Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс овладения ребенком грамоты – это весьма сложный процесс. Знакомство со звуком, проведение звукового анализа, последующий переход звука в букву, дальнейшее знакомство с буквой, процесс слияния звуков, букв, слогов, наконец, чтение слогов, формирование у детей навыка осознанного чтения, – это все это требует от ребенка определенного уровня развития, много усилий и времени. Поэтому вовсе не случайно ФГОС дошкольного образования [22], речевое развитие выделяет в отдельную образовательную область, которая, кроме всего прочего, предусматривает формирование предпосылок к обучению грамоте.
Глава 1.Теоретические основы подготовки детей 7-го года жизни к обучению грамоте на основе технологии В.В. Воскобовича
1.1 Понятие и сущность готовности к обучению грамоте
Рассматривая готовность дошкольников к обучению грамоте, в первую очередь укажем, что грамота подразумевает овладение детьми такими важными процессами, как чтение и письмо. В связи с этим готовности дошкольников к чтению и письму (иными словами, грамоте) включает в себя зрелость и обязательное развитие таких весьма значимых компонентов, как: общая и мелкая моторика, пространственно-временные представления, зрительно- пространственные представления, чувство ритма, координация движений, звуковой анализ и синтез, наконец, фонематическое восприятие. Ведущей задачей при подготовке дошкольника к обучению грамоте выступает в первую очередь формирование у него общей ориентировки в звуковой системе языка, овладение им звуковым анализом слова, то есть привитие умения на самостоятельной основе определению порядка следования в слове звуков, а также выявлению различительной роли звука, определение ведущих его качественных характеристик [5, c. 43].
Важно понимать, что письменная речь являет собой одну из форм существования языка, но она противопоставлена устной речи. Это, с одной стороны, вторичная, по времени появления являющаяся более поздней формой существования языка. Но Ос другой стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая выполняет функцию фиксации устной речи, производимой на основе высокого уровня ее развития. В таком процессе участвуют разные анализаторы, в их числе: зрительный, речеслуховой, речедвигательный анализатор, а также общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается относительно тесная связь и появляется взаимообусловленность. Сам же комплекс функциональных предпосылок письма – это, по сути, многоуровневая система с достаточно большим числом как когнитивных, так и речевых функций. Они, уже после достижения определенного уровня зрелости, формируют собой необходимые возможности для качественного выполнения операций звукобуквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слова, наконец, для реализации графомоторной программы.
К шестилетнему возрасту у дошкольника продолжается заметное совершенствование всех компонентов речевой системы. Активным образом развивается функция словоизменения и происходит совершенствование звуковой стороны речи ребенка. В старшем дошкольном возрасте отмечается формирование и фонематического восприятия, и слухо-произносительное дифференцирование фонем [4, c. 18].
Старшему дошкольнику важен хороший фонематический слух для качественного усвоения звуковой системы языка, для грамотной письменной и устной речи. Также значимую роль выполняет зрение, потому как ребенок наблюдает за движениями губ, языка говорящих; затем он повторяет их, стремясь в этом случае подражать артикуляционным движениям. В свою очередь развитие мелкой моторики значимо для овладения ребенком актом письма, заметным образом ускоряет сам процесс развития речевой моторики, ведь представительства в мозге движений мышц, движений пальцев рук, а также языка достаточно близко соседствуют [6].
1.2 Роль игровой технологии В.В. Воскобовича в подготовке старших дошкольников к обучению грамоте
На современном этапе было разработано немалое количество игровых технологий, в качестве одной из них выступает технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста В.В. Воскобовича под названием «Сказочные лабиринты игры». Следует в этом отношении указать, что развивающий эффект обозначенной технологии прослеживается в новом способе приобретения будущими первоклассниками знаний, что ребенку помогает на самостоятельном уровне, под непосредственным руководством взрослого, а также при помощью ряда правил в игровой интегрированной деятельности в конечном итоге создать из деталей разных развивающих игр предмет либо сюжетную композицию [19, c. 11].
Применение игр В.В. Воскобовича непосредственно во время организованной образовательной деятельности помогает решать задачи речевого развития и подготовки к обучению грамоте – это происходит и в чистом, и в интегрированном виде. Для детей старшего дошкольного возраста в рамках работы в группе в целях обучения грамоте и речевого развития, могут применяться следующие развивающие игры В.В. Воскобовича: «Чудо- Соты 1», «Игровизор», «Чудо-крестики 1», «Шнур-малыш», «Квадрат», а также «Коврограф Ларчик».
