Фрагмент для ознакомления
1
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения мальчиков и девочек подросткового возраста к алкоголю в полных и неполных семьях 3
2.1. Организация исследования 3
2.2. Результаты исследования 6
2.3. Анализ результатов исследования 10
Выводы по исследованию 12
Приложения 13
Приложение 1 13
Приложение 2 15
Приложение 3 30
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения мальчиков и девочек подросткового возраста к алкоголю в полных и не-полных семьях
2.1. Организация исследования
Цель эмпирического исследования – выявить особенности отношения мальчиков и девочек подросткового возраста (13-16 лет) к алкоголю в пол-ных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют различия в от-ношении подростков к алкоголю в полных и неполных семьях.
Исследование проводилось на МОУ СОШ №16 г. Ухты в 8-9 классов.
В исследовании приняли участие 40 подростков 13 – 16 лет, которые представили две группы:
- 1-я группа – подростки из неполных семей – 20 человек, из них 10 де-вочек и 10 мальчиков;
- 2-я группа – подростки из полных семей – 20 человек, из них 10 дево-чек и 10 мальчиков.
С помощью анализа документации и беседы с психологом школы и классными руководителями сначала для исследования были отобраны под-ростки из неполных семей. Далее, на основе характеристик первой группы, была сформирована вторая группа подростков из полных семей.
В исследовании использовались психодиагностические и математико-статистические методы.
В качестве методик использовались:
1. Тест – опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Кор-зунин) (Приложение 1).
2. Ассоциативный ряд (Приложение 1).
3. Исследование отношения к алкоголю методом М. Люшера (Прило-жение 1).
Характеристика методик
1. Тест – опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин) предназначен для диагностики склонности подростков к зависимо-стям и отношения к веществам, влияющим на психику, в основном – к алко-голю.
Опросник состоит из 30 утверждений, задача испытуемого – отметить утверждения, с содержанием которых он согласен.
При обработке подсчитывается количество отмеченных ответов. интер-претация результата:
- до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен;
- от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведе-ния;
- от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимо-му поведению .
2. Ассоциативный ряд использовался для изучения когнитивных представлений подростков об алкоголе. Испытуемым было предложено про-должить фразу: Алкоголь – это... и дать не менее 5 ответов.
Ответы испытуемых подвергались качественному анализу. Каждый от-вет получал оценку:
- положительная оценка – 2 балла (алкоголь – это способ расслабиться, снятие стресса, веселье, помогает в общении и т.п.);
- нейтральная оценка – 1 балл (алкоголь – это вещество, напиток, спирт, пиво и т.п.);
- отрицательная оценка – 0 баллов (алкоголь – это наркотик, зло, веще-ство, вызывающее зависимость и т.п.).
Чем выше общая сумма баллов, тем более позитивное представление об алкоголе у подростка.
3. Исследование отношения к алкоголю методом М. Люшера. Цель – определение эмоционального отношения подростка к алкоголю.
Исследователь раскладывает перед подростком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке, просит сказать, на какой из этих цветов больше всего похоже его состояние при мыслях об алкоголе, ал-когольном опьянении. Выстраивается ряд предпочтительных цветов.
Результаты заносятся в таблицу и определяется разность мест цветов у подростка и в норме.
Далее определяется сумма полученных показателей разностей. При по-мощи формулы: ∑ (R1...R8).
Интерпретация:
20 < ЭС < 32 – преобладание отрицательных эмоций при мыслях об ал-коголе;
10 < ЭС < 18 – эмоциональное состояние в норме, алкоголь не вызывает каких-либо эмоций, отношение к нему нейтральное;
0 < ЭС < 8 – преобладание положительных эмоций при мыслях об алко-голе .
Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных про-водилась с использованием статистического пакета программы SРSS 26.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отра-жающее наиболее ожидаемое значение из ряда.
2. U-критерий Манна – Уитни для оценки различий между двумя вы-борками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.
1. Организационный этап – подбор методик, формирование выборки, определение места, времени диагностики, получение согласия родителей.
2. Основной этап – проведение психодиагностики детей и обработка ре-зультатов диагностических методик.
3. Заключительный этап – формулировка выводов по исследованию.
2.2. Результаты исследования
Результаты по тесту – опроснику «Аддиктивная склонность» (В.В. Юс-упов, В.А. Корзунин) в двух группах испытуемых представлены в таблице 1 в Приложении 3.
Результаты диагностики показали, что в среднем в обеих группах под-ростков риск зависимого поведения не выражен. Однако разброс значений в обеих группах достаточно большой.
Соотношение подростков с разной выраженностью зависимого поведе-ния в двух группах испытуемых представлено на рисунке 1.