Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что обучение пению является сложной многоступенчатой задачей, решение которой требует больших усилий со стороны педагогов и определенных способностей обучающегося. Несмотря на то, что многие люди имеют определенный навык пения и способны исполнить некоторые несложные композиции, исполнение произведения в стиле джазового вокала требует особых навыков, которые необходимо развивать на различных уровнях.
При этом, учитывая, что джаз не является исконно русским музыкальным стилем, на данный момент в России отсутствует достаточное количество техник и технологий формирования навыков его исполнения. Кроме того, голосовые возможности русского человека не всегда подходят для исполнения джаза. Однако эту ситуацию возможно изменить с помощью специальных занятий, направленных на расширение диапазона обучающихся и выработки у них специальных возможностей для исполнения джазовых произведений в определенной тональности.
Обучение джазовому вокалу может проходить в специальных школах, на курсах, а также в индивидуальном порядке, однако педагог должен в полной мере использовать существующие методики для наиболее эффективного формирования и развития навыков джазового вокала у обучающихся.
Степень изученности проблемы. Проблема формирования навыков джазового вокала, по мнению автора курсовой работы, недостаточно разработана и изучена в научной литературе.
Можно выделить ряд авторов, которые изучали сущность джазового вокала и историю его развития (А.П. Бергина, С.М. Липковская, В.В. Порогина, В.А. Чередниченко, С.И. Холостова и др.).
Кроме того, существует несколько исследований, которые раскрывают основные характеристики навыков джазового вокала. Они принадлежат таким авторам как Ю.В. Аверина, С.И. Вологдина, И.М. Жуковская, П.А. Верестов, В.В. Сергиенко и др.
Собственно методические разработки для организации занятий по формированию навыков джазового вокала встречаются лишь в нескольких работах. Такие авторы как К.В. Суроминский, А.А. Щеголева, И.В. Прокопенко и Л.Д. Ташаева лишь приводят некоторые педагогические принципы и описание занятий, которые необходимы для эффективного формирования навыков джазового вокала, однако единая система и методика в научной литературе не сформированы.
Отсутствие должного количества исследований и методических разработок по формированию навыков джазового вокала является обоснованием высокого уровня актуальности, теоретической и практической значимости, а также новизны данного исследования.
Цель исследования – провести анализ методических основ формирования навыков джазового вокала.
Объект исследования – навыки джазового вокала.
Предмет исследования – методические основы формирования навыков джазового вокала.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятия «джазовый вокал».
2. Проследить историю развития джазового вокала.
3. Дать общую характеристику навыков джазового вокала.
4. Определить максимально эффективные педагогические условия формирования навыков джазового вокала.
5. Проанализировать основные этапы формирования навыков джазового вокала.
Теоретическую основу исследования составили такие работы как: диссертационные исследования Т.А. Будницкой «Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования» (2016) и К.Г. Плаксиной «Формирование способностей к джазовой импровизации вокалистов-исполнителей» (2019) , а также учебно-методическое пособие Л.Р. и Д.Д. Семиных «Эстрадно-джазовый вокал» (2015) .
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, исторический, хронологический, классификация, обобщение, сравнение, моделирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в проведении анализа научной литературы по проблеме формирования навыков джазового вокала. Полученные в ходе написания курсовой работы данные могут быть полезны для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением наиболее эффективных педагогических условий и методов формирования навыков джазового вокала, что важно для организации и проведения занятий в данном направлении и может быть активно использовано в практической деятельности музыкальных педагогов.
Научная новизна исследования связана с составлением плана занятий по формированию навыков джазового вокала, которые являются универсальными.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 5 параграфов, заключения и списка литературы.
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования навыков джазового вокала, раскрывается само понятие и история развития джазового вокала, дается общая характеристика навыков, необходимых для джазового исполнения вокального произведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина, Ю.В., Титова, Н.А., Леонтьева, Г.С. Характеристика вокальных данных певца при исполнении джазовой музыки / Ю.В. Аверина, Н.А. Титова, Г.С. Леонтьева // Материалы международной научно-практической конференции «Развитие джазовой музыки в XXI столетии». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. – С. 136–154.
2. Андреев, И.А. Особенности становления и развития культуры джазового пения / И.А. Андреев // Аналитика культурологи. Электронное научное издание. – 2016. – URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/2139-особенности-становления-и-развития-культуры-джазового-пения.html (дата обращения: 16.09.2022).