Первоначально знакомство детей с развивающими играми В.В. Воскобовича может начинаться с применения на практике пособия «Шнур-малыш». При завязывании на конце шнурочка узелочков, старшие дошкольники обучаются выныривать, нырять, а также огибать кнопочки. Подобное достаточно хорошо развивает детские пальчики, поэтому способствует развитию речи и готовит руку к письму. После того, как дети смогли овладеть действиями одной рукой, они начинают то же самое делать другой рукой. Затем задача усложняется. С этой целью ребятам предлагают комментировать все свои действия. Дошкольники при помощи данной игры осваивают моторный образ буквы, учатся проводить ее оптический и тактильный анализ [16].
Хорошим тренажером для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте выступает «Игровизор». В этом случае дети, выполняя разного рода графические задания, знакомятся с буквами. В целях развития у детей связной речи им могут предлагаться применять «Игровизор», рисовать по замыслу. Далее каждый дошкольник, основываясь на своем рисунке, самостоятельно составляет описательный рассказ. Кроме этого, «Игровизор» эффективным образом помогает подготовить руку ребенка к письму и может использоваться и для проведения фронтальной работы с подгруппой, и для индивидуальной работы. Возможность многократного применения данное пособие для детей делает весьма привлекательным [18].
В период проведения игровой деятельности дошкольники преимущественно все делают при помощи рук, практически не взаимодействуя при этом с окружающим миром. Именно поэтому важно дошкольников попросить детей перед игрой подробным образом проговорить возможные варианты сказочных заданий, а также прокомментировать все свои действия. К примеру, при применении пособия «Квадрат» дошкольникам предлагается рассказать, какую именно форму они будут собирать, а также какого она будет цвета. Далее из собранных форм детям предлагается составить сюжет и самостоятельно придумать сказку [12].
Подготовить к обучению грамоте и совершенствовать речь у старших дошкольников могут помочь игры с пособием «Чудо-Соты 1». В этом случае дети выкладывают из геометрических форм ими самими придуманные фигуры, а потом составляют свой сюжетный рассказ [14, c. 21].
Немалым потенциалом для подготовки к обучению грамоте и развитию речи дошкольников обладает также и «Коврограф Ларчик». Его желательно использовать в различных видах деятельности. С помощью «Коврографа Ларчик» происходит изучение букв алфавита, развитие у детей умение выделять гласные и согласные буквы, выделять согласные твердые и мягкие. К примеру, дети на «Коврографе» «рисуют» два круга, зеленого и синего цвета. Воспитатель дошкольникам предлагает взять картинку (они должны быть подобраны на заданный звук Л, Ль) из стопки, которая лежит на столе, самостоятельно определить звук на мягкость и далее слово-карточку положить именно в тот круг, которому звук из его слова соответствует. Те карточки, в которых прописан мягкий звук, кладутся в зеленый круг, а те карточки, в которых твердый звук – перемещаются в синий круг [8].
Глава 2.Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте средствами игр В.В. Воскобовича: практический подход
2.1 Начальный уровень готовности старших дошкольников к обучению грамоте
Проведенное нами теоретическое исследование готовности старших дошкольников к обучению грамоте стало основой для разработки программы практической работы, основными компонентами которой стали: подбор методов обследования развития речи и графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, определение содержания развивающей работы, систематизация методов и приемов работы.
Целью проводимой нами практической работы выступило изучение готовности старших дошкольников к обучению грамоте. В ходе разработки практической работы были поставлены следующие основные задачи:
1. Сформировать выборку и подобрать необходимый диагностический материал для проведения практического исследования;
2. Провести обследование детей, вошедших в выборку;
3. Выявить особенности речи детей старшего дошкольного возраста, способствующие возникновению проблем готовности дошкольников к обучению грамоте нарушению;
4. Разработать рекомендации по работы, направленной на формирование готовности старших дошкольников к обучению грамоте.
Эксперимент проводился на базе детского сада № 117. В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 летний возраст).
В своем исследовании работе мы опираемся непосредственно на такие теоретические положения, как: учение В.С. Выготского [9] относительно вторичного и первичного дефекте, исследование Г.А. Каше [15], Т.Б. Филичевой [23], а также Г.В. Чиркиной [24].
В ходе практической работы нами была проведена диагностика речевого развития старших дошкольников для определения уровня готовности детей к обучению грамоте. Для комплексного изучения готовности старших дошкольников нами применялись следующие диагностические методики.
