Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Возрастная психология – это академическая наука. В её структуру входит несколько разделов, каждый из которых изучает определённый возраст человека. Возрастная психология изучает людей от младенческого, до старческого возраста, к примеру, детская психология, психология дошкольника и др. Как любая другая наука возрастная психология рассматривает вопрос о своём предмете, методологии и методиках и др. предмет возрастной психологии описан в специальных терминах - научных понятиях и категориях.
Понятия и категории возрастной психологии отделяют её от предметов других наук, даже таких близких как общая психология, психофизиология, которые также рассматривают возрастные периоды человека. Возрастная психология занимается изучением закономерностей психического развития человека. Под методологией понимают учение о принципах и методах реализации, а также организации и осуществления исследовательской деятельности. Под методами понимают приемы, и средства, которые учёными используются для того, чтобы исследовать все те приёмы и явления, которые необходимы для получения новых знаний и понятий. Все сказанное относится и к науке возрастная психология. Ее явления сложны и своеобразны и достаточно труднодоступны для изучения. На протяжении всей её истории развития ее успехи зависели от того, насколько правильно используются существующие методы при проведении исследований.
В возрастной психологии интегрированы методы самых разных наук. Методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики и др. Это не удивительно. Поскольку любой человек и в любом возрасте - это достаточно многоплановое явление.
Цель работы: изучить содержание возрастной психологии, и её методологическую базу.
Объект исследования: возрастная психология.
Предмет исследования: методология и методы возрастной психологии.
Задачи:
1. Изучить проблемы возрастной психологии как науки.
2. Определить роль и место формирующего эксперимента при получении психологических фактов.
3. Рассмотреть методологические основы изучения психологии человека.
4. Описать организацию и методы исследования возрастной психологии.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психологической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Возрастная психология как сфера науки
1.1. Проблемы изучения возрастной психологии
Человек – явление многоплановое. Все исследования, связанные с развитием и формированием человека должны носить комплексный характер. Ведущей методологической концепцией, которую используют в науке для изучения человека, есть системный подход и концепция системного подхода. В процессе развития знаний в области возрастной психологии произошло её вычленение в отдельную науку. Как любая иная наука возрастная психология имеет свою методологическую базу, с помощью которой исследователи могут эффективно исследовать все психические процессы, происходящие в мозгу человека любого возраста.
Как наука, возрастная психология ставит следующие вопросы:
-существование закономерностей;
- степень всеобщности, то есть обязательности;
-психическое развитие;
-кто и что определяет психическое развитие
-какой человек считается нормально развивающимся и др.
В силу существующих исследований, каким-то возрастам уделяется большее внимание. Когда психолог говорит о человеке, моделью для него служат люди, которые его окружают. Современные люди в своём большинстве ориентируются на разум. Многие исследователи считают, что чувства и эмоции современного человека достаточно бедны [5].
Каким образом можно понять поведение другого человека. По каким причинам люди обладают разными способностями. Какова природа души человека. Эти и другие вопросы во все времена занимали умы людей. У исследователей никогда не утихал интерес к человеку и его поведению. В данном случае речь идёт о тех субъектах, которые имеют нормальное обычное развитие. Рациональный подход к познанию мира у учёных основывается на идее, что всё, что нас окружает, существует независимо от нас и от нашего сознания. При всём этом всегда существует возможность для исследования существующей действительности опытным путём. В дальнейшем всё можно прояснить с научной точки зрения.
Ученые и исследователи в самых различных направлениях науки неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Такое представление существует и в возрастной психологии. При этом очевидно, что сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователей знаний основных принципов и методов их изучения. Исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений руководствуется некоторыми теоретическими установками. Под ними понимают все те принципы, которые лежат в основе науки возрастная психология.
Как отрасль психологической науки возрастная психология изучает динамику психики человека и психологические качества человека. При этом объектом возрастной психологии являются возрастные изменения психики и поведения человека. Предметом возрастной психологии можно рассматривать законы, закономерности и тенденции изменения психики и поведения человека в течение его жизни. Как ведущую научную категорию возрастной психологии можно рассматривать психическое развитие человека. При этом рассматриваются качественные изменения, появление новообразований, новые механизмы, процессы, структуры и др. Исследователи отмечают, что изменения, происходящие в развитии человека, могут быть следующими [14]:
1. Количественными и качественными.
2. Непрерывными и скачкообразными.
3. Универсальными и индивидуальными.
4. Обратимыми и необратимыми.
5. Целенаправленными.
6. Изолированными и интегрированными.
7. Прогрессивными и регрессивными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова // Издательство: Академический проект. - 2003 г. - 36с.
2. Бернс, Р. Стадии личностного развития в концепции Э. Эриксона [Текст] / Р. Бернс // Хрестоматия по детской психологии.- М.: МПСИ, 2005.- С.630-651.
3. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков. - Издательство: Владос, 2010 г., - 198с.
4. Возрастная психология как наука [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://ebooks.grsu.by/semchuk/tema-1-vozrastnaya-psikhologiya-kak-nauka.htm (дата обращения 14.12.2022).
5. Выготский, Л.С. Проблемы возраста [Текст] / Л.С. Выготский. - Хрестоматия по детской психологии. – М.: МПСИ, 2005.-С. 27-50.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо // Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ Гамезо М.В. — М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512с.
7. Исследования в психологии. Методы и планирование [Текст] / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер. - 2004. – 558с.
8. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики подросткового возраста [Текст] / И.С. Кон // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.- С.333-343.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина // Издательство: Академия, 2009 г., - 201с.
10. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] /А.Г. Маклаков // Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2001. – 592с.
11. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.С. Мухина. 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - С.51-55.
12. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С.Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
13. Основные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://studfile.net/preview/5360818/page:3/ (дата обращения 14.12.2022).
14. Предмет, задачи и проблемы психологии развития и возрастной психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://studopedia.ru/2_85109_lektsiya--predmet-zadachi-i-problemi-psihologii-razvitiya-i-vozrastnoy-psihologii.html?ysclid=lbnsy1exxb29541178 (дата обращения 14.12.2022).
15. Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст] / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005. – 312с.
16. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» [Текст] / Л.Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
17. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе, Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл, 2004. — 413 с.
18. Хилько, М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст] / М.Е. Хилько. - Издательство: Юрайт, 2010 г., - 158с.
19. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
20. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности [Текст] / Э. Эриксон // Хрестоматия по детской психологии. – М.: МПСИ, 2005.- С.622-630.