Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство является сензитивным периодом в развитии и становлении эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Опыт общения, приобретенный ребенком в дошкольном возрасте, является тем фундаментом, на котором будут строиться его отношения с другими людьми. Этот опыт может и должен быть позитивным, от него зависит дальнейшее успешное личностное и социальное развитие ребенка.
Коммуникативная деятельность определяется как основной способ общения детей со сверстниками, взрослыми. В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях подчеркивал, что коммуникативная деятельность является важным условием личностного развития ребенка [6].
В процессе общения – коммуникации – дети учатся осваивать различные роли – слушателя, говорящего. Общение выступает средством реализации своих желаний. Таким образом, можно обобщить, что в процессе коммуникативной деятельности дети учатся общаться друг с другом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ориентируют нас на «… развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,…, готовности к совместной деятельности со сверстником…» [35, с. 11]. Таким образом, на современном этапе развития образования возникает необходимость развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
К сожалению, многие дошкольники, и не только, не владеют адекватными навыками коммуникативной деятельности. Интерес к дошкольному возрасту обусловлен тем, что в данном возрасте детям еще не привиты все правила общества, и они осваивают их в процессе своего развития. Многие дошкольники испытывают затруднения в общении со сверстниками. Причин данному явлению множество, но данное исследование направлено на выявление особенностей коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) формируют наибольший кластер детей среди всех категорий детей с особыми образовательными потребностями.
Специфика патологий детей с ЗПР отражается на речевом развитии ребенка. В результате чего речь ребенка формируется дольше, чем у нормально развивающихся сверстников. Как итог, дети с ЗПР испытывают трудности в общении, что провоцирует их на агрессию или одиночество.
Специфика детей с ЗПР начала изучаться под руководством Т.А. Власовой и Т.С. Певзнер. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, выделяющих ряд отличительных черт в развитии у детей с недостаточным уровнем развития, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены, среди них – вопрос формирования коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития.
В данное время, единство представлений о процессах образования у детей с задержкой психического развития в коммуникативной деятельности, не полностью рассмотрены условия, содействующие эффективному формированию основных компонентов их положительному коммуникативному действию [1, с. 17].
Развитие коммуникативных умений личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных коммуникативных качеств и развитие коммуникативной деятельности личности в целом.
Таким образом, актуальность данного исследования усматривается с нескольких сторон:
- правовой – дети с ЗПР имеют те же образовательные и гражданские права, что и нормально развивающие сверстники;
- социальной – дети с ЗПР ограничены в развитии коммуникативной деятельности, что напрямую отражает их вхождение в социум и дальнейшее социальное развитие;
- педагогической – необходимостью определения программ, методов и средств коррекционной работы по развитию у дошкольников с ЗПР навыков коммуникативной деятельности.
Выявленная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Анализ программ, методов и средств формирования коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития».
Цель исследования заключается в изучении программного содержания, методов и средств формирования коммуникативной деятельности у дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – процесс развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – методы, средства развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ЗПР.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «коммуникативная деятельность»;
2. Описать особенности развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ЗПР;
3. Изучить опыт работы специалистов в области развития коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР;
4. Провести экспериментальную работу по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР.
Методы исследования:
- общенаучные – синтез, сравнение, обобщение имеющейся психолого-педагогической, медицинской и методической литературы по теме исследования;
- частнонаучные – беседа, наблюдение, педагогическое измерение, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Теоретико-методологической основой настоящему исследованию послужили труды в области:
- генезиса развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте (О.А. Анисимова, Н.Н. Богомолова, И.В. Гришняева и др.);
- влияния патологий детей с ЗПР на коммуникативную деятельность (М. С. Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовской и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : методическое пособие / А. Г. Арушанова. - М. : Сфера, 2011. – 80 с.
