Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями 7
1.1 Проблема нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования основ нравственных представлений у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с особыми образовательными потребностями 10
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности основ нравственноых представлений у детей с особыми образовательными потребностями 19
2.1 Цели, задачи, этапы и методы исследования 19
2.2. Методики исследования 20
2.3. Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы 25
Заключение 30
Литература 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нравственное воспитание подрастающего поколения является первоочередной задачей перед обществом и школой. В настоящее время это проблема как никогда актуальна, учитывая, что все чаще среди детей дошкольного возраста встречаются призывы к насилию и агрессии. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
Исследования в области нравственного развития активно изучались и изучаются. Во главе исследований были такие великие умы, как Аристотель, А. Баумгартен, H.A. Бердяев, Гегель, Гельвеции, Ф.М. Достоевский, Сократ, Платон, И. Кант, А.Ф. Лосев, В.С Соловьев, Спиноза, Ф. Шиллер и многие др.
Дошкольный вопрос является важной основой для дальнейшего становления личности ребенка. Именно в этом возрасте дошкольников постигает основные нравственные качества, такие как доброта, совесть, зло, честность и др.
Актуальность данного исследования подчеркивает важность развития нравственных представлений в дошкольном возрасте, когда дети способны реагировать на поступки, оперируя своими эмоциями и переживаниями.
Учитывая состояние инклюзивного образования, появляется все больше детей с особыми образовательными потребностями. Как отмечают многочисленные источники, дети с особыми образовательными потребностями труднее воспринимают нравственные понятия, нежели их нормотипичные сверстники.
Так, актуальность данного исследования обусловлено несколькими факторами:
- социальной стороной – дети с особыми образовательными потребностями имеют те же образовательные права, что и нормально развивающиеся дети, следовательно, необходимо работа по их нравственному воспитанию;
- педагогической стороной – дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в использовании специальных коррекционных методов, направленных на нравственное развитие каждого ребенка в зависимости от типа патологического процесса.
Актуальность проблемы исследования определило выбор темы курсовой работы: «Формирование основ нравственных представлений у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проведении констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Объектом исследования является особенности нравственных представлений у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Предметом исследования выступает процесс формирования основ нравственных представлений у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Задачи исследования:
1. Провести литературный анализ проблемы нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе;
2. Описать особенности нравственного развития нормально развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями;
3. Провести диагностику уровня развития нравственных представлений у детей с особыми образовательными потребностями.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды авторов:
- в раскрытии сущности, структуры и особенностях нравственности как социального явления (Ш.А. Амонашвили [2], С.А. Козлова [11], Л.С. Выготский [7] и др.);
- в структуре сложности и специфики развития патологических процессов у детей с особыми образовательными потребностями, влияние патологий на развитие нравственных представлений у данной группы детей (Т.Н. Адеева [1], Е.В, Иванова [10] и др.);
- особенностях диагностики, критериально-уровневом содержании и методики определения нравственных представлений у детей дошкольного возраста (И.Б. Дерманова [9], В.И. Петрова [21], Г.А. Урунтаева [27]).
В работе были использованы следующие методы:
- теоретические – синтез, анализ, сравнение обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседы, эксперимент (констатирующий);
- математические - качественная и количественная оценка результатов, графическое представление данных.
Работа производилась согласно следующим этапам:
- подготовительный этап основывался на анализе психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования с целью определения особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и имеющихся особые образовательные потребности.
- констатирующий этап заключался в подборе диагностического инструментария с учетом цели исследования и возраста испытуемых дошкольников. Апробации выбранных методик и качественном и количественном их представлении.
Методологической основой исследования послужили методики:
- диагностическое задание 1 «Разговор о дружбе»;
- диагностическое задание №2. Чтение и беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (В.И. Петрова и Н.М. Трофимова);
- методика «Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова).
База исследования.
В эксперименте приняли участие 9 дошкольников в возрасте 6 лет с легкой умственной отсталостью.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
1.1 Проблема нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе
В первом параграфе мы рассмотрим сущность понятия нравственного воспитания, опираясь на опыт заслуженных педагогов.
В настоящее время существует несколько подходов к определению нравственного воспитания, но прежде чем понять, что такое нравственное воспитание рассмотрим такие понятия как: нравственность, воспитание и нравственное воспитание.
Нравственность представляет собой знания человека об основополагающих этических нормах и требованиях. Основная функция нравственности заключается в контроле этического поведения человека.
Наиболее глубокое определение нравственности даёт словарь Ожегова, который напрямую соотносит нравственность с глубоко внутренними духовными качествами человека, как институциональными [19, с. 354].
Воспитание рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (организационных, духовных, материальных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к и производственному труду и общественной жизни.
В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗУН, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач [25, с. 24-26].
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Адеева, Т.Н. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «Особый ребенок» / Т. Н. Адеева, М. С. Голубева, И. В. Тихонова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №2. – С. 148-152.
2. Амонашвили, Ш.А. Вера и Любовь / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Ш.А. Амонашвили, 2008.
3. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей / О.С.Богданова, Л.И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
4. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. - М: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 2000. – 176 с.
6. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. – 2-е изд., с изм. – М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2005. – 265с
7. Выготский, Л. С. Психология / Л. С Выготский,. – М. : Апрель-Пресс ; Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
8. Голубова, Ю.А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Голубова. – Тамбов, 2006. - 28 с.
9. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: психодиагностич. метод. / И.Б. Дерманова – М. : Речь, 2002. – 90-91 с.
10. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова, Г.В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2002.
12. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.
13. Коломийченко, Л.В Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2008.
14. Коломийченко, Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты: монография/ Л.В. Коломийченко, Н.А.Зорина; Перм. гос.пед.ун-т. – Пермь, 2011.
15. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 1996 – С.3-14.
16. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития / В.В. Лебединский. – М.: Педагогика, 2004. – 306 с
17. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 624 с
18. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 150 с.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 907 с.
20. Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы: Материалы II Межрегиональной научнопрактической конференции(6-10 декабря 2012) / под ред. Белогурова А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В. – М.: Федеральный институт развития образования, – 2012. – 340с.
21. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М. : Мозаика- Синтез, 2006. – 69 с.
22. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. - М.: Академия, 2011. — 144 с.
23. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога: методическое пособие / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Аркти, 2000. –208 с.
24. Смирнова, Е.О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е. О. Смирнова, В. В. Холмогорова // Вопр. психологии. 2001. № 1.
25. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.-176 с.
26. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: кн. для воспитателя детского сада / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991.
27. Урунтаева, Г.А. «Практикум по детской психологии» / Г. А. Урунтаева, - М., «Просвещение», 1995.
28. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.М. Шипицына, О.В. Защириская. – М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2004.
29. Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? / Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.