Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Известным является выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Другими словами, когда человек занимается физическими упражнениями, он отрабатывает не только навыки и приемы, а воспитывает психические качества своей личности.
Во время занятий спортом человек, который тренируется, находится в смоделированных жизненных ситуациях, учится преодолевать трудности, проявляет стойкость. Интересны в этом плане спортивные игры в команде. Последние помогают человеку превозмогать трудности, помогают коммуникации с другими людьми, повышают уверенность в себе. Эти положительные качества, формируемые у человека во время занятий физической культурой, пригодятся ему вне спорта.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства. Об этом гласит закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ Статья 41, в котором одним из критериев является «проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания детей школьного возраста. Это связано с тем, что в школе важно формировать важные базовые умения и навыки, создавать фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека
Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития двигательного качества быстроты у учащихся младшего, среднего, старшего школьного звена.
Задачи:
- описать виды двигательных качеств человека;
- рассмотреть быстроту и скоростно-силовые качества человека ;
- изучить вопрос развития быстроты у младших школьников; роль подвижных игр в развитии быстроты;
- рассмотреть вопрос развития быстроты у среднего и старшего школьного возраста.
Объект исследования – особенности быстроты как двигательного качества. Предмет исследования – специфика развития быстроты в школьном возрасте.
Глава 1 Двигательные качества: определение, особенности развития
1.1 Определение и виды двигательных качеств человека
Двигательные (физические) качества – это качественные особенности двигательного действия. К двигательным качествам относят силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.
Ловкость представляет собой сложное совокупное качество, определяющее способность быстро осваивать упражнения и быстро и гибко трансформировать двигательные способности в соответствии с требованиями игры. Ловкость - сложное, комплексное двигательное качество, основу которого составляют координационные способности – способности изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Основные критерии ловкости как физического качества, особенно важны в игровых видах спорта – это эффективность, точность, экономичность, скорость, правильность, рациональность, находчивость, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, стабильность .
Выносливость – важнейшее физическое качество, отражающее общий уровень работоспособности человека, способность организма противостоять утомлению. Основные критерии выносливости, проявляемые в игровых видах спорта – это выносливость, работоспособность, концентрированность, скорость, точность, эффективность, рациональность, находчивость, адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, экономичность, стабильность, устойчивость.
Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему по средством мышечных напряжений.
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Непосредственно силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную активность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом случае меняется в зависимости от определенных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, половых, возрастных и индивидуальных особенностей человека.
Среди них выделяют:
1) собственно мышечные;
2) центрально-нервные;
3) личностно-психические;
4) биомеханические;
5) биохимические;
6) физиологические факторы, а также различные влияния внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К «собственно мышечным» факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от отношения белых (быстро сокращающихся F-волокон) к красным (медленно сокращающихся S-волокон) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) моторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От «личностно-психических факторов» зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и морально-волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных, длительных мышечных сокращений.
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.
Различают «собственно силовые способности» и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость, силовая координация и др.) .
«Собственно силовые способности» проявляются:
1) при медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с субмаксимальными, максимальными отягощениями (например, при становой тяге достаточно большого веса);
2) при мышечных напряжениях статического типа (без изменения длины мышцы).
При анализе дифференцированного развития скорости и силы по показателям выпрыгивания было конкретизировано, что представители всех уровней физического развития с восьми до 17 лет и почти на одном уровне увеличивают свои способности по силе и скорости.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Антипов А. В., Влияние спортивных и подвижных игр на выполнение детьми нормативов комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 11. — С. 105-107
2) Бисерова Г. К., Взаимосвязь агрессии и быстроты реакции у детей младшего школьного возраста, занимающихся фехтованием // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 6. — С. 26-28
3) Гутникова Л. А., Креативный педагогический подход к использованию нестандартного оборудования в подвижных играх // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 4. — С. 31-35
4) Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студентов пед. вузов по специальности / М.Н. Жуков – Москва, 2020.
5) Кожухова Н.Н. воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, Н.Н. Самодурова под ред. С. А. Козловой. – Москва: Academia, 2020.
6) Лазуткин А. В., Методика развития физических качеств с использованием игр и игровых упражнений в тренировке юных спринтеров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2019. — № 2. — С. 44-46
7) Лубышев Е. А., Спортивные и подвижные игры в оптимизации скоростно-силовой подготовки юных волейболистов // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 9. — С. 21-23
8) Максисменко И. Г., Скоростная и скоростно-силовая подготовленность спортсменов, специализирующихся в различных видах спортивных игр // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 7. — С. 76-77.
9) Мясникова Т. И., Оценка силовых характеристик квалифицированных пловцов // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 11. — С. 91
10) Никитушкин В. Г., Подготовка школьников в системе дополнительного образования к участию в городских соревнованиях // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 6. — С. 72-74
11) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
12) Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2020. - 229 с.
13) Сидоров Д. Г. Развитие физических качеств в игровых видах спорта: учеб. пособие /Д. Г. Сидоров, А. С. Большев, В. М. Щукин, А. В. Погодин, С. А. Овчинников, Ю. Р. Силкин; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун - т: – Н. Новгород: ННГАСУ, 2019.
14) Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология: Учеб. для студентов педагогических вузов [Текст] / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков . – М.: «Академия», 2020.
15) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года// http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 22.07.2022)
16) Щербак А. П., Энциклопедия физической культуры ребенка. Подвижная игра // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 1. — С. 48-55
17) Щербак А., Энциклопедия физической культуры ребенка. Физические качества. Ловкость // Дошкольное воспитание. — 2020. — № 1. — С. 36-40