2. Белопольская, Н.Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития : монография / Н. Л. Белопольская. – М. : Когито-Центр, 2004. - 32 с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : Учебное пособие для студентов пед. вузов / Л. Н. Блинова ; М-во образования РФ, Упр-ние спец. образования. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 134 с.
4. Бойко, Т.В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития : Старшая группа: / Т. В. Бойко. – Волгоград : Учитель, 2012 . – 100 с.
5. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР : Организационный аспект: методическое пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина. - М. : Сфера : Секачев В., 2007. – 80 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1984. - 417 с.
7. Дмитриева, ЕЕ. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с лёгкими формами психического недоразвития / Автореф. дис. … д-ра психол. наук / Е. Е. Дмитриева. Н. Новгород, 2005. - 54 с.
8. Дмитриева, Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Шестилетние дети : проблемы и исследования : Межвуз. сб. науч. трудов /отв. ред. У. В. Ульенкова. - Нижний Новгород : НГПУ, 1993. – 124 с.
9. Занятия для детей с задержкой психического развития : Старший дошкольный возраст : пособие / Авт.-сост.: Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 154 с.
10. Зотова, И.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Д.В. Могилка // Проблемы современной науки и образования. 2017. - № 17 (99). - С. 78-81.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. / С. А, Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
12. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция : учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – М. : СПб. : Питер, 2004. - 480 с.
13. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психологического развития : материал для логопедов, дефектологов, психологов / И. Д. Коненкова. - М. : ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
14. Кудрявцев, В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка : Учеб. пособие / В. Т. Кудрявцев; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 1997. – 153 с.
15. Козлова, К.М. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого-педагогической литературе / К.М. Козлова, В.В.Алпатова, А.В. Сюникова / / В сборнике: Педагогика и психология: научные приоритеты учёных Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 26-32.
16. Крушная, Н.А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития : монография / Н. А. Крушная. - Челябинск : ЮУрГГПУ, 2017. - 210 с.
17. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии»/ Лисина М.И. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.
18. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Лисина М.И. – М.: Педагогика, 2013. – 215 с.
19. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
20. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития : учебное пособие / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич. - СПб. : Эко-Вектор, 2017. - 540 с.
21. Морозова, В.В. Состояние лексического компонента речи старших дошкольников с задержкой психического развития / В. В. Морозова // Вузовская наука – образованию и промышленности. XI Вишняковские чтения : материалы междун. науч. конф., 28.03.2008 г. – СПб., 2008. – С. 211-214.
22. Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития : пособие для учителей нач. школ, психологов-практиков, родителей / Л. Г. Мустаева. - М. : АРКТИ, 2005. - 56 с.
23. Основы теории коммуникации : учебник для студентов вузов / М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов [и др.] ; под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2007. – 616 с.
24. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечкано- ва, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой.— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 415 с.
25. Самохвалова, Е.А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. - Т.1. - С. 52-56.
26. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте : автореф. дис. ... д–ра психолог. наук : 19.00.10 / Е. С. Слепович. – М. : [б. и.], 1994. – 45 с.
27. Смирнова Е.О. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников // Вопросы психологии. 2013. - №1. - С.39-41.
28. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.
29. Сорокоумова, С.Н. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития / С. Н. Сорокоумова, В. В. Кисова / Дефектология. – 2015. - № 4. – С. 63-75.
30. Стеркина, Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. - М.: Дрофа, 1999.
31. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук. - Кишинев: Штиинца, 1989.
32. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. – СПб. : Питер, 2008. – 192 с.
33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
34. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебнометодическое пособие / Г. В. Фадина. – Балашов : Николаев, 2004. – 68 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).
36. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - № 10. – С. 256-262.
37. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития представлений о себе и других людях : методические рекомендации / авт.: Е. С. Слепович, С. С. Харин. - Минск : НИИП, 1989. - 16 с.
38. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 256 с.
39. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития : методическое пособие / С. Г. Шевченко [и др.]. - М. : Школьная пресса, 2007. - 96 с.
40. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.