Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников 5
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания 5
1.2. Основы нравственно-патриотического воспитания младшего школьника 7
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания при изучении предмета «Окружающий мир» 10
Глава 2. Анализ патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 14
2.1. Результаты экспериментальной работы по патриотическому воспитанию младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир» 14
2.2. Система работы по патриотическому воспитанию средствами предмета «Окружающий мир» 19
2.3. Контрольный этап эксперимента 22
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 1 37
Приложение 2 38
Приложение 3 39
Фрагмент для ознакомления
2
продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные интересы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Выводы по первой главе.
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Это обусловлено потребностью российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению. Патриотическое воспитание сегодня - задача государства, общества и образовательных учреждений.
Глава 2. Анализ патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
2.1. Результаты экспериментальной работы по патриотическому воспитанию младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир»
Для выявления необходимых педагогических условий патриотического воспитания у младших школьников был проанализирован УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова», курс «Окружающий мир». Интегрированный курс «Окружающий мир», разработанный группой ученых под руководством Н.В. Нечаевой, реализуется в рамках образовательного проекта «Развивающая система Л.В. Занкова» и включает в себя сведения из биологии, географии и истории. Он рассчитан на четырёхлетнюю начальную школу.
Программа «Развивающая система Л.В. Занкова» соответствует потребностям детей младшего школьного возраста и учитывает индивидуальные способности их познавательной деятельности.
УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» предоставляет большие возможности для воспитания патриотизма при изучении предмета «Окружающий мир». Важную роль в его формировании выполняет общая структура всех учебников.
УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» является наиболее приемлемым и актуальным с точки зрения воспитания патриотизма. Данная система УМК помогает учителям совместно с учениками достигнуть высокого уровня знаний в изучении каждой темы, также она даёт возможность применять творческий потенциал детей в целях наилучшего усвоения учебного материала.
Базой для экспериментальной работы стала ГБОУ СОШ №180 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Г» класса в составе 10 человек. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Целью экспериментальной работы было выявление педагогических условий патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
1) Выявить критерии патриотической воспитанности младших школьников.
2) Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить соответствующие критерии.
3) Провести диагностику исходного уровня патриотической воспитанности у младших школьников.
Нами были выявлены следующие критерии:
1) когнитивный – сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;
2) поведенческий – стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села.
Первый критерий мы изучили с помощью методики М.А. Манойловой «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников» (Приложение 1). Методика состоит из двух частей и позволяет выявить познавательный и эмоциональный компонент патриотизма. [22, c 68]
Второй критерий мы изучили с помощью методики О.Г. Холодковой «Самооценка нравственных качеств» (Приложение 2), которая позволяет изучить проявление нравственных качеств в поведении ребёнка.
На констатирующем этапе эксперимента выявляли исходный уровень патриотической воспитанности младших школьников по двум выбранным критериям (табл. 1).
Таблица 1. Уровень сформированности показателей когнитивного критерия патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе.
№ п/п И.Ф. Задание №1 Задание №2 Сумма баллов Уровень
1. Лиза И. 1 2 3 низкий
2. Вера Ч. 1 1 2 низкий
3. Маша М. 2 1 3 низкий
4. Настя Н. 1 1 2 низкий
5. Кирилл Р. 1 1 2 низкий
6. Арина У. 1 1 2 низкий
7. Стас К. 0 1 1 низкий
8. Влад К. 1 1 2 низкий
9. Миша Г. 1 3 4 средний
10. Вова Т. 1 4 5 средний
Результаты изучения уровня сформированности данного критерия у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента были следующими: 0% учащихся имели высокий уровень, 20% – средний уровень, 80% – низкий уровень изучаемого критерия. Для наглядного обозрения результатов изучения данного критерия на основе табл.1. была построена диаграмма рис.1.
Рис. 1. Уровень сформированности показателей когнитивного критерия патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе.
Для оценки второго критерия – поведенческого, мы использовали методику «Самооценки нравственных качеств», с помощью которой выявляли уровень сформированности стремления внести свой вклад в развитие малой родины (табл. 2).
Таблица 2. Уровень сформированности показателей поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
№ п/п И.Ф. Сумма баллов Уровень
1. Лиза И. 6 высокий
2. Вера Ч. 6 высокий
3. Маша М. 3 средний
4. Настя Н. 0 низкий
5. Кирилл Р. 6 высокий
6. Арина У. 0 низкий
7. Стас К. 5 высокий
8. Влад К. 6 высокий
9. Миша Г. 2 средний
10. Вова Т. 6 высокий
Результаты изучения уровня сформированности данного критерия у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента были следующими: 50% учащихся имели высокий уровень, 20% – средний уровень, 30% – низкий уровень изучаемого критерия. Для наглядного обозрения результатов изучения данного критерия на основе табл. 2. была построена диаграмма рис 2.
Рис. 2. Уровень сформированности показателей поведенческого критерия патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе.
Из диаграммы видно, что на констатирующем этапе эксперимента большинство учащихся имели высокий уровень сформированности показателей.
Уровень патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе мы изучали по двум выбранным критериям, при этом результаты всех проведенных методик суммировались. Для оценки уровня патриотической воспитанности младших школьников нами была разработана градация с учетом максимально и минимально возможных баллов по
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2015. – №4. – С. 23-25.
3. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2013. – 192 с.
4. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352.
5. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66-68.
6. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. //Молодой учёный, 2012, № 5. — С. 405–412.
7. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 144 с.
9. Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / А.Н. Вырщиков. – М., 2013. – 330 с.
10. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2015. – №6. – С. 59-63.
11. Гаязов А.С. Формирование гражданина / А.С. Гаязов. – Ч.: ЧГПУ «Факел», 2005. – 238 с.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года, № 795//Собрание Законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года.
13. Ефремова Г.А. Патриотическое воспитание школьников / Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2015. – № 8. – С. 17.
14. Ипполитова Н.В. Основы понятия патриотического воспитания / Н.В. Ипполитова. – Жадринск: УКРО, 2013. – 174 с.
15. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова. – Ростов: «Феникс», 2014. – 448 с.
16. Козакова И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РАО, 2015. – 176 с.
18. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа. – 2012. – №4. – С. 4-6.
19. Лутовинов В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания / В.И. Лутовинов. – М.: Сфетофон, 2014. – 256 с.
20. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н.В. Мазыкина // Воспитание школьников. – 2012. - №6. – С. 6-11.
21. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Пособие для учителя / В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2015. – 254 с.
22. Манойлова М.А. Методика «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности» // Инфоурок – М.: Владос, 2013. – 688 с.
23. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93-100.
24. Пашкевич И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирования, разработка занятий / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
25. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособ. для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2005. – 400 с.
26. Русакова Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова // Педагогика. – 2009. – №2. – С. 74-80.
27. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11-т. Т.2 / Под ред. А.М. Еголина. – М.: Академия педагогических наук, 1948. – 655 с.
28. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2014. – 370 с.