический этап – осуществление анализа эффективности деятельности.
На каждом этапе предполагается серьезная комплексная работа, в которую включены и учителя, и школьники, и родители, которые также имеют право высказать свое мнение о качестве программ внеурочной работе и методах их реализации в каждом конкретном случае [21, с. 37].
В различных программах внеурочной деятельности существует базовая модель формирования и развития нравственных качеств младших школьников, которая отличается целенаправленностью и высоким воспитательным потенциалом. Структура данной модели представлена на ниже [10, с. 65].
К компонентам формирования нравственных качеств младших школьников относят:
целевой;
коммуникативный;
содержательно-процессуальный;
аналитико-результативный.
Содержание представленных выше компонентов модели формирования и развития нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности подробно раскрываются в исследовании И.М. Петровой, А.А. Малышева и В.А. Курочкиной [23, с. 27].
Так, основой целевого компонента развития нравственных качеств учащихся начальной школы является выявление основных задач этого процесса и постановка конечной цели.
Коммуникативный компонент данного процесса выстроен на системе отношений между родителями и детьми, учителем и детьми, а также внутри детской социальной группы (класса).
Содержательно-процессуальный компонент формирования нравственных качеств младших школьников основан на выборе и применении различных форм и методов воспитательной работы в данном направлении.
В состав аналитико-результативного компонента рассматриваемого процесса входит оценка достижений младшего школьника в сфере сформированности нравственных качеств со стороны (учителя, педагоги, психологи), а также самооценка этих достижений.
В процессе внеурочной деятельности для эффективного формирования нравственных качеств у младших школьников, по утверждению А.М. Саломатиной, И.В. Иванова и С.С. Соколовской, должны соблюдаться следующие педагогические условия [25, с. 90]:
наличие единого ценностно-смыслового поля учеников и учителя начальной школы, которое необходимо для формирования нравственных ценностей через их совместное переживание со взрослым, который является авторитетом для младшего школьника;
рассмотрение на занятиях не только тех нравственных идеалов и ценностей, которые уже существуют в структуре личности младшего школьника и связаны с его социальным опытом, но и тех, которые будут важны для него в будущем (во взрослом возрасте);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменко И. М., Соколова В. А., Чистяков Б. Ю. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. С. 100–109.
2. Архангельская М. А., Сурков И. С. Эффективность различных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе в общей системе воспитательной работы // Сборник статей Саратовского государственного университета. Вып. 3. Педагогика начальной школы. Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2020. С. 50–63.
3. Балакина Л. Д., Гусева И. С., Щербакова А. В. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. Томск: Парадигма, 2020. С. 40–52.
4. Барышникова Я. В., Трезубцева А. М., Заврагина М. В. Программные и творческие компоненты внеурочной работы в младших классах: проблемы и перспективы применения в практической деятельности учителя начальной школы // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы современного образования». Омск: Омский государственный университет, 2018. С. 9–16.
5. Бурунова И. С., Гаврикова А. В., Полунина Т. А. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. Архангельск: Перекресток, 2018. С. 157–172.
6. Веретенникова А. А., Мануйлов И. С., Пилецкая А. В. Развитие нравственных качеств учащихся начальной школы на занятиях по внеурочной деятельности: методология и проблемные поля // Вестник Барнаульского государственного университета. 2021. № 8. С. 103–114.
7. Головко А. В., Хлебников О. С., Чекмарева М. А. Формы внеурочной деятельности в современной начальной школе // Вопросы педагогического образования. 2021. № 12. С. 24–30.
8. Гурьянова Ю. А., Шведова П. И., Кузнеченкова С. В. Нравственные качества младших школьников и методология их развития в современной начальной школе // Педагогический вестник. 2019. № 25. С. 62–74.
9. Давидян С. О., Месхиева И. В., Карубинова М. И. Принципы воспитания младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности: методология и практика применения // Вестник Дагестанского государственного университета. 2022. № 1. С. 206–215.
10. Демьяненко И. М., Огорельцева Е. А., Харитонова О. С. Базовая модель развития нравственных качеств младших школьников в учебном процесс и внеурочной деятельности: методологический аспект и особенности структуры // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Начальное образование. Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. С. 65–78.
11. Денисова А.А., Патронова И.С. Методические рекомендации по диагностике нравственного развития школьников. Сургут: Гарант, 2021. 158 с.
12. Иванченко С. А., Широкова Е. Н., Баншикова Я. В. Развитие нравственной сферы личности младших школьников: основные проблемы и методики // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке: проблемы и перспективы теории и практики». Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. С. 36–50.
