Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Существующая и признанная в настоящее время цель физического воспитания - развитие физической культуры человека - не отрицает необходимости обеспечить каждого ученика необходимым минимумом теоретической, технической и физической базовой подготовки. Традиционная система физического воспитания, основанная на форме преподавания в классе и стандартно-нормативном подходе к организации физического воспитания, в частности девушек, практически не учитывает индивидуальные особенности занимающихся, не обеспечивает оптимального развития физических качеств и способностей учащихся.
В этом контексте актуализируется проблема новых организационных форм физического воспитания в школах, которые обеспечивают высокий уровень мотивации двигательной активности учащихся, обращая внимание на индивидуальные и групповые интересы и потребности.
Школьный возраст - это период, в который интенсивно развиваются физические качества, совершенствуются двигательные навыки и повышается функциональные возможности организма.
Тит. Лист
Оглавление
Глава1. Обзор научной литературы по теме исследования особенности развития физических качеств у девушек-учащихся общеобразовательной школы 4
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования особенности развития физических качеств у девушек-учащихся общеобразовательной школы 5
1.1. Психофизиологические особенности девушек –учащихся общеобразовательной школы 5
1.2. Средства и методы совершенствования физических качеств в плавании 11
Глава 2. Методы и организация исследования 16
2.1. Методы исследования 16
2.2. Организация исследования 16
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Введение
Актуальность исследования. Существующая и признанная в настоящее время цель физического воспитания - развитие физической культуры человека - не отрицает необходимости обеспечить каждого ученика необходимым минимумом теоретической, технической и физической базовой подготовки. Традиционная система физического воспитания, основанная на форме преподавания в классе и стандартно-нормативном подходе к организации физического воспитания, в частности девушек, практически не учитывает индивидуальные особенности занимающихся, не обеспечивает оптимального развития физических качеств и способностей учащихся.
В этом контексте актуализируется проблема новых организационных форм физического воспитания в школах, которые обеспечивают высокий уровень мотивации двигательной активности учащихся, обращая внимание на индивидуальные и групповые интересы и потребности.
Школьный возраст - это период, в который интенсивно развиваются физические качества, совершенствуются двигательные навыки и повышается функциональные возможности организма.
Процесс овладения двигательными действиями (трудовыми, спортивными, экспрессивными и т.д.) протекает гораздо успешнее, когда девушки-школьницы, занимающийся плаванием, обладает сильными, выносливыми и быстрыми мышцами, гибким телом и высокоразвитыми навыками управления собой и своим телом, своими движениями. Развитие основных физических качеств при занятии плаванием имеет немаловажное значение, но целенаправленное воздействие на организм требует рационально построенных тренировочных комплексов.
Результат в плавании во многом определяется уровнем развития физических качеств. Это требует постоянного совершенствования средств и методов тренировки.
Предметом исследования является методика развития физических качеств у девушек-учащихся общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс развития физических качеств при занятиях плаванием.
Цель работы: разработать методику развития физических качеств у девушек-учащихся общеобразовательной школы посредством плавания.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования особенности развития физических качеств у девушек-учащихся общеобразовательной школы
2. Разработать методику развития физических качеств у девушек-учащихся общеобразовательной школы.
3. Оценить эффективность методики подготовки девушек-учащихся общеобразовательной школы на занятиях плаванием.
Гипотеза: предполагается, что разработанная методика развития будет более эффективной, если: выявлены возрастные особенности развития физических качеств обучающихся девушек; определены содержание, форма, объем и интенсивность физических упражнений.
В работе использовались следующие методы исследования: 1) теоретический (анализ литературы); 2) эмпирический (педагогический эксперимент); 3) Метод математической статистики.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования особенности развития физических качеств у девушек-учащихся общеобразовательной школы
1.1. Психофизиологические особенности девушек –учащихся общеобразовательной школы
Для каждого этапа онтогенеза характерны свои специфические анатомо-физиологические особенности. Развитие организма протекает неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит интенсивная дифференцировка тканей организма, их формирование.
В 13-15 лет главным образом происходит процесс завершения глубоких функциональных перестроек организма и состояние организма все больше приближается к состоянию, которое характерно для взрослого человека.