I.Изучение состояния у старших дошкольников состояния фонетического слуха
1. С целью выявления сформированности у детей слуховой дифференциации звуков им предъявляются такие картинки, названия которых отличаются только одним проверяемым звуком.
Бочка – почка, крыша – крыса, лук – люк, мишка – миска, коза – коса.
2. Испытуемому следует повторить цепочки слогов либо слов с оппозиционными звуками: да – та; да – да; та – да – та и т.д.
3. Устное деление слов на слоги. Детям предлагается произносить слова и хлопать, то есть с помощью хлопков делить предложенные слова на слоги: кот, ма-ши-на, кош-ка, де-душ-ка.
II.Сформированность у детей фонетического восприятия
1. Определение детьми с опорой на картинки первого гласного в слове. Например: аист, иголка, облачко.
2. Определение детьми с опорой на картинки первого согласного в слове: Например: муха, солнце, муха, лук, карандаш, рыба, бочка.
3. Определение детьми с опорой на картинки последнего согласного.
Например: жук, рак, карандаш, сом
4. Определение детьми с опорой на картинки количества звуков в конкретном слове. При этом испытуемому предлагаются слова, состоящие из 2-5 звуков. Например: рыба, лапа, кора, шуба, шуба, жук, шуба, рак.
5. Проверка сформированости у старших дошкольников фонематический синтез. Для этого ребенку предлагаются слова, состоящие из 3-5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. В ходе исследования взрослый должен слова произносить с небольшой паузой. Например: [н] [о] [с], [м] [а] [к], [к] [о] [т] [ы], [б][а][н][а][н].
III.Изучение грамматического строя речи старших дошкольников. В этом случае в рамках диагностики детям предлагается пять игровых заданий, которые объединены общим сказочным сюжетом, а также героем. Фиксируются правильные и неправильные ответы детей. При обследовании грамматического строя речи выявляются следующие умения ребенка: 1) образовывать существительные множественного числа; 2) образовывать существительные в родительном падеже множественного числа; 3) образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; 4) согласовывать существительные с прилагательными; 5) употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на).
Задание 1. Один – много. Цель – выявление умения ребенка образовывать существительные множественного числа. Ребенку показывается карточка, на которой изображены две парные картинки: 1) один предмет; 2) много этих же предметов. Далее испытуемый должен закрывает часть картинок, например, согнув лист по пунктирной линии, называет изображенные предметы в единственном числе. Далее он открывает закрытые картинки и уже называет изображенные предметы во множественном числе:
Задание 2. Чего не стало? Цель применения – выявить умение ребенка образовывать существительные множественного числа в родительном падеже. В ходе диагностики ребенок рассматривает на рисунке пары предметов. Называет эти предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Его просят запомнить это предметы. Далее ребенок закрывает картинки, например, согнув лист по пунктирной линии. Ему необходимо ответить на вопрос: чего не стало? (мышей, жуков, чашек, мячей, медведей, машин, яблок.)
2.2 Рекомендации по применению игровых технологий В.В. Воскобовича для подготовки дошкольников к обучению грамоте
Развивающие игры В.В. Воскобовича, которые весьма привлекательны для дошкольников своей яркостью и красочностью, при том, как педагогов в этих играх привлекает многофункциональность и возможностью эффективно решать образовательные и развивающие задачи в процессе игры, совершенствовать психологические процессы; развивать мелкую моторику и расширять словарный запас. Играя, старший дошкольник решает разного рода логические задачи со звуками, с буквами, а также путешествует по лабиринтам, составляя слоги и слова, наконец, занимается словотворчеством.
На занятиях по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте важно использовать следующие пособия и игры:
1) игровой графический тренажер под названием «Игровизор» с интересным печатными приложениями «Лабиринты букв» (буквы гласные и согласные);
2) универсальный игровой комплекс под на «Коврограф «Ларчик» с приложение «Набор букв и знаков Ларчик», а также игровой комплект «МиниЛарчик»;
3) игры-эрудиты: «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька»;
4) следующие «Знаковые конструкторы»: «Шнур-малыш», «Шнур-затейник», а также «Конструктор букв»;
5) игры «Читайка на шариках 1,2»;
6) игровое пособие для обучения детей чтению «Складушки».