3. Арзамасцева, О.В., Тюрина, Л.А. Особенности формирования профессионального певческого звука эстрадно-джазовых исполнителей в процессе обучения исполнительскому мастерству / О.В. Арзамасцева, Л.А. Тюрина // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-professionalnogo-pevcheskogo-zvuka-estradno-dzhazovyh-ispolniteley-v-protsesse-obucheniya-ispolnitelskomu (дата обращения: 15.09.2022).
4. Бергина, А.П., Фурманова, Ю.С., Перекопова, А.А. Основные этапы развития джазового вокала в России и за рубежом: историография вопроса / А.П. Бергина, Ю.С. Фурманова, А.А. Перекопова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного искусствоведения». – Брянск: Брянский государственный университет, 2022. – С. 34–46.
5. Будницкая, Т.А. Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования: дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н. / Т.А. Будницкая. – М. Московский городской педагогический университет, 2016. – 164 с.
6. Верестов, П.А., Шабалина, Н.Е. Развитие вокальных навыков джазового певца: анализ научной и методической литературы / П.А. Верестов, Н.Е. Шабалина // Материалы научно-практической конференции «Педагогические технологии в современном музыкальном образовании». – Симферополь: Крымский государственный университет, 2018. – С. 60–82.
7. Вокал в джазе // Бутик проект. – 2019. – URL: https://www.boutique-project.ru/reading/articles/289 (дата обращения: 16.09.2022).
8. Вологдина, С.И., Бурилин, Д.В., Сотникова, А.С. Общая характеристика голосовых данных джазового певца / С.И. Вологдина, Д.В. Бурилин, А.С. Сотникова // Музыкальный вестник. – 2019. – № 26. – С. 106–119.
9. Егорова, А. Что такое джазовый «тупидумдум». Или как постичь азы джазовой вокальной импровизации / А. Егорова // Вокальная механика. – 2017. – URL: http://m.vocalmechanika.ru/07_011_azy_dgazovoy_vocalnoy_improvizacii.php (дата обращения: 16.09.2022).
10. Жуковская, И.М., Баринова, Е.Н., Суматохин, И.М. Джазовый вокал как направление музыкального образования обучающихся: теоретико-методологические аспекты / И.М. Жуковская, Е.Н. Баринова, И.М. Суматохин // Вестник Пермской музыкальной академии. – 2022. – № 11. – С. 98–132.
11. Завадская, О.Л., Сатейникова, Л.В., Михайловская, Е.К. Основные характеристики методических подходов к обучению джазовому вокалу: российский и зарубежный опыт / О.Л. Завадская, Л.В. Сатейникова, Е.К. Михайловская // Сборник статей Астраханского государственного университета, 2022. – С. 74–88.
12. История джаза: от истоков до современности // Республиканский дом народного творчества и кино. Официальный сайт. – 2018. – URL: https://rdntk.ru/tvorchestvo/stati/554-istoriya-dzhaza-ot-istokov-do-sovremennosti (дата обращения: 15.09.2022).
13. Капитонова, О.В., Верещагина, С.М., Канторова, Г.В. Принципы классификации специальных певческих навыков, необходимых исполнителю музыкальных произведений в жанре джазового вокала: исторические аспекты и современное состояние / О.В. Капитонова, С.М. Верещагина, Г.В. Канторова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты организации и реализации музыкального образования в России и зарубежных странах». – Норильск: Норильский государственный университет, 2021. – С. 68–79.
14. Коновалова, С.А., Девина, А.Ю. Методические подходы к формированию навыка скэтовой импровизации на уроках эстрадно-джазового вокала / С.А. Коновалова, А.Ю. Девина // Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования. Официальный сайт. – 2021. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/metodicheskie-podhody-k-formirovaniyu-navyka-sketovoy-improvizacii-na-urokah (дата обращения: 15.09.2022).
15. Корнев, П.К. О вокальной импровизации в джазе: становление скэта / П.К. Корнев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vokalnoy-improvizatsii-v-dzhaze-stanovlenie-sketa (дата обращения: 16.09.2022).
16. Липковская, С.М., Варягина, О.С., Чудилова, П.А. Джазовый вокал как учебная дисциплина в контексте музыкального образования: обзор педагогической литературы / С.М. Липковская, О.С. Варягина, П.А. Чудилова // Вестник Саратовского государственного университета. – 2021. – № 6. – С. 115–129.
17. Михайловская, А.А. Опытно-экспериментальная работа по формированию вокальной культуры учащихся в классе джазового вокала / А.А. Михайловская // Педсовет. – 2020. – URL: https://pedsovet.su/load/257-1-0-57256 (дата обращения: 16.09.2022).
