Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Гуманизация всех сфер жизни является одной из ведущих тенденций на современном этапе развития общества. Это выражается в широкой демократизации, предоставлении большей свободы в личном самоопределении. Общество сейчас гораздо раньше отказывается от функций контроля за процессом социализации личности, снимает с себя ответственность за ее формирование. Большая свобода оборачивается для растущего человека повышением требований к внутренней активности личности на пути к ее социализации и формированию. Самооценка человека оказывает огромное влияние на все сферы деятельности человека на протяжении всей его жизни. Самооценка - это одна из характеристик психики, которая играет значительную роль в определении успешности человеческой деятельности. Это способствует саморазвитию, формированию личных отношений, повышению уровня личных притязаний и активности. Специфика проявления в самооценке (завышение или занижение) мешает нормальному протеканию учебной деятельности, установлению коммуникационных связей и т.д.
Изучением проблемы самооценки детей младшего школьного возраста занимались многие отечественные ученые: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, В.М. Сивельников, М.И. Лисина и многие другие. Именно Л.С. Выготский предполагал, что настоящая самооценка начинает формироваться в семилетнем возрасте. Сначала ребенок воспринимает оценку и похвалу ближнего окружения, не анализируя и не оценивания при этом свои действия самостоятельно, в школе у него начинает формироваться самопознание, если в школе существуют условия для благоприятного развития личности ребенка, его самооценка и личностные качества развиваются в норме с возрастом. В некоторых школах еще только вводятся психолого-педагогические условия для развития личности и самооценки ребенка
Цель исследования – изучить и проанализировать взаимосвязь самооценки и других особенностей личности (ответственность, мотивация достижения, доброжелательность) у младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты самооценки и других особенностей личности у младших школьников;
2) совершить анализ взаимосвязи самооценки и других особенностей личности (ответственность, мотивация достижения, доброжелательность) у младших школьников.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и других особенностей личности
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Теоретические аспекты самооценки и других особенностей личности у младших школьников
1.1 Самооценка младшего школьника и ее особенности
Воспитательное действие является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование самооценки младшего школьника, следовательно, учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательном процессе. Специфика детей младшего школьного возраста заключается в их полном признании авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода, авторитет учителя выходит на 1-й план), они безоговорочно принимают его оценки. Л.С. Выготский считал, что именно в семилетнем возрасте начинает развиваться самооценка - обобщенное, то есть устойчивое, неситуативное и в то же время дифференцированное отношение ребенка к самому себе.
По мнению М. Розенберга «самооценка» это отражение степени развитости у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу собственного «Я». «Самооценка, как считает А.А. Реан, это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков». «Самооценка возникает в результате взаимодействия человека с окружающей средой и оценочного взаимодействия с другими людьми», пишет К. Роджерс. Самооценка формируется на познании себя и своих сторон личностью, которая состоит из разнообразных элементов: физическая личность, социальная и духовная.
Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует навык его деятельности, общения с другими людьми. [1] Многие метаморфозы в жизни ребенка происходят из-за необходимости учиться весь день. Необходимо своевременно вставать, каждый день готовить домашние задания, приносить в школу все, что необходимо для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этого нового положения вызывает перестройку отношения ребенка ко многим вещам в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его так или иначе менять свое поведение. У него появились новые мотивы поведения – быть классным учеником, получить похвалу учителя. Занятия в школе порождают новые переживания – желание и ожидание фурора, а также страх неудачи. Младшего ученика беспокоят заметки учителя, и он изо всех сил старается приложить усилия, чтобы их не было. Дети традиционно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о расписании занятий, досуга, прогулок.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизова Н. И. Учебная деятельность как фактор формирования самооценки у младших школьников / Н. И. Азизова, З. М. Миназова, Ф. Б. Саутиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 12-15.
2. Булуева, И. Ш. Психолого-педагогическая помощь родителей в развитии самооценки младших школьников / И. Ш. Булуева, Р. М. Абуев // Известия Чеченского государственного университета. – 2022. – № 1(25). – С. 95-101
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2. – М., 1982 – С. 184.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Издательство «Союз». – 2004. – 224 с.
5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 4-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 23 с
6. Иванова Т. О. Формирование самооценки младших школьников / Т. О. Иванова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-2. – С. 114-117
7. Малакуцкая С.М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С.М. Малакуцкая, Л.В. Яковлева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 21. – С. 95-100
8. Мельникова Н.В. Статус эмоциональности дошкольника / Н.В. Мельникова, О.В. Калинина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №58-4. – С. 328-331
9. Ожиганова Г.В. Подражание как фактор развития высших способностей у детей: ресурсный подход / Г.В. Ожиганова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2016. – №4. – С. 48-54
10. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. – М.: СПб: Прайм-Еврознак. – 2008. – 479 с.
11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Карл Р. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. – Москва: Прогресс: Универс, 1994. – 479 c. 9. Розенберг, М. Язык жизни: Ненасильственное общение / Перев. с англ. – М.: ООО Книжное издательство «София». – 2018. – 288 с. 10. Топилина, И.И. Факторы и условия формирования познавательной самооценки младших школьников / И.И. Топилина // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №2 (69). – C. 220-222 11. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин // М.: Издательский центр «Аккадемия». – 2007. – 384 с
12. Эльсиева М. С. Особенности развития самооценки младшего школьника / М. С. Эльсиева // Вопросы современной науки: новые достижения : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, 14 февраля 2022 года / Издателска Къща «СОРоС»; Научно-издательский центр «Мир науки». – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. – С. 120-123.
13. Кузнецова А.А., Воробьева В.В., Золотарева И.В., Моренко И.М., Ушакова Н.И. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школьному обучению/ А.А. Кузнецова, В.В. Воробьева, И.В. Золотарева, И.М. Моренко, Н.И. Ушакова // Коллекция гуманитарных исследований. 2019; (1):12- 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnogo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-protsesseadaptatsii-k-shkolnomu-obucheniyu