Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психического воспитания является одной из важнейших в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, она отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
При правильной организации педагогической деятельности домашних животных и планомерной и целенаправленной деятельности воспитателя умственное воспитание может и должно стать устойчивой чертой личности дошкольника и влиять на его развитие. Среди возможных средств развития умственного воспитания дошкольников особого внимания заслуживает экспериментирование над детьми. [2].
До сих пор не сложилось целостной картины формирования интеллектуального становления старших дошкольников путем экспериментов, которые позволят раскрыть сущность этой деятельности, ее структуру и педагогические основы, а также обеспечить динамику их формирования в учебном процессе. процесс современного дошкольного учреждения. Все это свидетельствует о том, что вопрос об эффективном использовании экспериментирования как педагогического средства формирования интеллектуального становления старших дошкольников до сих пор не решен в полной мере.
Дети любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что для них характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям как никакой другой метод. Экспериментирование уходит своими корнями в манипулирование объектами.
Основная цель применения метода эксперимента в детском саду заключается в том, чтобы в ходе эксперимента:
- у детей возникают реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязи с другими предметами и окружающей средой;
- обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает потребность в выполнении операций. анализ и синтез, сравнение и классификация;
- речь ребенка развивается, так как дошкольник должен сообщить об увиденном, сформулировать выявленные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда мыслительных приемов и операций, учитываемых умственными способностями;
- экспериментирование детей также важно для формирования самостоятельности, умения преобразовывать любой предмет и явление для
добиться определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развиваются эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Старший дошкольник приобретает умение экспериментировать, т.е. усваивает следующую последовательность умений в этой деятельности: восприятие и выделение проблемы, принятие и постановка целей, решение задач, анализ предмета или явления, выделение важных признаков и связей, сопоставление различных фактов. , выдвижение гипотез и предположений, подбор средств и материалов для самостоятельной работы, проведение эксперимента, подведение итогов. Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованной деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые для эксперимента материалы и оборудование вводятся в пространственную среду и предмет группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это необходимо. безопасно для его здоровья..
Соответственно в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен соответствовать следующим условиям: максимальная простота конструкции устройств и принципов их работы; надежность приборов и уникальность получаемых результатов; показ только существенных сторон явления или процесса; четкая видимость изучаемого явления; возможность участия ребенка в повторной демонстрации эксперимента. Для изучения сформированности познавательной деятельности у дошкольников целесообразно провести диагностическое обследование. Диагностическое обследование рекомендуется проводить стандартными методами, в соответствии с образовательной программой, подобранной с учетом возрастных особенностей детей. [4].
Своевременное выявление уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников позволит своевременно выявить пути решения проблемы путем детского экспериментирования, то есть создать педагогические условия для формирования познавательной активности дошкольников старшего возраста в Процесс детских экспериментов.
В дошкольном возрасте в процессе развития поисково-исследовательской деятельности у ребенка формируется стремление учиться и открывать как можно больше нового. [1]. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, развитие исследовательской активности, инициативы дошкольника и исследовательских способностей (М. М. Поддьяков, О. М. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. В. Дибина). Л.Князева).О. М. Поддьяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Над проблемами применения метода несложного экспериментирования в работе дошкольниками работали педагоги: Н. Ярышева, З. Плохий, Н. Лысенко, Г. Беленька, С. Елманова и другие[3].
За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности детского экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьякова).
В таких нормативных документах, как ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования), концепция дошкольного воспитания, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» поднимается вопрос об экспериментировании детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, а в качестве ведущих видов детской деятельности выступают игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование является одним из видов ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, т.к. дети-дошкольники сами по себе уже являются исследователями, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые дети разрешают посредством проведения опытов и, анализируя, делают выводы, умозаключения, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином физическом законе, явлении.
Объект исследования – особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование детского экспериментирования в качестве метода формирования умственных способностей старших дошкольников.
Цель работы – изучение особенностей использования метода экспериментирования как метода умственного развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1) Проанализировать понятие «детское экспериментирование» в методико-педагогической литературе
2) Рассмотреть методологические основы умственного развития детей дошкольного возраста
3) Определить особенности использования экспериментирования для умственного развития дошкольников
4) Выявление уровня умственного развития старших дошкольников
5) Методические рекомендации по использованию детского экспериментирования для развития умственного воспитания старших дошкольников.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
теоретические (анализ психолого-педагогической и научно- методической литературы по проблеме исследования);
эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ познавательной деятельности детей).