Необходимо отметить, что процесс окостенения к возрасту 15 лет еще будет не завершенным. Процесс полного сращения костей тела заканчивается только к 20-21 году. Процесс окостенения ключицы, лопатки, костей плеча и предплечья заканчивается к 20-25 годам, окостенения фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны соответственно к 15-21 и 17-21 годам.
Рост тела в длину начинает заканчиваться к 15 годам. В связи с этим, упражнения на резкие толчки во время приземления с высоты, толчки в плечо при единоборствах за мяч, резкие повороты и остановки, неравномерная нагрузка на правую и левую ногу способствуют вызвать смещения костей плечевого пояса и таза, неправильное их срастание. Большие нагрузки на нижние конечности, в случае, когда процесс окостенения не закончился, могут привести к возникновению плоскостопия.
Возраст 13-15 лет имеет свои особенности развития организма, а также различным уровнем двигательной подготовленности юношей и девушек, т.е. присутствуют особенности полового развития.
Основной особенностью почти всего школьного этапа жизни ребенка является бурный рост и коренные изменения в организме, завершающиеся достижением биологической зрелостью. Это так называемый пубертатный период – период полового созревания, который обычно подразделяется на предпубертатный, т.е. раннюю пубертатную фазу, охватывающий период от начала развития вторичных половых признаков до первой менструации – менархе.
Предпубертатный период является подготовительным и характеризуется выраженным ростом тела ребенка в длину. Он особенно отчетливо заметен у девочек, у которых рост ускоряется, как правило, с 9-10 лет.
Собственно пубертатный период (13-15 лет) – от менархе до появления овуляторных циклов. Характеризуется бурными морфофункциональными изменениями в тканях организма. Происходит становление личности.
В постпубертатном периоде плавно завершается переход организма в зрелое состояние. Закрепляется гипоталамо-гипофизарно-яичнековые отношения характерные для взрослой женщины, заканчивается формирование женского фенотипа. Полная биологическая зрелость обычно наступает у девушек в возрасте 18-21 года.
У девочек с 10-11 лет начинается период полового созревания. Резко ускоряется рост тела в длину, начинается так называемый скачек роста. Причиной этому является действие гормонов гипофиза – одной из важнейших желез внутренней секреции .
У девочек – подростков, развивающихся в среднем темпе, максимальные величины прироста длины тела за год (в среднем по 7-8 см) отмечается в возрасте 11-13 лет. Однако заметно увеличивается окружность грудной клетки, ширина таза, вес. У девушек с ранним типом развития прирост тела в длину после 13 лет уже незначителен, а в 15 лет рост прекращается.
У девушек с относительно замедленным ростом интенсивный рост тела в длину начинается только с 14-15 лет, а заканчивается в 17-18 лет.
После установления регулярного менструального цикла длина тела у девушек изменяется мало.
В 15-16 лет более интенсивно увеличивается окружность грудной клетки, происходит окончательное формирование половых особенностей, женского типа телосложения .
Сравнение антропометрических и физиологических показателей женского и мужеского организма позволяет во многом объяснить ответные реакции женского организма на нагрузку и дает возможности правильно определить выбор средств и методов тренировки .
Возраст 16-17 лет привносит значительные изменения в жизни личности в телесном, умственном и эмоциональном плане. Самый важный, и чаще всего задаваемый себе вопрос в этот период – «Кем я являюсь?» В это время подросток ищет себя, поэтому образ собственного Я еще не является прочным. В результате успешного поиска подросток, перешедший в юношеский возраст, находит тождественность с собственным «Я», свою идентичность.
Образ собственного «Я» состоит из концепции себя, наиболее интенсивно формирующейся в подростковом возрасте, до этого является относительно не развитым и нестабильным.
Самооценка выступает эмоционально-оценочным компонентом собственного «Я», если уровень самооценки низкий, то поведение становится крайне осторожным и тревожным, если высокий – наблюдается повышенная готовность к риску .
Уровень самооценки личности повышается, когда ей удается реализовать мотивации, сформированные в ходе идентификаций, и он может вызвать напряжение, если, например, во избежание отрицательного отношения со стороны окружающих, человеку приходится понизить уровень своих идеалов.
