Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование гармонично развитой личности представляет собой одну из самых важных целей педагогической теории и практики на данном этапе развития нашего общества. В наше время становление и раскрытие потенциала детей, развитие их внимания, способности мыслить, предоставление комфортных условий для увеличения жизненного опыта и становления личности является основной целью современной педагогики. Вопросам, что направлены на процесс формирования и развития познавательных процессов учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения в образовательном учреждении, уделено значительное внимание. От решения этой проблемы во многом зависит эффективность учебного процесса, поскольку уровень развития познавательных процессов является важным мотивом познавательной деятельности младшего школьника.
Развитие познавательных способностей, согласно Федеральному Государственному Стандарту Начального Общего Образования (Далее по тексту – ФГОС НОО) является приоритетным основанием обеспечения преемственности начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Вопросами активизации познавательной деятельности занимались Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, Г.И. Щукина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др., в трудах которых раскрывается сущность процесса усвоения знаний и его основные компоненты.
В последнее время заметно снизилась грамотность населения, их качество знаний, поэтому проблема грамотности в обществе становится особенно актуальной. Особенно остро стоит проблема повышения качества знаний по русскому языку, так как именно родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Кроме того, наблюдается снижение интереса к изучаемому на уроках русского языка учебному материалу, а значит, они безынициативны в ходе выполнения заданий, не активны, не стремятся к познанию, что приводит к снижению уровня качества знаний по предмету.
Изучение динамики психического развития младших школьников показывает, что в игре эффективно развиваются психические процессы учащихся, игровая деятельность является одним из целесообразных путей включения младших школьников в учебную деятельность.
Ценность игры в целом и дидактической игры как воспитательного средства рассматривалась многими зарубежными и отечественными теоретиками и практиками, таким как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин и др. Авторы отметили, что игра способствует развитию интереса к учебным предметам.
Одним из средств активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка могут стать грамматические игры. Используя грамматические игры на уроках русского языка, учитель может повысить внимание к учебной информации, научить логически выстраивать и обосновывать собственные действия, проникать в суть явлений, делает учащихся активными субъектами учебно-воспитательного процесса. Все это формирует у школьника познавательный интерес к предмету, а также воспитывает потребность в получении новых знаний и умений. В связи с этим актуальным представляется обращение к методике использования грамматических игр именно как средства развития познавательной активности на уроках русского языка в младшей школе.
Объект исследования – особенности познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования - грамматические игры на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Цель исследования – изучить грамматические игры на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Для достижения цели определили следующие задачи:
1. Изучить особенности познавательной деятельности младших школьников;
2. Рассмотреть грамматические игры на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников;
3. Провести диагностику познавательной активности младших школьников;
4. дать методические рекомендации по использованию грамматических игр на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
В данной работе нами были использованы такие методы исследования, как:
- теоретические: анализ литературы по данной проблеме, отбор информации, синтез;
- эмпирические: метод обобщения и систематизации выводов и результатов исследования, метод наблюдения и диагностики.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности познавательной деятельности младших школьников
Период младшего школьного возраста – время активного развития познавательной деятельности ребёнка, её произвольности.
Проблема формирования познавательной деятельности возникла давно и до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательной деятельности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения [5].
В нашей стране проблемы развития познавательной деятельности стали разрабатываться в 60-е годы XX века с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, и многих других ученых.
Предметом познавательной деятельности является отражение содержания научного знания, на основе выполнения определенных действий и операций [7, с. 135].
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса [3].
Исходя из этого, Н.Ф. Тылызина говорит о познавательной деятельности как о «системе определенных действий ученика и входящих в них знаний» [21, с. 18].
Психологический словарь дает более полное определение данного понятия «сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [17].
Познавательная деятельность, по мнению В.А. Сластенина и И.Ф. Исаева – «это единство чувственного восприятия, теоретического
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, К. Н. Игры на уроках русского языка / К. Н. Аксенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 321-323.
2. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни : Трактат о нач. ступени образования, основ. на принципах гуманно-личност. педагогики / Ш. А. Амонашвили. - М. : Издат. дом Ш. Амонашвили, 2000. - 141 с.
3. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология" ; "Педагогика и методика дошкольного образования" / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Академия, 2008. – 302 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Психология развития : сб. науч. тр. – Санкт-Петербург : «Сфера», 2001. - C. 56-79.
5. Галанов, А. С. Игры, которые лечат : проблемы первоклассников : пособие для работы с дошкольниками и младшими школьниками / А. С. Галанов. - Москва : Просвещение, 2008. – 109 с.
6. Гуманная педагогика и духовный мир учителя : Материалы межрегион. науч.-практ. семинара / [Науч. ред.: В. И. Загвязинский]. - Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2001. – 199 с.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 282 с.
8. Жесткова Е.А. Грамматические игры на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.
9. Клинова М. Н. Дидактические задания для формирования универсальных учебных действий // Химия в школе. - 2018. № 3. - С. 8-13.
10. Колбина, А. В. Дидактические игры как средство развития интеллектуально-творческого потенциала детей 2-7 лет : учебно-методическое пособие / Колбина А. В. - Уфа : Белая река, 2007.
11. Куликовская Л.К. Дидактические игры на уроках русского языка: пособие для учителей / Л.К. Куликовская. Алмааты: «Теос» , 2006. – 40 с.
12. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
13. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. – Москва: Просвещение, 1987. – 192 с.
14. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А.В. Хвостов. - М.: Просвещение, 2009. – 167 с.
15. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Наука, 2011. – № 45. - С.46-48
16. Поштарева Т.В., Грибова Е.П. Структура познавательной активности личности // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1
17. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана.– СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК: 2002. – 656 с.
18. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2014. – 179 с.
19. Современное дошкольное и начальное образование: система и методы : материалы Международной конференции "Чтения Ушинского" педагогического факультета ЯГПУ / М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д, Ушинского" ; [редкол.: Н. Н. Иванов (отв. ред.) и др.]. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 363 с.
20. Сластенин В. А., Подымова Л. С., Подымов Н. А. и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". - Москва : МПГУ, 2020. – 290 с.
21. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 1998. – 288 с.
22. Халатова П.А. Технология лингвистической игры как средство формирования познавательной активности на уроках русского языка / П.А. Халатова // Наука. Мысль. – 2016. - №2 - С. 18-23.
23. Шишкова, О. Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников : На примере изучения иностранного языка : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2016. - 20 с.