Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Одной из приоритетных задач педагога -логопеда заключается в коррекции пробелов в обучении учащегося. На сегодняшний день число младших школьников с дефектами в обучении очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Статистика показывает, что около 30% от общего числа младших школьников имеют нарушения в обучении.
Данная категория младших школьников воспитывается в специальных детских садах, обучается в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах и логопедических пунктах при обычных школах. Однако хорошо известно, что не все дети получают специальную коррекционно-педагогическую помощь [7].
Данной проблемой занимались такие ученые, как Е. К. Иванова, Л. С. Выготский, Н. Л. Белопольская, И. Ф. Марковская, Л. В. Кузнецова, Н. Ю. Борякова, Н. В. Елфимов, , Б. Д. Гонсалес, У. В. Ульенкова.
Особое место в обучении учащегося занимает вид его деятельности, а как известно у младших школьников ведущим видом деятельности выступает игра, которая выступает источником становления психики учащегося и его взаимоотношений с окружающей средой. Именно через игру можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении младших школьников. Именно в игре, можно обучить младших школьников контролировать друг друга, а потом и самого себя, так подчеркивая положительные качества у одного из воспитанников, взрослый проявляет у других младших школьников эмоциональные чувства по отношению к другому. Необходимо предоставить ребенку все возможности для развития игровой деятельности.
Дидактическая игра выступает одним из видов игровой деятельности которая позволяет приобщать младших школьников к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, эстетических и нравственных представлениях. Именно в дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно работать в определенной ситуации и с определенными предметами, тем самым приобретая собственный чувственный и действительный опыт. Это особенно важно для младших школьников, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен [10].
Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П.Усовой, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богусловской, Л.А. Венгер. В исследованиях утверждалась взаимосвязь игры и обучения, определялась структура игрового процесса, основные методы и виды руководства дидактическими играми.
Таким образом, актуальность определила выбор темы «Функция дидактической игры в работе педагога- логопеда».
Цель исследования- теоретически обосновать функция дидактической игры в работе педагога- дефектолога.
Объект исследования – дидактическая игра в работе педагога- логопеда.
Предмет исследования – функция дидактической игры в работе педагога- дефектолога.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что дидактическая игра выступает игровым методом обучения, функция дидактической игры в коррекции пробелов в обучении учащегося неоценимо (формирование у младших школьников различных качеств, навыков и навыков).
Цели исследования:
1. Изучить сущность термины «дидактическая игра», ее виды в психолого- педагогической литературе.
2. Раскрыть функция дидактической игры в работе педагога- логопеда.
3. Рассмотреть методику управлении дидактических игр педагогом- дефектологом.
4. Разработать цикл дидактических игр для разных видов занятий педагога- логопеда.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, О.С. Различаем звуки и буквы. Картотека заданий логопеда. 1-4 классы / О.С. Алексеева.- М.: Феникс, 2017.- 218 с.
2. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие для студентов
высших пед. учеб. заведений / В.С. Безрукова. - М.: Феникс, 2013. - 381 с.
3. Беккер, К.П., Совак М. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак. -
М.: Медицина, 1998. - 288 с
4. Вакуленко, Л.С.. Воспитание и преподавание младших школьников с дефектами речи. Психология младших школьников с дефектами речи. Учебно-методическое пособие/ Л. С. Вакуленко.- М.: Феникс, 2019. - 272 с.
5. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2011.-384 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2009. – 654 с.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2015. – 351 с.
8. Грибова, О. Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология / О.Е. Грибова. М.: 2016. - №3. – 11 с.
9. Заика, Е. В. Упражнения для создания навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. - 2005. - № 5. - С. 44–54.
10. Игры и упражнения для младших школьников с тяжелыми дефектами слуха и зрения: сборник игр для педагогов и родителей : практич. пособие / авт.-сост. Л.А. Головчиц, Л.И. Кириллова, А.В. Кроткова, Е. Л. Андреева, Т.Ю. Сироткина. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 149 с. : ил.
11. Катаева, А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для педагога.- М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с.
12. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.
13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
14. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 208с.
15. Усова, А.П. Функция игры в воспитании младших школьников. / А.П. Усова.; Под ред. А.В. Запорожца. -- М.: «Просвещение», 1976.