Таким образом, самооценка выполняет сложную регулирующую роль в развитии «Я» и личности девушки, ее колебания могут вызвать значимые реакции.
Интенсивность социализации в юношеском возрасте повышает уровень интенциональности потребности в персонализации.
Механизм интенсивности социализации таков:
- любое переживание, которое воспринимается индивидом как имеющее ценность в плане обозначения его индивидуальности, актуализирует потребность в персонализации и определяет поиск значимого другого, в котором индивид мог бы приобрести идеальную представленность;
- в любой ситуации общения индивид пытается определить и реализовать те стороны своей индивидуальности, которые в каждом конкретном случае доступны персонализации. Невозможность их осуществления ведет к поиску новых возможностей в самом себе или предметной деятельности;
- из двух или более партнеров по общению субъект при прочих равных условиях отдает предпочтение тому, кто обеспечивает максимально адекватную персонализацию».
Активность в рассматриваемый период школьниц в значительной степени ориентирована на то, чтобы занять определенное место в социальной группе .
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
В соответствии с целью и задачами исследования мы использовали следующие методы исследования.
1. Теоретический (анализ литературы);
2) эмпирический (педагогический эксперимент);
3) Метод математической статистики.
1. Теоретический (анализ литературы)
На протяжении всего исследования проводился теоретический анализ научно-методической литературы. Мы рассмотрели вопросы, отражающие современный взгляд на развитие физических качеств девушек - школьниц и методики подготовки пловцов, рассмотрели проблемы физиологического развития девушек в определенном возрасте и соотнесли их с методиками развития физических качеств в плавании.
2. Эмпирический (педагогический эксперимент). Девушки экспериментальной группы тренировались по предложенной нами программе тренировок.
Упражнения для развития силовых качеств в плавании при помощи рук способом «дельфин»
Плавание при помощи рук способом «дельфин» в положении лежа на груди с колобашкой и маленькими или большими лопатками.
Дозировка: для развития силовых качеств упражнение выполняется сериями 6 по 50 метров в среднем темпе; для развития скоростно-силовых качеств - 25 метров в быстром темпе ,25 метров в спокойном темпе в режиме времени 1 минута 10 секунд.
«Буксировка». Плавание при помощи рук способом «дельфин» в положении лежа на груди в парах с использованием колобашки. Плавание при помощи рук способом «дельфин» в положении лежа на груди в больших лопатках с партнером, удерживающим плывущего
Упражнения для развития скоростных качеств при плавании способом «дельфин» в полной координации
Плавание в полной координации способом «дельфин» в положении лежа на груди в лопатках.
Плавание в полной координации способом «дельфин» в положении лежа на груди в ластах и больших лопатках.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств и выносливости в плавании при помощи ног способом «брасс»
Упражнение у неподвижной опоры. Движения ногами способом «брасс» в положении лежа на груди у бортика.
Упражнение в вертикальном положении. Движения ногами способом «брасс» в вертикальном (безопорном) положении
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств в плавании при помощи рук способом «брасс»
Плавание при помощи рук способом «брасс» в положении лежа на груди с колобашкой и без, с фиксатором лодыжек и без него.
«Буксировка». Плавание при помощи рук способом «брасс» в положении лежа на груди в парах с использованием колобашки.
Плавание при помощи ног способом «кроль» в положении лежа на груди или спине, с плавательной доской, находящейся в вертикальном положении.
Упражнения для развития физических качеств в плавании при помощи рук способом «кроль»
Плавание при помощи рук кролем на груди или спине с колобашкой между бедер и без нее, используя фиксатор лодыжек.
Плавание при помощи рук кролем на груди и спине, растягивая вакуумную резину до определенного уровня:
- до середины бассейна с последующей работой на месте по времени, количеству циклов и т.д.;
- до касания противоположного бортика.
Для оценки эффективности методики мы использовали тесты, проведенные в начале и конце эксперимента.
Тестирование включало в себя сдачу контрольных отрезков и нормативов в тренировочном процессе. Отрезки и нормативы контроля включают:
Тест №1 - 4х25 м вольным стилем. Тестирование проводится в бассейне 25м. Измерения результата проводятся с помощью механического секундомера «Атлант», тест обслуживается 2-мя судьями.