13. Казиева К. М. Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. С. 56–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-lichnosti-u-mladshego-shkolnika-v-protsesse-obucheniya/viewer (дата обращения: 23.06.2022).
14. Капустина И. С., Холмогорова Ю. И., Пятницкая С. В. Внеурочная деятельность как образовательное пространство для нравственного воспитания школьников: теория и методология // Сборник статей Кировского государственного университета. Вып. 1. Педагогические технологии. Киров: Издательство Кировского государственного университета, 2022. С. 52–62.
15. Кулешов И. М., Демидова П. В. Роль культуросообразности в системе современного воспитания учащихся начальной школы: методические аспекты // Педагогические технологии. 2021. № 10. С. 10–12.
16. Куликова А.С. Внеурочная деятельность в начальной школе: организация и методики реализации. Хабаровск: Зеркало, 2017. 340 с.
17. Лопатникова А. П., Харламов И. М., Оганесян В. В. Роль начальной школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. С. 80–91.
18. Марьянова А. П., Червинникова С. И., Володин П. А. Проблема развития нравственных качеств детей в современных социально-экономических реалиях // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 68–80.
19. Наговицына Е. П., Кустова А. А., Визгалов Р. А. Структурные компоненты нравственности человека в разные возрастные периоды жизни // Сборник статей Псковского государственного университета. Вып. 1. Психология. Псков: Издательство Псковского государственного университета, 2022. С. 98–109.
20. Остапенко С. М., Головина А. В., Суржанская И. Т. Внеурочная деятельность как пространство для эффективного воспитания младших школьников: основные формы и методы педагогического воздействия // Вопросы педагогики начальной школы. 2021. № 7. С. 66–78.
21. Островская М. И., Лагушкина О. В., Белебейко С. М. Особенности организации внеурочной работы в современной системе начального образования: теоретико-методологические подходы и практические разработки педагогов // Сборник статей Ростовского государственного университета. Вып. 6. Педагогика. Р.-н.Д.: Издательство Ростовского государственного университета, 2020. С. 36–50.
22. Песков И. М., Фарухова М. И. Нравственность как основа духовной жизни человека и развития зрелой личности: социально-психологический аспект // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. 2020. № 9. С. 55–70.
23. Петрова И. М., Малышев А. А., Курочкина В. А. Современные модели воспитания и развития нравственных качеств учащихся начальных классов: педагогические технологии и проблемы их реализации в современной школе // Вестник Сыктывкарского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 27–37.
24. Рожков М. И. Методика изучения социализированности личности учащегося // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/10/22/m-i-rozhkov-metodika-izucheniya (дата обращения: 23.06.2022).
25. Саломатина А. М., Иванов И. В., Соколовская С.С. Педагогические условия формирования нравственных качеств учащихся начальных классов в процесс реализации учебной и внеурочной деятельности: теория и методология вопроса // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 1. Начальная школа. Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2022. С. 90–105.
26. Серебрянникова В. А., Конторенко А. С., Авдеева М. А. Структура нравственных качеств личности и ее осмысление в российской философской и психологической науке // Сборник статей Липецкого государственного университета. Вып. 6. Философия, психология и социология. Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2017. С. 20–34.
27. Суворовская А. М. Методы психологической диагностики детей и подростков. Воронеж: Спектр, 2020. 388 с.
28. Тарновская Т. А., Хорошева В. А., Пятигорская Я. С. Исследование нравственных качеств младших школьников и их развития в процессе учебной деятельности // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. 2020. № 10. С. 105–116.
29. Урманов С. М., Шевченко А. С., Малинина Л. П. Мотивация младших школьников к различным видам педагогического воздействия: учебный процесс и внеурочная деятельность – сравнительный анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2020. № 7. С. 89–100.
30. Финогентова Т. В., Урсуляк Ю. В., Хмельницкая А. С. Роль изучения принципов охраны окружающей среды в системе воспитания младших школьников // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. 2019. № 12. С. 33–46.
31. Черниту В. Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2020. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/20/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-mladshih (дата обращения: 23.06.2022).
32. Шереметьева И. С., Вологдина А. А. Современные научные подходы к определению понятия «нравственность» и характеристика его структуры // Социально-психологические исследования в России и зарубежных странах. 2018. № 10. С. 67–79.
33. Яковлева А. В., Петрова И. С. Психологическая диагностика младших школьников. М.: Приоритет, 2018. 206 с.