Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы акцентуации характера 4
1.1 Сущность характера. Природное и приобретенное в характере. Выразительные признаки и значение характера 4
1.2 Структура, типы и черты характера. Наследственность и характер 8
1.3 Акцентуации характера. Влияние поступка на характер 12
Глава 2 Особенности акцентуаций подростков 19
2.1 Психологические особенности подросткового возраста 19
2.2 Особенности акцентуации характера подростков 21
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждый человек – неповторим и индивидуален. Однако, наблюдая за отношением человека к другим людям, к себе, к своему делу, к вещам, способами реакции, поведением людей, их действиями и пытаясь их объяснить, были выделены такие понятия как черты и структура характера.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.
Каждый человек отличается от другого своим индивидуальным своеобразием психики. В этом понимании в обычной речи говорят о чертах, которые характерны для каждого конкретного человека. Характер в этом представлении содержит сложную внутреннюю диалектику. Часто термин «характер» применяется для конкретизации человеческой индивидуальности – того, что отличает конкретного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Одновременно с этим заранее предполагаются черты, общение с другими людьми. Термин «характер» употребляется в речи достаточно часто.
Целью данной работы является рассмотрение акцентуации характера подростков. Задачи:
- описать сущность характера;
- рассмотреть структуры и черты характера; проанализировать наследственность и характер;
- изучить акцентуации характера;
- изучить психологические особенности подросткового возраста;
- проанализировать особенности акцентуации характера подростков.
Объект исследования – акцентуации характера. Предмет исследования – особенности акцентуации характера подростков.
Глава 1 Теоретические основы акцентуации характера
1.1 Сущность характера. Природное и приобретенное в характере. Выразительные признаки и значение характера
Характер понимается и как:
- система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
- мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
- отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
Характер (греч. - признак, черта, особенность) - динамическая форма сложного психологического содержания, которая проявляется в постоянном способе жизни индивида .
Характером объясняют также поступки и проступки, жизненные достижения и неудачи. Несомненно, это свойства индивидуальности, но в отличие от свойств нервной системы, темперамента или способностей они отражают не динамику и не результативность, а содержание отношений человека с миром.
В психологии термин «характер» означает общность индивидуальных и специфических свойств психики, которые проявляются в характерных для данного человека способах деятельности, обнаруживаются в обстоятельствах его жизни и определяются отношением личности к этим обстоятельствам.
Характер создается и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта личности, его воспитания. Это влияние носит общественно-исторический характер (например, каждый человек находится в обстоятельствах конкретного временного исторического периода, конкретной социальной среды, формируется как личность под их влиянием). Также важно учитывать и индивидуально-специфический характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его путь).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Галактионов И. В., Личностный компонент механизма психической регуляции творческих аспектов учебной деятельности студентов // Психология обучения. — 2016. — № 4. — С. 29-40
2) Голубева Г. Ф., Связь индивидуально-психологических особенностей со склонностями к суицидальному поведению старшеклассников // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2022. — № 4. — С. 55-61.
3) Гуревич П.С., Психология: Учебник. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 332 с.
4) Егорычева И. Д., Проблемы современного подростка в контексте решения инвариантных задач взросления // Мир психологии. — 2019. — № 4. — С. 88-104
5) Ежова О.Н., Психология: Учебное пособие. — Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. — 95 с.
6) Ипатов А. В., Аутодеструктивное поведение подростков // Дефектология. — 2016. — № 3. — С. 19-25
7) Кардашян Р. А., Психологические особенности лиц с компьютерной игровой зависимостью и предрасположенных к ее формированию // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2018. — Т. 118, № 2. — С. 18-22.
8) Кравченко А.И., Психология и педагогика: Учебное пособие. — Москва : Издательский Центр РИОР, 2021. — 112 с.
9) Литвинов А. Г., Эмоциональная и личностная сфера подростков с психосоматическими расстройствами // Психология и школа. — 2004. — N 3. — С. 80-91
10) Личко А. Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков. патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). — Санкт-Петербург : Речь, 2013. — 251 с.
11) Мамайчук И.И., Методы психологической коррекции детей и подростков [Электронный ресурс] : Учебник. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2020. — 292 с.
12) Носс И. Н., Профильные акцентуации характера в личностно-профессиональной диагностике сотрудников правоохранительных органов // Медицина труда и промышленная экология. — 2020. — Т. 60, № 7. — С. 443-449
13) Савинков С. Н., Основы психологической коррекции детей и подростков [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. — 217 с.
14) Саенко И. А., Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте: особенности взаимоотношений" // Классный руководитель. — 2019. — № 8. — С. 99-128
15) Сапогова Е. Е., Общая психология. Практикум [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 628 с.
16) Собкин В. С., Причины конфликтов подростков с учителями, родителями, одноклассниками и социальная ситуация развития // Вопросы психологии. — 2020. — № 5. — С. 13-24
17) Станибула С. А., Особенности копинг-стратегии у людей с различным типом акцентуализации характера // Психология обучения. — 2017. — № 4. — С. 50-56
18) Хохлов Н. А., Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков // Вопросы психологии. — 2021. — № 5. — С. 76-89.
19) Чиркова Т.И., Методологические основы психологии: Учебное пособие к практическим и семинарским занятиям для студентов психологических факультетов: Учебное пособие. — Москва : Вузовский учебник, 2021. — 416 с.
20) Шаболтас А.В., Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. Том 7: Монография. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. — 150 с
21) Шаболтас А.В., Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. Том 9: Монография. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. — 76 с.
22) Юдина А.И., Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход [Электронный ресурс] : Монография. — Кемерово : ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный институт культуры", 2013. — 208 с.