По команде «на старт» испытуемый становится на стойку для старта. По команде «внимание», принимает И.П. По команде «марш» выполняет упражнение проплывает 25м вольным стилем на задержке дыхания. Испытуемые проплывает 25м. вольным стилем со старта на задержке дыхания (учитывается средний результат с учетом прохождения 4 отрезков из исходного положения по 25 м), в секундах. Между отрезками интервал отдыха 1 минута. При фальстарте попытка испытуемого не засчитывается, ему дается право на выполнение упражнения заново.
Тест №2 - 4х15 м вольным стилем .Тестирование проводится в бассейне 25м. Измерения результата проводятся с помощью механического секундомера «Атлант», тест обслуживается 2-мя судьями.По команде «на старт» испытуемый принимает И.П. По команде «марш» выполняет упражнение проплывает 25м с отталкиванием от бортика на задержке дыхания (учитывается средний результат с учетом прохождения 4-х отрезков с отталкивания от бортика бассейна по 15 м), в секундах .Между отрезками интервал отдыха 1 минута . При фальстарте попытка испытуемого не засчитывается, ему дается право на выполнение упражнения заново.
Тест №3 - 4х30 м вольным стилем. Тестирование проводится в бассейне 25м. Измерения результата проводятся с помощью механического секундомера «Атлант», тест обслуживается 2-мя судьями.
По команде «на старт» испытуемый принимает И.П. По команде «марш» выполняет упражнение проплывает 15м вольным стилем с разворотом. Испытуемые проплывает 30м. вольным стилем с разворотом (учитывается средний результат с учетом прохождения 4-х отрезков от 15-метровой отметки до борта бассейна, прохождение разворота и обратно, длина отрезка 30 м) в секундах. Между отрезками интервал отдыха 1 минута . При фальстарте попытка испытуемого не засчитывается, ему дается право на выполнение упражнения заново.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аллахвердиев Мубариз Касум Оглы, Кесеменли Афгана Камран Кызы Характеристика мышечной составляющей тела девушек разной конституции / Аллахвердиев Мубариз Касум Оглы, Кесеменли Афгана Камран Кызы //Журнал анатомии и гистопатологии.-2017.-№3.-С.29-32.
2. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 1 (79). – С. 73–76.
3. Горбунов Е.О. Плавание: развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств: учеб.-метод. пособие./ Е.О. Горбунов, В.С. Машанов, С.И. Машанов – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. – 102 с.
4. Грабовская Т.А. Физическая культура в жизни женщин [Текст] : учебное пособие / Т. А. Грабовская. - Витебск : ВГУ им. П. Машерова, 2021. - 59 с.
5. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Мн. : Белинкоммаш, 1993. – 99 с.
6. Зенов Б. Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде / Б. Д. Зенов, И. М. Кошкин, С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2016.-79 с.
7. Капотов П.П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воениздат, 2018. - 865 c.
8. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психол. 2010 - №1. - с. 13-23.
9. Кухтова Н.В. Психология физической культуры и спорта, Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений факультета физической культуры и спорта /Н.В. Кухтова.- Витебск, УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2020.-256 с.
10. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 11-19.
11. Мукашев Р. И. К вопросу о развитии скоростно-силовых способностей у школьников //Научный альманах. – 2017. – №. 5-2. – С. 72-74.
12. Смирнов И.Н. Педагогические условия организации скоростно-силовой подготовки в плавании / И.Н. Смирнов, Н.И. Смирнов //Символ науки. – 2020. – №. 12-2.
13. Фомиченко Т.Г. Совершенствование силовой и технической подготовки пловцов различных возрастных групп. - М.: СпортАкадемПресс, 2017.-104с.
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 11-е изд., стер. - М.: Академия, 2016. – 480 с.
15. Шанина Т.Г. Особенности функционального состояния вегетативной нервной системы старших школьников / Т.Г. Шанина, О.М. Филькина, Е.А. Во-робьева // Здоровье ребенка. 2011. № 3. С. 34–37