Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется повышенным вниманием к проявлениям агрессии младших школьников со стороны педагогов, психологов, социологов. Проблему проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста следует считать недостаточно изученной лишь потому, что не существует единого определения понятия агрессии.
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста изучали зарубежные и отечественные ученые: А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Они предлагали различные методы и средства коррекции агрессивного поведения младших школьников. Причинами агрессивного поведения авторы называют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также причиной является нарушение эмоциональных связей в семье.
Слово «агрессия» (от латинского) означает «нападение». Это явление связано с гневом, желанием причинить вред, негативными установками и действиями. Агрессивное поведение направлено на причинение физического или психологического вреда людям, животным и предметам. В агрессивном состоянии у человека возникает гнев, ненависть и т. д. Наряду с этим проявление агрессии может выступать средством для достижения цели.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Понятие агрессивного поведения
В современных условиях развития общества резко обострились различные социальные проблемы. Среди этих проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивное поведение – это воздействие одного субъекта на другого с целью подорвать его психическое или физическое состояние. Следует различать понятия «агрессивное поведение», представляющее собой внешне выраженное действие, и понятие «агрессия», более широкое в психологическом смысле [5].
В переводе с латыни слово «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с негативными эмоциями, с негативными мотивами и деструктивными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия – как модель поведения человека. В этом аспекте понятие «агрессия» связано, прежде всего, с негативными эмоциональными проявлениями — яростью, гневом, ненавистью и с мотивами — желанием обидеть, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам человеческого существования и способное вызывать как физические повреждения, так и психологический стресс (состояние страха, тревоги, депрессии).
2. Агрессия, в основе которой лежат целенаправленные действия. В этом аспекте понятие «агрессия» подразумевает совершение определенного действия, в результате которого агрессор наносит умышленный ущерб своему противнику.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
Цель исследования – диагностировать уровень агрессии у детей младшего школьного возраста и разработать программу коррекции агрессивного поведения младших школьников.
При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены обучающиеся младших классов (1 класс)
С целью диагностики агрессивного поведения младших школьников нами был выбран опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов) (Приложение 1). Также, мы сами наблюдали за агрессивным поведением младших школьников.
Исследование было организовано и проведено нами на базе МБОУ СОШ с. Пешково Забайкальского края Нерчинского района. В исследовании приняли участие 25 учащихся 1 класса.
2.2. Результаты исследования
Первая методика позволяет выявить выраженные ситуативно-личностные реакции, признаки и виды поведенческих и эмоциональных нарушений у ребенка. Кроме того, она позволяет выявить признаки физической, скрытой, вербальной агрессии.
Опросник «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романовой, позволил изучить выраженные ситуативно-личностные реакции, признаки и виды поведенческих и эмоциональных нарушений у ребенка.
Проведенная диагностика показала, что у значительной части детей отмечаются проявления скрытой агрессии, негативизма в поведении, демонстративности, а также обидчивости.
2.3. Программы коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
Коррекционная работа с агрессивными детьми включает в себя 4 блока, отраженные в задачах программы.
1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева приемлемым способом.
Задачи:
1. Научить детей вербализовать свои мысли и чувства.
2. Уменьшить эмоциональное напряжение.
3. Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу принятия для всех.
4. Развивать способность выражать свое эмоциональное состояние.
2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Задачи:
1. Тренировать психомоторные функции.
2. Научить навыкам релаксации.
3. Обучить навыкам самоконтроля.
4. Уменьшить эмоциональное напряжение.
5. Создать положительный эмоциональный настрой.
6. Развивать самосознание.
3 блок. Развитие навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Задачи:
1. Прививать новые формы поведения.
2. Научить самостоятельно принимать правильные решения.
3. Научить распознавать эмоции по внешним сигналам.
4. Формировать адекватные формы поведения.
5. Работать над выразительностью движений.
4 блок. Формирование и развитие положительных качеств личности детей.
Задачи:
1. Формировать нравственные представления, одобряемые в обществе.
2. Научить осознавать свое поведение.
3. Научить регулировать поведение в коллективе в соответствии с принятыми в коллективе нормами и правилами.
4. Формировать адекватные формы поведения.
5. Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.
План занятий представлен в приложении 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе теоретического анализа литературы удалось выявить, что проблема профилактики агрессивного поведения младших школьников не нова для российской системы образования, но в то же время актуальна в рамках изменения и совершенствования системы образования.
Агрессивное поведение – достаточно противоречивое и сложное явление. Такое поведение может быть представлено в большом количестве проявлений и форм. На сегодняшний день эта проблема волнует практически каждого родителя, а также все больше обостряется. Практически каждый день дети, так или иначе, становятся жертвами проявлений агрессии по отношению к ним или являются свидетелями различных конфликтов.
Первой причиной, конечно же, является отсутствие общения внутри семьи, так как многие родители больше времени проводят за просмотром телевизора или работой за компьютером, чем за общением с детьми. Многие взрослые люди имеют достаточно много личных проблем и трудностей, а также негативную роль играют их пристрастия и вредные привычки. Следует также отметить ухудшение психологического и физического здоровья детей. Все эти и многие другие факторы приводят к увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по разработке программы коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Подводя итоги нашей работы, мы видим, что выбранные нами методы полностью соответствуют цели и задачам исследования. В результате эмпирического исследования мы еще раз подтвердили основные положения, рассмотренные нами на теоретическом уровне изучения особенностей агрессивного поведения младших школьников и путей их коррекции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – 591 с.
2. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 239-243. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76341.htm (дата обращения: 02.10.2019). - Текст: электронный.
3. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С.53-57.
4. Изосимова, В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников / В.В. Изосимова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – №1. – С. 1766-1770.
5. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – №34-1. – С.135-139
6. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности младших школьников / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук // Юный ученый. – 2017. – №1 (10). – С. 139-141.
7. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 6 (22). – С. 30-34.
8. Пузеп, Л.Г. Агрессивное поведение младших школьников: психологические аспекты работы педагога / Л.Г. Пузеп, В.О. Кучкмова // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. – 2015. – С. 66-71.
9. Сария, Л.С. Коррекция агрессивных проявлений в поведении обучающихся начальных классов / Л.С. Сария // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 65-67.
10. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 160 с.
11. Сухарева, Н.Ф. Коррекция агрессивного поведения в младшем школьном возрасте / Н.Ф. Сухарева, Ю.Ф. Баландина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 240-244.
12. Фалибеда, Т. Работа с агрессивными детьми в начальной школе / Т. Фалибеда, Т.В. Богуцкая // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании. – 2013. – С. 214-219.