Фрагмент для ознакомления
1
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития представлений о семье у
младших школьников с задержкой психического развития……. 5
1.1 Особенности представлений о семье у младших школьников задержкой психического развития…………………………………5
1.2 Факторы формирования представлений о семье у младших школьников с задержкой психического развития ………………..8
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития….15
2.1 Методологические основы исследования…………………………15
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования……………….22
Заключение ……………………………...………………………………….…..26
Литература ……………………………...………………………...…….….......28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования продиктована необходимостью разработки парадигмы психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с задержкой психического развития, гармонизации детско-родительских отношений в таких семьях и обеспечения их гармоничного развития.
Цель нашей работы – обобщить имеющиеся научно-теоретические и практические подходы к разработке данной проблемы.
Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с задержкой психического развития.
Предмет исследования – формирование представлений о семье у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. дать интерпретацию основным понятиям в рамках исследования
2. проанализировать основные научно-теоретические подходы к исследуемой проблеме
3. выбрать и обосновать методику исследования
4. провести эмпирическое исследование
5. проанализировать результаты исследования
6. сформулировать выводы и рекомендации
Методы исследования. Помимо общенаучных методов, таких как анализ, сравнение, наблюдение, были использованы методики диагностики состояния внутрисемейных отношений, таких как:
1. Диагностическое задание «Моя семья»
2. Диагностическое задание «Кто что делает в семье»
3. Диагностическое задание «Зачем нужна семья?»
4. Диагностическое задание «Лента времени»
5. Диагностическое задание «Фотографии из прошлого»
6. Диагностическое задание «Традиции твоей семьи»
7. Диагностическое задание «Разные интересы»
База исследования: исследование проводилось в детском саду №41 г. Иркутска.
Практическая значимость: результаты исследования позволяют сформировать программу для семей с детьми с задержкой психического развития.
Структура работы: в структуре работы введение, заключение, две главы. Первая глава посвящена научно-теоретическим подходам к проблеме. Во второй главе дается обоснование методики и результаты эмпирического исследования.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития представлений о семье у
младших школьников с задержкой психического развития
1.1. Особенности представлений о семье у младших школьников задержкой психического развития
Исследуемая проблема имеет глубокое отражение в классических трудах по психологии, раскрывающих суть Я-концепции.
Наиболее видные исследователи, такие как Л.С. Выготский, В.С. Мерлин и др., сходятся во мнении, что Я-концепция отражает всю совокупность представлений индивида о себе и их оценку.
В структуре Я-концепции присутствует как описание, так и оценка.
В младенческом возрасте человек не способен провести раздел между окружающей его действительностью и самим собой, но, через развитие своего телесного Я и познания собственного тела, приходить самовосприятие. Оно продолжается в ходе сравнения себя с окружающими. Со временем происходит оценка собственных индивидуальных способностей и особенностей, которые могут выражаться в чувстве собственности, формировании индивидуальных предпочтений [8].
Восприятие, как и другие когнитивные процессы, у детей с задержкой психического развития существенно отличаются от их сверстников с нормальным психическим развитием.
Первоначальной задачей исследования является анализ подходов к самому пониманию задержки психического развития (ЗПР).
Несмотря на медико-социальный характер данного явления, среди экспертов нет единодушия в его оценках и подходах.
Так, отмечается, что отечественные эксперты отмечают неоднородность групп детей с разной степенью выраженности ЗПР.
Наиболее часто используется классификация К.С. Лебединского, которая включает в себя:
1. ЗПР конституционального происхождения, характеризующиеся инфантилизмом и незрелостью мотивационной сферы;
2. ЗПР соматогенного происхождения возникают под воздействием соматических заболеваний и дефектов;
3. ЗПР психогенного происхождения возникают вследствие внешних неблагоприятных факторов социальной среды, окружающей ребенка;
4. ЗПР церебрально-органического происхождения, возникшие в результате органической недостаточности мозга [18].
К.С. Лебединский отмечает характерную черту ЗПР в медленном формировании у ребенка различных функций психики.
В целом это состояние характеризуется гетерохронным (разновременным) проявлением отклонений и значительными различиями как в степени тяжести, так и в прогнозировании последствий.
В обобщенном виде, под ЗПР принято понимать нарушение нормальных темпов психического развития, при этом, слово «задержка» в словосочетании указывает на временный характер [2].
Таким образом, под детьми с ЗПР следует понимать детей с минимальными ограничениями высшей нервной деятельности.
Сложность ЗПР у детей определяют многообразие и разносторонность образовательных и социальных потребностей у детей, относящихся к данной категории.
Безусловно, образовательные потребности определяются общим фоном познавательной активности ребенка, возрастными особенностями, глубиной имеющегося нарушения, наличием состояний, отягощающих самочувствие ребенка, социальными условиями его жизни и воспитания.
В отечественной специальной психологии особенный интерес наметился в 60-70-е годы ХХ века.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева Г.Ф. Особенности формирования социально-бытовых навыков младших школьников с задержкой психического развития // Аллея науки. №5(32). 2019. С. 1018-1022
2. Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М., Алшынбекова Г.К. Особeнности познавательной сферы детей с задержкой психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №12. 2016. С. 141-144
3. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов. - М, Айрис-Пресс, 2006.
4. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2018. 286 с.
5. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
6. Дюжиков С.А., Борцов Ю.С. Жизненный цикл семьи: основные подходы к классификации и проблемы содержательного наполнения // Гуманитарий юга России. Т. 7. №3. 2018. С. 101-110
7. Климова Е.В. Характеристика тревожно-фобического состояния у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как педагогическая проблема // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. №2. 2010. С. 63-72
8. Конева И.А., Кузнецова К.Э. К ПРОБЛЕМЕ ОБРАЗА Я И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23668 (дата обращения: 14.09.2022)
9. Корнеева Н.В. Особенности стилей семейного воспитания детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Вопросы образования и науки. №27 (39). 2018. С. 102-107
10. Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития: Методические рекомендации: Дайджест. [Рукопись] / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Бюджет. учреждение высшего образования ХМАО-Югры, «Сургут.гос.пед.ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2021. 57 с.
11. Крушная Н.А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития: монография / Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 211 с.
12. Кулиш О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов [Текст] : автореф. дис. ... канд. псх. наук / О.Г. Кулиш. – Москва, 2005. – 29 с.
13. Ларионова С.О. Предупреждение девиаций в поведении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Педагогическое образование в России. №1. 2011. С. 113-119
14. Малахова Т.В., Кисова В.В. Особенности эмоционального отношения родителей к дошкольникам с задержкой психического развития // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18147 (дата обращения: 15.09.2022).
15. Маркина А.Ю., Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. №3(10). 2015. С. 19-22
16. Мурафа С.В. Консультирование родителей младших школьников с задержкой психического развития. Сборник научных трудов «Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся». 2017. С. 108-115
17. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.
18. Павалаки И.Ф., Рассказова Н.П. Классификация задержки психического развития и перспективы обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. №1 (16). 2012. С. 175-183
19. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития : научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 352 с.
20. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей [Текст] / Т.И. Пухова // Психолог в детском саду: ежеквартальный научно-практический журнал. – 2012. – Выпуск № 3. – С. 5-7.
21. Репринцева Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / Е. А. Репринцева, А. В. Галич // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 1. — DOI: 10.17150/2411- 6262.2017.8(1).29.
22. Хохрякова Ю. М. Педагогика раннего возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 262 с.
23. Черенкова А. В. Факторы личностно-социального развития младших школьников с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95681.htm.