При использовании игр и пособий В Воскобовича в рамках проведения НОД, также, как и при традиционной структуре занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению грамоте, должна проводиться первичная работа с детьми над звуком в различных аспектах, затем осуществляться звуко-буквенный анализ и должна вестись работа над буквой. Тем не менее, особое место должно уделяться работе с буквенным конструктором, при помощи которого старшие дошкольники закрепляют образ букв, узнают их характеристики, осуществляют анализ и синтез образов букв (это происходит как визуально, так и практическим способом). То есть ребятам должны предлагаться карточки с изучаемой буквой, проводиться анализ числа элементов, которые составляю букву, а далее дошкольники ее разрезают ножницами на определенное количество элементов и должны выложить на столе.
Заключение
Основными задачами при подготовки дошкольников к обучению грамоте являются следующие: 1) развитие у старших дошкольников фонетического слуха; 2) формирование у детей фонетического восприятия; 3) развитие грамматического строя речи; 4) формирование у дошкольников словаря и навыков словообразования; 5) развитие у детей связной речи; 6) развитие у дошкольников мелкой моторики и пространственного восприятия.
Применение технологии В.В. Воскобовича способствует эффективному развитию всех указанных выше предпосылок обучения грамоте. Например, это «Сказочные лабиринты игры», включающие в себя комплект «Чтение через игру» и ряд других игр,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. 1.Акименко, В.М. Опыт работы по обучению грамоте и развитию речи детей в классах предшкольной подготовки / В.М. Акименко. – Текст: непосредственный // Логопед в детском саду. – 2013. – № 4. – С. 14-22.
2. Адрова, Т.Н. Использование игровой технологии В. Воскобовича в детском саду / Т.Н. Адрова, И.И. Радина. – Текст: непосредственный // Педагогическая наука и практика. – 2018. – № 1. – С. 83-89.
3. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма / М.М. Безруких. – Текст: непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 60-66.
4. Безруких, М.М. Подготовка дошкольников к обучению грамоте / Б.М. Безруких. – Текст: непосредственный // Нарушение речи у дошкольников. – 2015. – №7. – С. 10-46.
5. Бондаренко, Т.М. Развивающие игры в ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ИП С.С. Лакоценин, 2009. – 190 с. – Текст: непосредственный.
6. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Визель. – Москва: АСТ, 2015. – 127 с. – Текст: непосредственный.
7. Воротягина, И.Г. Внедрение развивающих игр В.В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ / И.Г. Воротягина, Е.Ю. Степанова, Н.Н. Зевакина. – Текст: непосредственный // Вопр. дошкольной педагогики. – 2017. – № 3. – С. 88–89.
8. Воскобович, В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет / В.В. Воскобович, Т.Г. Харько. – Санкт-Петербург, 2007. – 110 с. – Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2016. – 420 с. – Текст: непосредственный.
10. Гурьянов, Е.В. Обучение грамоте детей в детском саду / Е.В. Гурьянов/– Текст: непосредственный // Дефектология. – 2014. – №2. – С.36 - 38.
11. Гурьянов, Е.В. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. – Москва: Наука, 1017. – 242 с. – Текст: непосредственный.
12. Демидова, Н.В. Развивающие игры Воскобовича / Н.В. Демидова. – Текст: непосредственный // Образовательные проекты Совёнок для дошкольников. – 2013. – № 5. – С. 8-13.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – Москва: Медицина, 2015. – 374 с. – Текст: непосредственный.
14. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. Карпова. – Москва: Просвещение, 2007. – 112 с. – Текст: непосредственный.
15. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – Москва, 1995. – 100 с. – Текст: непосредственный.
16. Максаков, А.И. Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – Москва, 2018. – 122 с. – Текст: непосредственный.
17. Методы обследования речи у детей / под ред. В.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. – Москва: РИПКРО; 2016. – 254 с. – Текст: непосредственный.
18. Налимова, В.В. Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников / В.В. Налимова, И.Н. Дымченко. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). – Казань, 2021. – С. 13-15.
19. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. – Текст: непосредственный.
20. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Чадовникова. – Текст: непосредственный // Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – Москва: Просвещение, 2016. – С. 122-154.
21. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом / Г.А. Туманова. – Москва: Слово, 2018. – 146 с. – Текст: непосредственный.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: grazhdanskiy-kodeks-rf.com. (дата обращения: 14.09.2022). – Текст: электронный.
23. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – Москва: Маяк, 2016. – 258 с. – Текст: непосредственный.
24. Чиркина, Г.В. Подготовка к обучению грамоте / Г.В. Чиркина. – Текст: непосредственный // Дефектология. – 2015. – №1. – С. 64-65.