Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации педагогического проектирования 5
1.1. Из истории возникновения метода проектов 5
1.2. Суть и значение педагогического проектирования 7
Глава 2. Анализ специфики организации проектной деятельности по истории в 8 классе 13
2.1. Классификация и основные особенности организации проектной деятельности по истории 13
2.2. Рекомендации организации проектной деятельности по истории в 8 классе 17
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 1 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы выбранного исследования определяется тем, что в современной педагогике произошли существенные изменения. Уровень развития учащихся теперь представляет меру качества в работе педагогов и образовательной системы в общем. Педагоги в образовательных организациях ориентированы не столько на обучение, сколько на сохранение полноценного развития учащихся соответственно психофизическим особенностям личности. Уникальный ресурс в обеспечении сотрудничества учащихся, педагогов и родителей – технология проектирования.
Проектный метод появился в 1920-х годах в США. Его связывают с развитием гуманистического течения в образовании. Основоположником данного течения принято считать американского философа, психолога и педагога: Джорджа Дьюи, предложившего выстроить обучение на базе целесообразной работы учеников соответственно их личным интересам.
В дальнейшем, определяя программу школы, которая работала по методу проектов, Ульим Килпатрик написал: «Программа представляет ряд опытов, которые связанны между собой так, что сведения, полученные от одного опыта, послужат обогащению и развитию целого ряда прочих опытов» . Он считал, что работа, которая связана с окружающей реальностью, соответствует интересам учащихся, предлагал выстраивать обучение на базе обогащения и расширения индивидуального жизненного опыта.
В России проектный метод получил популярность в конце 90-х гг. XX века. Постепенно метод проектов стал одним из главнейших видов работы в образовательных учреждениях. На сегодня проектная деятельность входит в состав всех принятых стандартов образования.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (Е.Ф. Бехтенова, К. Н. Вентцель, Н. Ф. Голованова и другие). Как вариант интегрированного метода обучения школьников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Н. Г. Милорадова, И. В. Патрушева, М.В. Попова и других.
Объект курсовой работы: проектная деятельность в образовательном процессе.
Предмет: особенности организации проектной деятельности по истории в 8 классе.
Цель: выявление специфики организации проектной деятельности по истории в 8 классе
Задачи:
- изучить историю возникновения метода проектов;
- выделить суть и значение педагогического проектирования;
- провести анализ классификации и основных особенностей организации проектной деятельности по истории;
- разработать рекомендации организации проектной деятельности по истории в 8 классе.
В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение; абстрагирование; формализация; анализ и синтез.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что полученные итоги могут быть полезны студентам педагогических специальностей для применения на практике.
Курсовая работа стоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации педагогического проектирования
1.1. Из истории возникновения метода проектов
В России проектный метод был внедрен в педагогическую деятельность с 1905 по 1931 гг. Его основателем принято считать российского педагога Шацкого. Цель проектной работы Шацкий видел в стимулировании и мотивации учащихся к самостоятельному, творческому, поисковому труду и объединении теоретических познаний с практическими. В тридцатые годы XX века произошел с переход на предметное обучение. В этой связи, проектная деятельность была подвержена критике со стороны партии Советского Союза правительства. Интерес к ней возобновился лишь со второй половины девяностых годов XX века .
В настоящее время мы наблюдаем модернизация в структуре и содержании начального, а также среднего общего образования. В данной модернизации отмечается значимая роль проектной деятельности. В некоторых из образовательных моделей процесс проектирования начинается еще с начальной школы, например, в программе «Школа России». Интерес к проектной деятельности сформирован тем, что на сегодня проект представляет ведущий метод решения большого количества проблем и задач во всех государствах мира.
Проект в образовании представляет особенным методом оформленный детальный анализ определенной отрасли, предусматривающий поиск критериев и приемов для получения практического итога (рисунок 1.1).
Рис. 1.1. Упрощенная схема проектной технологии в образовании
Один их результативных методов в управлении образовательной услугой при учете особенностей и временного горизонта жизненного цикла ее предоставления – проектный подход. Существуют разные трактовки термина «образовательный проект» (таблица1).
Таблица 1.1 – Трактовки понятия «образовательный проект»
№ п/п Автор Понятие
1 Н.Ф. Голованова «Образовательный проект – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, методических, технологических, организационных, финансовых, коммерческих и учебно-производственных мероприятий, обеспечивающих реализацию образовательной программы»
2 Л.В. Юркина «Образовательный проект – это комплексная, протекающая в условиях взаимодействия с внешней средой, деятельность временного коллектива специалистов, связанная с достижением в определенные сроки и при ограниченных ресурсах, запланированной совокупности целей (задач) и мероприятий, направленных на достижение конкретного образовательного результата»
3 Н.Г. Милорадова «Образовательный проект – это форма учреждения занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев»
В представленных определениях прослеживаются следующие особенности: образовательные проекты различаются по целевой направленности, по отношению к образовательному процессу, по охвату целевой аудитории и по количеству участвующих в проекте участников.
Целью образовательного проекта является реализация государственных и общественных интересов в области образования, приводящих к экономическим, научно-техническим, социальным результатам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022 № 301-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Бехтенова Е.Ф. Технология проектной деятельности на уроках истории как основа формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников // Сибирский педагогический журнал. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-istorii-kak-osnova-formirovaniya-lichnostnyh-metapredmetnyh-i-predmetnyh-rezultatov (дата обращения: 26.08.2022).
3. Вентцель, К. Н. Педагогика творческой личности / К. Н. Вентцель. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.74
4. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 377 с.
5. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 410 с.
6. Касьянова, А. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / А. Н. Касьянова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10387/
7. Князев, Е. А. История педагогики и образования : учебник и практикум для вузов / Е. А. Князев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 505 с.
8. Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.74
9. Милорадова, Н. Г. Педагогика : учебное пособие для вузов / Н. Г. Милорадова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с.
10. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Милорадова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 307 с.
11. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры : учебное пособие для вузов / И. В. Патрушева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 130 с.
12. Педагогика: учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 219 с.
13. Попова, М. В. Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС / М. В. Попова, С. В. Токарева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8476/ (дата обращения: 26.08.2022)
14. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для вузов / В. А. Сластенин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 374 с.
15. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.48
16. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 187 с.
17. Столяренко, Л. Д. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 134 с.
18. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/
19. Хаджаева Ф. О., Исроилов А. О. Проблемы эффективности обучения учащихся // Science Time. 2017. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-effektivnosti-obucheniya-uchaschihsya (дата обращения: 26.08.2022).
20. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 319 с.
21. Юркина, Л. В. Педагогика. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 136 с.