18. Мохонько, А.П. Джазовый вокал: проблемы, поиски, решения / А.П. Мохонько // In Situ. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhazovyy-vokal-problemy-poiski-resheniya (дата обращения: 15.09.2022).
19. Особенности и методики джазового вокала // Арт Фа. Школа музыки и вокала. – 2022. – URL: https://blog.art-fa.ru/dzhazovaya-improvizaciya-vokal/ (дата обращения: 16.09.2022).
20. Пилипенко, С.М., Филиппова, Е.Н. Специальные навыки джазового вокалиста: научный обзор / С.М. Пилипенко, Е.Н. Филиппова // Вестник Саратовского государственного университета. – 2022. – № 6. – С. 80–94.
21. Порогина, В.В. Джазовый вокал. История и современность / В.В. Порогина. – Славянск-на-Кубани: Приоритет, 2019. – 460 с.
22. Плаксина, К.Г. Формирование способностей к джазовой импровизации вокалистов-исполнителей: дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н. / К.Г. Плаксина. – Самара: Самарский государственный университет культуры, 2019. – 174 с.
23. Прокопенко, И.В., Чурикова, А.Н. Педагогические условия эффективного обучения джазовому вокалу / И.В. Прокопенко, А.Н. Чурикова // Материалы межвузовской научной конференции «Современные технологии в музыкальном образовании». – Элиста: Калмыцкий музыкальный институт, 2021. – С. 45–60.
24. Семина, Л.Р., Семина, Д.Д. Эстрадно-джазовый вокал. Учебно-методическое пособие / Л.Р. Семина, Д.Д. Семина. – Владимир: Издательство Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2015. – 92 с.
25. Сергиенко, В.В., Полякова, Г.В., Ольшанская, И.М. Тембральные особенности джазовых вокалистов: характерологический обзор / В.В. Сергиенко, Г.В. Полякова, И.М. Ольшанская // Вестник музыкальной педагогики. – 2017. – № 8. – С. 143–159.
26. Серопян, Ж. Джазовый вокал. Из чего состоит и какие вокальные приемы использует / Ж. Серопян // Петь легко. Онлайн-школа. – 2022. – URL: https://easyvoice5.ru/articles/dzhazovyi-vokal-iz-chego-sostoit-i-kakie-vokalnye-priemy-ispolzuet (дата обращения: 16.09.2022).
27. Суроминский, К.В., Реутова, А.В., Щедринская, Е.Н. Педагогические принципы организации занятий по формированию специальных навыков джазовых вокалистов / К.В. Суроминский, А.В. Реутова, Е.Н. Щедринская // Сборник статей Тамбовской музыкальной академии. Вып. 4. Обучение вокалу. – Тамбов: Издательство Тамбовской музыкальной академии, 2020. – С. 73–82.
28. Ташаева, Л.Д. Методические рекомендации по обучению джазовому вокалу детей и взрослых / Л.Д. Ташаева. – Киров: Сатурн, 2020. – 88 с.
29. Холостова, С.И., Орловская, Е.Н., Кононов, М.С. Развитие джазовой музыки в России и принципы обучения джазовым аранжировкам: теоретические и методические аспекты проблемы / С.И. Холостова, Е.Н. Орловская, М.С. Кононов // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 3. Музыкальное образование. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – С. 78–87.
30. Чередниченко, В.А., Москалева, В.В., Ситников, Г.А. Развитие джазового вокала как проблема музыкального образования: история и современные аспекты / В.А. Чередниченко, В.В. Москалева, Г.А. Ситников // Сборник статей Казанского государственного университета. Вып. 4. Искусствоведение и музыкальная педагогика. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2022. – С. 15–30.
31. Щеголева, А.А., Бурмистрова, Е.К., Понаровская, Ю.Б. Формирование и развитие навыков джазового вокала у классических вокалистов в условиях музыкального образовательного учреждения: методология и основные технологии / А.А. Щеголева, Е.К. Бурмистрова, Ю.Б. Понаровская // Сборник методических рекомендаций Ярославского государственного музыкального училища. Вып. 8. Джазовая музыка. 0 Ярославль: Издательство Ярославского государственного музыкального училища, 2016. – С. 20–31.
32. Яковлева, И.А., Буркова, Д.В., Галанина, С.М. Современные подходы к организации занятий по джазовому вокалу в условиях музыкальной школы: теоретические и методические аспекты / И.А. Яковлева, Д.В. Буркова, С.М. Галанина // Вестник Нижневартовской музыкальной академии. – 2021. – № 12. – С. 94–109.