Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных требований федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования являются требования к личным достижениям в освоении основной образовательной программы общего начального образования, которые должны отражать сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. В условиях внедрения ИЭО ФГОС важно, чтобы дети часть своего свободного времени посвящали деятельности, связанной с работой, техническим моделированием, художественным оформлением и т. д.
Педагогическая система образования направлена на воспитание разносторонне развитой личности, в том числе стремится к тому, чтобы современные дети получали эстетическое воспитание, иначе говоря, приобретали чувство прекрасного на всю жизнь.
Одной из принципиально важных особенностей школы является непосредственно постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания молодежи, приобщения ее к миру литературы и искусства, красоте окружающей действительности. В последние годы в методических рекомендациях Министерства образования Российской Федерации неоднократно подчеркивалось возрастающее значение эстетического воспитания.
Сегодня каждому учителю очевидно, что, прежде всего, формирование творческих сил и способностей человека является одним из важнейших условий развития как личности, так и общества в целом. И именно воспитание интереса к различным видам искусства во всем их многообразии является одним из действенных факторов такого развития.
Никто не сомневается в актуальности проблем культурного воспитания подрастающего поколения, но даже несмотря на это, воспитанию интереса к различным видам искусства уделяется недостаточно внимания.
Большинство исследователей данной проблемы придерживаются мнения о том, что развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы действительно необходимо. . При этом лучше всего использовать для этих целей предлагаемые возможности каждого учебного предмета; особое внимание целесообразно уделить литературе, музыке, изобразительному искусству, эстетике, обладающим значительной познавательной и воспитательной силой. Однако, несмотря на это, стоит отметить, что искусство в школе в некотором роде утратило свой потенциал, перестало быть успешным средством воспитания личности. И в такой ситуации особая роль отводится социально-культурной деятельности.
Цель исследования – теоретически изучить и методически обосновать пути формирования интереса младших школьников к различным видам искусства в процессе социокультурной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования интереса младших школьников к различным видам искусства в процессе социокультурной деятельности.
Предмет исследования – способы формирования интереса младших школьников к различным видам искусства в процессе социокультурной деятельности.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
2) Рассмотреть процесс формирования интереса к различным видам социокультурной деятельности как педагогическая проблема
3) Провести диагностика интереса к различным видам искусства у детей младшего школьного возраста
4) Разработать методические рекомендации по формированию интереса к различным видам искусства в социокультурной деятельности
Методы исследования:
База исследования: МОУ №123
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение).
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Среди психологов, занимающихся изучением детей раннего школьного возраста, существует единое мнение, что ребенок в 6-7 лет – это уже личность. К этому времени он уже многого достиг в межличностных отношениях: ориентируется в семье и семейных отношениях, умеет занять желаемое место и соответствует своему социальному статусу среди родных и близких. Умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к себе, сколько прежде всего тем, как выглядят его поступки в глазах окружающих. В раннем детстве в перипетиях отношений со взрослыми и сверстниками ребенок учится размышлять о других людях. В школе, в новых условиях жизни, эти приобретенные рефлексивные способности сослужат ребенку хорошую службу в решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и коллегами. Новая социальная ситуация вводит ребенка в мир строго нормированных отношений и требует от него организации своей деятельности, отвечающей за дисциплину, за развитие перформативных действий, связанных с приобретением навыков обучения, а также за психическое развитие. вводит ребенка в мир строго нормированных отношений и требует от него организованного произвола, отвечает за дисциплину, за развитие перформативных действий, связанных с приобретением навыков учебной деятельности, а также за психическое развитие [1].
Таким образом, новая социальная ситуация усложняет условия жизни ребенка, начинающего обучение, повышает психологическую нагрузку. Это влияет не только на физическое здоровье ребенка, но и на поведение ребенка. Маленький ребенок живет в условиях своей семьи, где требования, предъявляемые к нему, сознательно или бессознательно соотносятся с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его способностями. Школа - другое дело. В классе много людей, и учителю приходится работать со всеми. Это предъявляет строгие требования к педагогу и повышает психологическую нагрузку ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка не могли мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались родственниками. В школе условия жизни ребенка стандартизируются, в результате чего выявляются многие отклонения от намеченного пути развития: повышенная возбудимость, гипердинамия, выраженная вялость.
Эти отклонения обосновывают детские страхи, снижают волевую активность, вызывают депрессию и т. д. Ребенку предстоит пройти испытания, которые у него накопились. В новых отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию о себе и других. В учебной деятельности, претендующей на признание, ребенок реализует свое стремление к достижению образовательных целей. Добиваясь успеха или неудачи, он попадает в ловушку сопутствующих негативных образований (чувства превосходства над другими и зависти). Развитие способности отождествлять себя с другими помогает снять давление негативных образований и выработать приемлемые позитивные формы общения. [2].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология/ М. А. Ариарский. – СПб: СПбГУКИ. – 2001. – 342 с.
2. Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции / А. И. Арнольдов. – М.:- 2002. – 64 с.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников : [учеб.-метод. пособие] / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 121 с.
4. Беспалько В. П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы. Тюмень:. 1999
5. Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие /. - Архангельск : САФУ, 2014
6. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/ Г.А. Васильева; Институт культуры и социальных отношений международного университета бизнеса и новых технологий/института/.- Ярославль, 2004.
7. Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учеб. Пособие. Тамбов: ТГУ, 2002.
8. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 288 с.
9. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебное пособие. М., 1997. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие.- М., Владос, 2005. - 204 с
10. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М., 1995.
11. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003.
12. Жаркова Л.С. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры и искусств в современных условиях//Мир культуры -культура мира. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2005
13. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. 200 с.
14. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.
15. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1965. – 254 с. – Текст: непосредственный.
16. Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность. Орел, 2000 Литовкин Е. В. Социально- культурная деятельность в контексте современного исторического знания. М., 2003.
17. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства / Крупник Е. П.; Рос. акад. наук. Ин-т психологии, Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Ин-т психологии РАН (ИП РАН), 1999. - 234
18. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – М.: Знание, 1979 – 186 с. – Текст: непосредственный.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 28–е изд., перераб. – Москва : Мир и Образование, cop. 2017. – 1375 с. – Текст: непосредственный.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
21. Ушинский, К. Д. Избранные педагогически сочинения / К. Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
22. Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина. – Москва: Знание, 1972. – 32 с. – Текст: непосредственный.
23. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007.