Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Декоративно-прикладное искусство составляет неотъемлемую часть, сформированную художественными традициями наших предков, культурой народа; оно не только присутствует в жизни человека, но и формирует его духовный мир. В творениях народных мастеров стремились передать эстетическое представление не только об окружающем мире, но и о народной нравственности, красоте и гармонии, царящих в природе.
Ткачество – один из видов декоративно-прикладного искусства многих народов мира. Его можно отнести к наиболее творческим, скрупулезным и многовариантным видам современного искусства. Он доступен для всех, кто хочет познакомиться и изучить этот вид искусства. Ткачество оказывает влияние на формирование эстетического чувства, воображения и творческого мышления личности, что очень важно для развития художественных навыков. Ткачество также можно считать средством развития любви к искусству как у подрастающего поколения, так и у взрослых.
Один из интересных и самобытных видов народного декоративно-прикладного искусства, который мы рассмотрим – ткачество ручных узоров – имеет глубокие корни в истории нашей страны. При археологических раскопках на территории России находят остатки тканей, в том числе узорчатых, относящихся ко времени, когда монголо-татары еще не вторглись на территорию нашей страны. По рисунку и технике они очень близки к узорчатым народным тканям 19 - начала 20 века.
Ручное ткачество – одно из древнейших ремесел. Он появился в эпоху неолита и существует по сей день. За долгую и обширную историю ткачества возникли самые разные формы этого вида деятельности – от традиционных тканых поясов до масштабных произведений искусства в современном искусстве. Само ткачество, как и его произведения, были и остаются важной частью традиционной бытовой культуры разных стран мира, в том числе и России.
Он тесно связан с образом жизни людей, их историей, эстетическими и религиозными представлениями.
Ручное плетение можно рассматривать с разных сторон. Его изучают археологи, этнографы, искусствоведы, технологи. Многие ученые обращались к этой теме в связи с изучением быта народов мира, рассматривали особенности технологий и инструментов ткачества, изучали тканый орнамент, его значение и роль в культурной системе.
Объектом данного исследования является изучение истории и технологии ручного ткачества.
Предметом исследования являет анализ выполнения художественного ткачества в различных техниках.
Целью курсовой работы является формирование представлений и разработки методического материала по ручному узорному ткачеству
Задачи:
– изучить русское узорное ткачество: исторические аспекты и особенности технологии
– ознакомиться с материалами и технологии традиционного художественного ткачества.
– подобрать комплекс дидактических игр для представлений по ручному узорному ткачеству
разработать технологическую карту урока по ручному узорному ткачеству с элементами дидактических игр.
Структура курсовой работы включает в себя введение, два раздела, шесть подразделов, заключение, список использованных источников и список приложений
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО РУЧНОМУ УЗОРНОМУ ТКАЧЕСТВУ
1.1 Русское узорное ткачество: исторические аспекты и особенности технологии
Ручное узорчатое ткачество издавна было частью народного творчества. Он берет свое начало в домонгольский период. Являясь частью натурального хозяйства в сельской жизни, ткачество позволяло обеспечить каждую крестьянскую семью тканями для одежды и другими необходимыми продуктами. Узорное ткачество существовало в деревне до 1920-х и 1930-х годов. В отдаленных районах Вологодской, Архангельской областей, Северной Карелии, Республики Коми, в Удмуртии и позднее на примитивных станках - "кросных" - продолжали плести старинные узоры из отрубей и валов. В основе развития ручного узорчатого ткачества всегда лежал принцип преемственности технических и художественных приемов, а также сохранение сюжета и изобразительной схемы.
Геометрический характер орнаментальных узоров в ткачестве обусловлен особенностями техники и связан с природными образами или народными обычаями и верованиями. Кроме домашнего ткачества, как части натурального хозяйства, с 16 века существовали колонии кустарного ткачества в городах, на боярских усадьбах и на монастырских землях. например, в Москве это Кадашевская ткацкая колония и Хамовники, а в Ярославской области - деревни Брейтово и Черкасово. Крестьянский дом, усадьба, кустарное и слободское ткачество составляли основу развития России в 18-19 вв. отечественная текстильная промышленность и крестьянские ткацкие промыслы. С середины девятнадцатого века деревянные станки постепенно совершенствовались, появились ручной сновальный барабан, самовращающиеся колеса и другие приспособления. Широко распространено многовальное ткачество. сохранившиеся до наших дней тканые изделия, относящиеся ко второй половине XIX века, свидетельствуют о том, что узорчатое ткачество отличалось широким спектром технологических приемов, имевших свои художественно-технические возможности: они были закладными, шабровыми, выборными, ажурные, накаливания, а с 30-х 90-х годов - и сортовое плетение.
Крестьянский дом, имение, ремесло и крестьянское ткачество составляли основу развития России в 18-19 вв. отечественная текстильная промышленность и крестьянские ткацкие промыслы. Начиная с середины девятнадцатого века, деревянные станки постепенно совершенствовались, появились ручной сновальный барабан, самовращающиеся колеса и другие приспособления. Широко распространено многорулонное плетение. Сохранившиеся до наших дней ткани, датируемые второй половиной XIX века, свидетельствуют о том, что узорчатое ткачество отличалось широким набором технологических приемов, имевших свои художественно-технические возможности: х 90 -тыч - и высокое качество ткачества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2010. – 937 стр.
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. – М: Знание, 2011. – 96 с.
4. Ворончихина О.Б. Традиционный орнаментный текстиль / Екатеренбург 2013
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика– Пресс, 2019. – 536 с. ISBN 5– 7155– 0747– 2.
6. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. Психологическая наука и образование, №1 2018, 93 – 100 с.
7. Горенков. Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова. Нач. шк. – 2012. – N 12. – С. 57– 62.
8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д.В.Григорьев, П.В . Степанов. –М.: Просвещение, 2014. – 224с. ISBN 978– 5– 09– 033517– 1.
9. . Дополнительная общеразвивающая программа «Северное ткачество», составитель Беднарчик А.А., педагог дополнительного образования детей Архангельской области «Детская школа ремёсел».
10. Развитие самостоятельности и творческой активности школьников: из опыта работы школы/Под ред.О.Кель,Г. Черепашенец.– М.: Просвещение, 1964 . – 160 с.
11. Осипова Е.И. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы. Новгород, 2016 г.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А. Ю Коджаспиров. – М.: «Академия», 2013. – 176 с. ISBN 5 – 76595 – 0445 – 5.
13. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Издание – 2-е изд., стер / Г.И. Кругликов.– М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 480 с. ISBN 5– 76595– 1764– 6.
14. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве:Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016. – 256 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2015. – 352 с. ISBN 5– 89357– 153– 3.
16. Материалы с курса «Ткачество поясов. Традиции и современность», Беднарчик А.А., педагог дополнительного образования детей Архангельской области «Детская школа ремёсел».
17. Новиков А.М. Образовательный проект: Методология образовательной деятельности./А.М. Новиков, Д.А. Новиков.– М.: «Эгвес», 2014.– 120 с.
18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2– х т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2016г.
19. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. М.:АРКТИ, 2018. – 80 с. ISBN 5– 89415– 400– 6.
20. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для выс. Пед. Учеб. заведений/ В.А.Сластение, И.Ф.Исаев, Е. Н.Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 576 с. ISBN 5– 7695– 3712– 4.