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Н.Н. Поддьякова [9], А.Н. Поддьякова [38], А.И. Савенкова [42], Д.Б. Эльконина [37] и др.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №123.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученными данными об особенностях развития познавательных способностей посредством экспериментирования могут воспользоваться педагоги дошкольных образовательных учреждений, родители и лица, их заменяющие.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОД УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ понятия «детское экспериментирование» в методико-педагогической литературе
Термин «эксперимент» происходит из греческого языка и переводится как «испытание, опыт». В современном мире существует большое количество определений этого термина. Существуют определения как детского эксперимента, так и взрослого. Перейдем непосредственно к определению эксперимента для взрослых, так как это и есть основа эксперимента для детей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бандура Т.А. Организация экспериментально– исследовательской деятельности в дошкольном учреждении / Т.А. Бандура //Сборник материалов Ежегодной международной научно–практической конференции
«Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5 – 237с.
2. Буров К.С. Направленность управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса / К.С. Буров //Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2015. – №1 – 300с.
3. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. – М.: ФОРУМ, 2015.—304с.
4. Веракса Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников / Н.В. Веракса.—М.: Мозаика–Синтез, 2014.—80с.
5. Вишневская В.П. Экспериментальная деятельность как ресурс повышения качества образования / В.П. Вишневская, Л.Н. Малявкина, С.Н. Юревич //Среднее профессиональное образование. – 2014. – №6 – 85с.
6. Власова Т.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования / Т.В. Власова. — Казань: Бук, 2015. – 100с.
7. Выскорко А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко//Сборник материалов Ежегодной международной научно– практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. №5 – 357с.
8. Габова И. А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Габова//Теория и практика общественного развития. – 2014. – №9 –137с..
9. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей дет.садов //Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ / Т.Н. Доронова . – . – М.: Воспитание дошкольника, 2015.– 127 с
10. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В.Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.
11. Еник О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова //Молодой ученый.– 2014. – №20 (79). –583с.
12. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М., 2015., c. 60
13. Илларионова Е.Н. Формирование основ естественнонаучных знаний у дошкольников при ознакомлении с неживой природой посредством экспериментирования / Е.Н. Илларионова //Приволжский научный вестник.–2015.–№3–2(43).–90с.
14. Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина. – М.: АРКТИ, 2014. – 96с.
15. Короткова Н.А. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. –.2015.
– № 3, 4, 5.
16. Куликовская И.Э Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ Куликовская И.Э, Совгир Н.Н.// М.: Педагогическое общество России.– 2015. – 79с.
17. Логинова Е.В. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско–родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е.В. Логинова, Е.В. Шиврина, И.А. Александрова, – Челяб.: Два комсомольца, 2015. – 96с.
18. Михайлова З.А. Развитие познавательно–исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова и др. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, – 2015. –160с.
19. Москаленко В.В Опытно–экспериментальная деятельность/В.В. Москаленко. – М., 2019. – 176с.
20. Нищева Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н.В. Нищева – СПб.: Детство–Пресс, – 2015. – 29 с.
21. Нищева. Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций /Н.В. Нищева. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», – 2014. – 56с.
22. Охулкова И.В. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук. / И.В. Охулкова.– Н. Новгород, 2016.– 168 с.
23. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми /Л.А. Парамонова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2016г. – 70с.
24. Погребицкая Ю.А. Исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие /Ю.А. Погребицкая, И.В.Горшунова//издательство «Титул», 2016. – 90с.
25. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 2016. –307с.
26. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //педагогический вестник. – 2017. – №1. – 156с.
27. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков, – М.: 20166.– 307с.
28. ПрохороваЛ. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / Л. Н. Прохорова. – М. : АРКТИ, – 2018. 143с.
29. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования: книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. – Анжеро–Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2015. – 150с.
30. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики / А.И. Савенков //Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2.– 100с.
31. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2015г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2015г.
32. Чемоданова М.В. Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников / М.В. Чемоданова//Сборник материалов Ежегодной международной научно– практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5 – С.970–972.
33. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 20169. – 141 с
34. Шпаченко И. А Организация экспериментальной деятельности и управление экспериментом в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. А. Шпаченко, И. Н Сорока //Вестник ТГПУ. – 2016. – №1– 158с.
35. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр
«Академия», 2017. – 384 с.